Глава 4. Богоизбранный народ

И восславится ваш народ, среди народов, освободив потомков

Жрецов, известивших мать Спасителя о Его приходе.

И останутся они жить на границе Добра и Зла,

И будут охранять от Греха мир людей.

И напомнят всем о Добре и Зле, если

память исчезнет в соблазнах.

(Апокриф от Исава)

Теперь мы можем приступить к рассмотрению вопроса об избранном народе. Этот вопрос ставил в тупик практически всех толкователей Корана. С одной стороны, в Коране четко и ясно говорится о том, что с сынами Исраила был заключен завет, согласно которому они объявляются избранным народом:

О сыны Исраила! Вспомните милость Мою, которую

Я оказал вам, и что Я почтил вас над мирами», (2:122)

А с другой стороны, мы уже отмечали, что Всевышним не очень лестно отзывается об иудеях. Пытаясь снять это разногласие, комментаторы выдвигали разные версии, но никак не могли свести концы с концами. Согласно одних, иудеи были избранным народом, но в результате своей греховности эту избранность потеряли. По-мнению других, иудеи только хотели стать избранным народом.

Согласно Кутбу[22], избранности не может быть вообще, поскольку «Коран провозглашает универ­сальное единство принципа верования, на основании которого милость Господа не ограничивается только одной расой или племенем, а равномерно распространяется на всех тех, которые всегда и всюду придерживаются правильного верования».

Йусуф 'Али[23] отмечает, сыны Исраила стали пионерами в борьбе за дело Аллаха, а потому и "избранным народом", что подтверждает и Маудуди: «Аллах избрал сынов Исраила среди тогдашних народов для выполнения важной миссии: воплощать в жизнь закон Аллаха и распространять во всем мире поклонение Аллаху». По мнению Дарйабади и Маудуди вследствие своей разобщенности, зависти, ненависти и несправедливости при полном знании истины, сыны Исраила лишились привилегированного положения и потеряли свою особую ответственность в мировой истории.

Существуют мнения, что был не один, а два избранных народа; что сыны Исраила заключали со Всевышним не один, а несколько заветов.

Ближе всех к истине оказался Асад, который пишет, что Ибрахима (мир ему) известили о том, что не все его потомки будут праведными, и никто из них не будет принадлежать к «избранному народу» только лишь благодаря своему происхождению от посланника Аллаха. Это относится не только к сынам Исраила, которые через Исхака (мир ему!) происходят от Ибрахима (мир ему), но и к арабской ветви народов Ибрахима (мир ему), к которой принадлежали курайшиты. То есть это косвенно относится и к невер­ным из числа потомков последнего пророка».

Зная, что Исраил на самом деле не Йакуб, а Ибрахим (мир им), что сыны Исраила – не только иудеи, а все его потомки, мы можем сразу же поправить всех комментаторов в части приписывания избранности иудеям. Они никогда не входили в число избранных, поскольку об этом Коран не упоминает ни разу, но об избранности сынов Исраила говорит многократно. Чтобы разобраться с этим вопросом, рассмотрим аят 2:124:

(Вспомни), как испытал Гос­подь Ибрахима повелениями

и как тот вы­полнил их. Тогда Господь ска­зал: "Воистину,

Я сделаю тебя предводителем" - Ибрахим спросил:"А мое

потомство?" Аллах ответил: "Мой Завет не

распространяется на нечестив­цев".

В аяте нам сообщают, что за свою праведность и преданность Аллаху Ибрахим, он же Исраил (мир ему) избирается пророком. На просьбу Ибрахима (мир ему) распространить пророческий дар и на его потомков, которых в Коране именуют сынами Исраила, Всевышний отвечает условным согласием. Условие таково, что дар этот будут получать все праведные потомки Ибрахима (мир ему). Они будут выполнять роль имамов среди народов мира. Именно на них возлагается обязанность проповедовать Ислам среди всего человечества. Сыны Исраила, отклонившиеся от истинной религии, ведущие неправедный образ жизни, эту избранность не получают, или теряют ее с потерей праведности. До тех пор, пока хоть один из потомков Ибрахима (мир ему) по обеим ветвям остается праведником, никто не может сказать, что сыны Исраила потеряли избранность. Такого Всевышний допустить не может, поскольку только среди сынов Исраила, согласно этому завету, избираются пророки с Писанием – посланники, что следует из аята: 3:73:

И не веруйте никому, кроме то­го, кто последовал за вашей религией".

Скажи: "Поистине, прямое руководство - руководство Аллаха". И продолжает: "Потому что это означало бы, что кому-нибудь дается то же, что было дано вам" (пророчество и Писание), - И они станут препираться с вами пред вашим Господом. Скажи: "Поистине, милость - в руке Аллаха: Он дарует ее тем, кому пожелает!" Поистине, Аллах - всеобъемлющ, знающ!

Отсюда становится понятна причина, по которой Священные Писания могут ниспосылаться только через один народ. Это не связано с особым благочестием сынов Исраила, о чем повествует следующие аяты:

Потом Мы дали Писание в наследство тем из Наших рабов, кого Мы

избрали; из них есть несправедливые для самих себя, есть и умеренные,

есть и опережающие благими деяниями по изволению Аллаха;

это великая милость!(35:32)

Мы посылали Нуха и Ибрахима (мир ему) и в потомках их установили

пророчество и Пи­сание. Некоторые из них шли прямым

путем, но многие из них были нечестивыми ( 57:26)

Суть заключается в другом. В любом деле для получения максимального положительного результата необходимо единое централизованное руководство. К примеру, мы прекрасно знаем, что любой вопрос, порученный сразу двум или нескольким министерствам остается, как правило, в неудовлетворительном состоянии. Либо каждый «тянет одеяло на себя», если могут быть какие-то дивиденды, либо никто не занимается им, перекладывая на других. Этот же принцип действует в управлении Мирозданием. Поэтому такое большое внимание Коран уделяет факту единобожия:

Аллах не брал Себе никакого сына, и не было с Ним никакого

божества. Иначе каждый бог унес бы то, что он сотворил,

и одни из них возвысились бы над другими…(23:91)

То же самое происходило бы и в отношении Священных Писаний при существовании нескольких центров (народов или общин), через представителей которых они посылались бы миру. Между этими общинами возникали бы неразрешимые противоречия относительно приоритета и значимости, как самих народов, так и текстов Писаний, что, в конечном счете, создавало бы неразбериху и предпосылки для развития многобожия. Именно поэтому в качестве получателей Писаний был избран один народ – сыны Исраила, потомки Ибрахима.

Избранность Всевышнего не предполагает превознесение над другими народами или предоставление каких-либо преимуществ в отношении жизненных благ исключительно в силу этой избранности. В этом отношении остается незыблемым принцип, сформулированный в аятах 98:6, 98:7:

Воистину, те, которые уверовали и вершили добрые

деяния, они — наилучшие из созданий.

Воздаяние им у их Господа — сады вечности, в которых

текут ручьи. Они пребудут там во веки веков.

Из аята (98:5) мы видим, что не уверовавших сынов Исраиля Всевышний ничем не отличает от многобожников:

Воистину, неуверовавшие люди Писания и многобожники

окажутся в огне Геенны и пребудут там вечно. Они

являются наихудшими из тварей.

Таким образом, избранность сынов Исраила касается только одного-единственного вопроса – получения от Всевышнего Слова Божьего. Только из среды сынов Исраила могли появляться пророки-посланники, несущие миру истинные знания Творца, о чем повествует следующие аяты:

И мы спасли сынов Исраила от унизительного

наказания (44:30)

И Мы их избрали по знанию над мирами (44:32).

Избранность по знанию и никакого превосходства в силу своего происхождения. Вот истинный смысл избранности. Народ Исраила не избран над другими народами, чтобы считать тех гоями, как это представлено в еврейской Торе, и получать жизненные блага за счет их эксплуатации. Они избраны не для того, чтобы им оказывались некие мирские привилегии. Они избраны только для того, чтобы через них, и только через них, доводить до мира Верховную Истину. Читатель в дальнейшем убедится, что в этом миру избранность – это не столько привилегия, сколько очень тяжкая ноша.

Кстати, к выводу о существовании избранного народа и наличия у него просветительской миссии от Бога пришел даже генерал-лейтенант космических войск К.П.Петров. Вот что пишет он в своем труде «Тайны управления человечеством, т. 2»:

«Коран – особого рода проявитель смысла общебиблей­ских и талмудических недомолвок и блудословия: «Те, кому было дано нести Тору, а они её не понесли, подобны ослу, который несёт кни­ги. Скверно подобие людей, которые считали ложью знамения Бога! Бог не ведёт людей неправедных!» – Коран, 62;5,

Из этого можно понять, что миссии народов в мировой исто­рии всё же объективно существуют. И Коран указует, в частно­сти, на то, что в далёком прошлом соплеменники многих ныне актив­ных в публицистике, в политике и в бизнесе «марков» уклонились от выполнения предложенной им Свыше просветительской миссии в отношении всех без исключения народов Земли».

Нам остается сделать только одну, правда существенную, поправку. Не о далеких соплеменниках «марков» идет речь в Коране, а о предках нынешних чеченцев.

Среди народов, не являющихся потомками Ибрахима (мир ему) могут появляться праведники – авлия, но никогда не может быть посланника. Это и есть привилегия, дарованная сынам Исраила, которая превознесла их над мирами (см. аят 2:122):

Сыны Исраила! Вы вспомните ту милость,
Которой вас Я одарил,
И то, что Я возвысил вас над прочим людом.

Читателя может сбить с толку аят 3:33, который создает впечатление наличия двух избранных общин – рода Ибрахима (мир ему) и рода Имрана:

Поистине, Аллах избрал Ада­ма, и Нуха, и род

Ибрахима (мир ему), и род Имрана пред мирами

Однако, следующий аят 3:34 развеивает это недоразумение, указывая, что каждый последующий народ является потомком предыдущего - род Имрана (мир ему) является частью народа Ибрахима (мир ему). Это тоже сыны Исраилевы:

как потомство одних от дру­гих.

Поистине, Аллах - слыша­щий, знающий!

Поскольку род Имрана (мир ему) является частью народа Ибрахима (мир ему), аят имел бы более однозначный смысл при следующей форме перевода:

Поистине, Аллах избрал Ада­ма, и Нуха, и народ

Ибрахима, и род Имрана пред мирами

Значения «народ», «род», «община», «колена» передаются в арабском языке одним и тем же словом.

Можно заметить, что до Ибрахима (мир ему) лишь отдельные пророки являлись избранными Всевышнего, и только начиная с него избранность для передачи сокровенных Знаний получал не только пророк но и вся праведная часть его общины.

Завет с Ибрахимом был обновлен Всевышним через пророка Мусу (мир ему), которого еще называют Калимуллахом, во время исхода народа Исраила из Египта. Этот эпитет Муса (мир ему) получил за то, что с ним говорил с Аллах:

«А с Мусой прямо говорил Аллах» (4:164):

Калимуллах – это арабское слово, дословный перевод которого – «говоривший с Аллахом». Одна единственная метатеза – перестановка местами двух букв, возвращение утерянного при переводе гортанного «къ» превращает его в чеченское Къамил Аллах = Къамаьл Аллах. В переводе получается то же самое - речь с Аллахом. Можно считать это совпадением, но таких совпадений очень и очень много. Их много в Торе, их много в Библии, их много в Коране. Когда совпадений много, это называют закономерностью. Из закономерности выводят закон. Только это не тема настоящей главы, к ней мы вернемся позже, но каждый вправе и сейчас сформулировать для себя этот закон.

Коран не раскрывает нам полную суть Завета в одном аяте, но некоторые подробности мы находим в Хумаш (Пятикнижии):

"И ныне, если слушать будете голоса Моего и хранить Мой завет, то будете

Мне сокровищем из всех народов, ибо Мне (принадлежит) вся земля. И вы

будете Мне царством служителей святому и святым народом».

(Шмот 19:5-6)

Речь, несомненно, идет не о каком-то новом завете, как это трактуют некоторые толкователи Корана, а о напоминании сынам Исраила о прежнем Завете Бога с Ибрахимом.

Завет Аллаха с Ибрахимом (мир ему) есть не что иное, как возобновление уже забытого на тот момент завета Всевышнего с праотцем Нохом (мир ему):

Вот Мы заключили завет с пророками, с тобой, Нухом

(Ноем), Ибрахимом (Авраамом), Мусой (Моисеем) и

Исой (Иисусом), сыном Марьям (Марии).

Мы заключили с ними суровый завет… (33:7)

Согласно Талмуду[21], Бог дал человечеству через Адама и Ноя следующие семь законов:

Запрет идолопоклонства — признание единственного Бога;

Запрет богохульства — почитание Бога;

Запрет убийства — уважение к жизни;

Запрет прелюбодеяния — уважение к семье;

Запрет воровства — уважение к имуществу ближнего;

Запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного — уважение к живым существам;

Обязанность создать справедливую судебную систему.

Маймонид[24] считает, что все народы мира обязаны принять законы потомков Ноя, и подтверждает, что всякий нееврей, соблюдающий эти законы, войдет в царство небесное[25].

Трудно в данном случае возражать и Торе и Талмуду, ибо здесь очень точно выражена суть праведности. Со своей стороны Сайд - Хамзат Нунуев, справедливо отмечая, что Талмуд только повторяет известные моисеевские заповеди, приписывая их Нохе (Ною)[26], считает, что основа Ноева завета состоит в призыве к чистоте нравственности, ибо совесть – язык Бога с каждым из сотворенных Им людей. Такая постановка вопроса снимает многие проблемы: сближает все мировые религии, укрепляет братство всех людей, наделенных Богом совестью. Тоже ничего не возразишь, но, как выяснилось, ни Тора, ни С-Х. Нунуев не раскрыли суть Ноева завета полностью. Праведность – это не условие завета, это требование Священных Писаний, обязательное для всех народов, завет же заключен только с одним народом – сынами Исраила, потомством пророка Ибрахима, известных современникам как хурриты.

Своеобразное определение Завета дал Гиллель Бродский в своей статье «Об избранности еврейского народа» https://www.ijc.ru/i_god27.html:

- Учить все народы мира Богоугодному поведению;

- Молиться за народы всего мира;

- Приносить жертвы от имени народов всего мира.

Нам остается только внести две поправки. Избранность, как мы показали выше, не может относиться к еврейскому народу. Истинный избранный народ пока и не догадывается о том, что он таковым является. Вторая поправка относится к фразе «Приносить жертвы от имени народов всего мира», которую следует изложить в иной редакции:

- Нести ответственность перед Всевышним за грехи всех народов мира.

Это вторая составляющая избранности общины Ибрахима (мир ему) - нести ответственность за приобщение народов к Единобожию, за выведение их из мрака к Свету Творца.

О причине возложения такой ответственности на избранный народ читаем в той же статье Бродского, где приводится фраза Всевышнего, вложенная в уста Амоса: "Только вас отличил Я перед всеми племенами Земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши" (Аммос 3:2.). Остается добавить, что к числу беззаконий относится также недоведение до других народов слова Божьего. На это неоднократно указывается в Коране:

Некогда Аллах вступил в завет с сынами Исраила, и Мы поставили из

них двенадцать вождей колен (общин) [27]. И Аллах сказал: "Истинно, Я с вами, если

будете совершать молитву, давать закят, веровать в Моих посланников и

содействовать им и давать Аллаху хорошую ссуду, то Я очищу вас от

прегрешений и дам войти в сады, где текут реки. А кто после сего

останется неверным, тот уклонился от прямого пути" (5:12).

«И ведь каждый раз, как они (сыны Исраила) заключат договор, часть

из них отбрасывает его. Да, большинство их не верует!» (2:100)

Коль всех сынов Исраила, - весь народ Ибрахима (мир ему) - Всевышний обязывает содействовать посланникам, то очевидно, что речь идет о распространении Истины Аллаха среди других народов. Подтверждение тому мы находим в аяте 2:143:

Итак, Мы сделали вас общиной посредствующей, чтобы вы были

свидетелями относитель­но людей и чтобы посланник был

свидетелем относительно вас…

Во избежание кривотолков отметим – имеется в виду посредничество только в таких чисто технических вопросах, как доведение до народов Священного Писания, разъяснение его сути, и демонстрация красоты Ислама на примере собственной праведной жизни.

С полной определенностью об этом сказано в аяте 3:187

И вот взял Аллах с тех, кому даровал Писание, завет: "Вы

бу­дете разъяснять его людям и не будете скрывать"…

Можно привести еще массу аятов, подтверждающих предлагаемую нами квинтэссенцию Завета, но в этом нет необходимости. Очевидно, подоспело время, чтобы его суть была доведена до нас Творцом через ильхам «Слово Всевышнего»:

117. Аллах много народов на свет сотворил,

Среди них только ты в правоверии жил.

Очень миссией важной Я тебя наделил,

Все народы Ислам привести поручил.

Немногие с вами Ислам предпочли,

Другие на путь сатаны перешли.

118. Победы иблиса Я не мог допустить,

Решение было – чтобы всех истребить.

Я из вашей среды Ноя праведным счел,

И пророческий дар для него предпочел.

Вам спасенье тогда Бог решил принести,

В Рай согласен Он был ваш народ увести.

119. Но с просьбой к Всевышнему Ной обратился:

«О, Всевышний Аллах! О, Великий Аллах!

Ты властью владеешь в обоих мирах!

Желаннее Рая, ничего у нас нет,

Да вот только пути нам пока туда нет.

Не выполнив Божьего нам назначенья,

Не можем в Раю мы принять поселенья.

120. Всевышний, прошу Тебя всех истребить,

Кто сердце иблису позволил скрутить.

А нас же оставь, о, Аллах, на Земле,

Наказ, чтоб могли мы, исполнить вполне.

Не будут народы грешить в этом мире,

Сердца правоверными станут отныне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: