1)Объект и предмет социологии. Структура социологии.
2) Функции социологии. Место социологии в структуре современного знания.
3) Предпосылки возникновения и развития социологии как самостоятельной общественной науки.
4) Классический этап развития социологии (XIX - начале XX в.)
5) Ведущие направления мировой и отечественной социологической мысли XX в.
6)Психологическая парадигма в социологии (З. Фрейд, Г. Маркузе, Э. Фромм).
7) Социологическое исследование и его виды.
8) Опрос как самый распространенный вид исследования в современней социологии, ею разновидности и процедура проведения.
9) Программа социологического исследования.
10) Методика, техника и процедура социологического исследования.
11) Понятие общества, его основные характеристики как целостной социальной системы.
12) Социальные институты и их роль в жизни общества.
13) Социальная стратификация, ее источники и факторы.
14) Понятие личности. Общественное. Коллективное и индивидуальное в личности.
15) Социологические концепции исследования личности.
16) Структура личности.
17) Социализация индивида как процесс становления личности.
18) Культура как объект социального познания и предмет социологического исследования.
19) Структура культуры.
20) Формы проявления культуры в жизни человека. Социальные Функции культуры.
21) Молодежь как социально-демографическая группа.
22) Место и роль молодежи в социальной структуре общества.
23) Социализация молодого поколения, ее особенности в современных условиях.
24) Предмет и содержание социологии труда.
25) Структура, виды и функции труда.
26) Основные социологические теории труда.
27) Отношение к труду, факторы его проявления и формирования.
28) Социальные сущность, виды и функции трудовых организаций.
29) Сплоченность как основная социальная характеристика трудовой организации.
|
|
30)Семья как социальный институт.
Примерные тесты для рубежного контроля
Социология – это:
а) точная наука, опирающаяся на эмпирические факты и математические методы исследования;
б) наука о поведении личности в обществе;
в) наука о законах становления, функционирования и развития общества, а также о социальных отношения и социальных общностях.
2. Творцом социологии считается:
а) Карл Маркс;
б) Макс Вебер;
в) Огюст Конт.
3. Какие перечисленные социальные явления и образования называются социальными институтами:
а) общественные системы, мировое сообщество, цивилизация;
б) базисные механизмы регулирования общества;
в) малые социальные группы, стратификационные системы.
4. Социализацию можно охарактеризовать как:
а) процесс усвоения культурных норм, ценностей и освоения социальных ролей;
|
|
б) социальный процесс, который заканчивается в зрелом возрасте;
в) социальное явление, связанное с поведенческими стереотипами.
5. Какой из социальных статусов является достигаемым:
а) государственный служащий;
б) дворянин;
в) русский.
6. Социология как самостоятельная научная дисциплина появилась:
а) после второй мировой войны;
б) в Древней Греции;
в) в середине XIX века.
7. Главный предмет, которым интересуется социология – это:
а) люди;
б) группы;
в) «межличностное пространство» или социальная структура.
8. Социальные отношения связывают друг с другом:
а) действия;
б) личности;
в) позиции (статусы).
9. Престиж определяется:
а) объемом власти;
б) общественным уважением;
в) связями.
10. Награды и наказания – это две разновидности:
а) социальных санкций;
б) норм;
в) взаимодействия.
11. Все социальные статусы, которые занимают одновременно, формируют:
а) ансамбль ролей;
б) статусный набор;
в) социальную организацию.
12. Основателем социологического позитивизма является:
а) Г. Спенсер;
б) О. Конт;
в) Э. Дюркгейм.
13. В социологической концепции Э. Дюркгейма целью общественного развития является:
а) развитие личности;
б) нарастание солидарности;
в) социальная справедливость.
14. К методам социального контроля не относится:
а) принуждение;
б) убеждение;
в) манипулирование.
15. Постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе называется:
а) стратификация;
б) диффузия;
в) интеграция.
16. Общественный процесс перехода от простого к сложному, от низшего к высшему, называется:
а) регресс;
б) прогресс;
в) реформа.
17. Совокупность биологических и социальных черт, отличающих одного индивида от другого, называется:
а) альтруизм;
б) индивидуальность;
в) темперамент.
18. Синонимом понятия «социальный статус» не является:
а) социальное положение;
б) социальная роль;
в) социальная позиция.
19. Социологические исследования, целью которых является приращение социологического знания и формулирование концепции, называются:
а) прикладными;
б) эмпирическими;
в) теоретическими.
20. К характерным признакам традиционного общества не относится:
а) коллективная собственность;
б) ручной труд;
в) индивидуализм.
21. Какая из перечисленных категорий не относится к предписанному статусу:
а) пол;
б) национальность;
в) образование;
г) возраст.
22. Кто из социологов развил теорию «понимающей социологии»:
а) Г. Спенсер; б) П. Лавров;
в) Г. Зиммель; г) Г. Тард.
23. Выберите документ, самостоятельно заполняемый опрашиваемым в ходе социологического исследования:
а) комментарий; б) анкета;
в) список; г) резюме.
24. Определите метод сбора первичной социологической информации:
а) выборка; б) факторный анализ;
в) опрос; г) обобщение.
25. Элементом социального института не являются:
а) ценности; б) роли;
в) знания; г) нормы.
26. Примером территориальной общности могут быть названы:
а) пролетарии; б) женщины;
в) молодые люди; г) горожане.
27. Социализацию можно охарактеризовать как:
а) процесс усвоения культурных норм, ценностей и освоения социальных ролей;
б) социальный процесс, который заканчивается в зрелом возрасте;
в) социальное явление, связанное с поведенческими стереотипами.
28. Награды и наказания – это две разновидности:
а) социальных санкций;
б) норм;
в) взаимодействия.
29. Переход из одного социального слоя в другой:
а) профессиональная мобильность;
б) горизонтальная мобильность;
в) вертикальная мобильность.
30. Социология как самостоятельная научная дисциплина появилась:
а) после второй мировой войны;
б) в Древней Греции;
в) в середине XIX века;
г) в середине ХХ века.
12. Рейтинг-план дисциплины