Цели и функции системы финансирования инноваций

Развитие инновационной деятельности как на уровне интегрированных структур, так и на уровне отдельного предприятия предполагает создание стройной и хорошо обоснованной системы финансирования. Только в этом случае могут быть созданы необходимые условия для накопления и маневра финансовыми средствами и возможность их концентрации на ключевых направлениях инновационной политики. Поскольку собственных сбережений и текущих доходов потенциальному инвестору недостаточно, его инвестиционная деятельность начинается с рынка. Товарами здесь являются объекты инвестиционной деятельности. Инвестиционный рынок формируется из относительно самостоятельных рынков, в соответствии с классификацией объектов – из рынка реальных и финансовых активов (рис.5.1).

Инвестиции – долгосрочные вложения частного или государственного капитала в различные отрасли национальной (внутренние инвестиции) или зарубежной (заграничные инвестиции) экономики с целью получения прибыли. Подразделяются на реальные, финансовые и интеллектуальные.

Реальные (прямые) инвестиции – вложение капитала частной фирмой или государством в производство какой-либо продукции. Финансовые инвестиции – вложения в финансовые институты, т.е. вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, выпущенные частными компаниями или государством, а также в объекты тезаврации, банковские депозиты

Рынок реальных активов предлагает инвестиционные товары и услуги: недвижимость, земельные участки под застройку, жилье, промышленные объекты, объекты малой приватизации (рынок недвижимости), оборудование (включая аренду), строительные материалы, строительные, монтажные, пуско-наладочные работы, а также реконструкцию и техническое перевооружение (рынок прямых капитальных вложений). На рынке реальных активов реализуется рабочая сила как инвестиционный товар, то есть продается способность к труду по найму.


Рис.4.1 «Структура инвестиционного рынка»


Рынок финансовых активов (объектов финансового инвестирования) подразделяется на денежный рынок и фондовый рынок.

Денежный рынок – часть рынка капитала, опосредующая возмещение потребности в оборотном капитале на срок, как правило, менее одного года. Его часто называют рынком банковских ссуд или рынком ссудных капиталов. Однако более правильным является название «денежный рынок», поскольку, во-первых, оно указывает на краткосрочность операций в этой части рынка капитала и форму, в которой капитал присутствует на этом рынке, и, во-вторых, к денежному рынку кроме собственно ссудных операций относятся операции с валютой, а также часть рынка ценных бумаг. Ценные бумаги, обслуживающие краткосрочные заимствования (до одного года), по своей сути являются инструментами денежного рынка. Основными участниками денежного рынка являются коммерческие банки и небанковские кредитно-финансовые учреждения.

Фондовый рынок – подсистема глобального рынка, функциональная часть рыночной экономики. Его часто называют финансовым рынком, подчеркивая способ его существования посредством обращения финансовых инструментов. Функционирование фондового рынка позволяет предприятиям решать проблемы как формирования инвестиционных ресурсов для реализации реальных инвестиционных проектов, так и эффективного финансового инвестирования.

Важнейшей частью инвестиционного рынка является рынок инновационных инвестиций, включающего рынки научно-технических новаций и интеллектуальных инвестиций, которые предлагают новые технологии, лицензии, патенты на изобретения и открытия, знания, инжиниринговые услуги.

Необходимо отметить, что для различных рынков, формирующих инвестиционный рынок, стадии развития не одинаковы. Это дает возможность переливания инвестиционного капитала из объектов инвестиций рынка, переживающих спад, в объекты инвестиций, находящиеся на подъеме. Инвестирование характеризует размещение ресурсов, а финансирование – источники этих ресурсов. Решением об инвестировании является решение об осуществлении инвестиционного проекта, а решением о финансировании – решение о способе привлечения ресурсов.

Инновационные финансовые ресурсы один из факторов инноваций. Возможность финансирования инновационных проектов определяется физическим наличием и доступностью капитала, вкладываемого сегодня во имя будущей высокой отдачи в случае не совсем очевидного успеха.

Инновационные финансовые ресурсы могут быть рисковым капиталом, вкладываемым для получения высоких прибылей, или некоммерческими (субвенции), для которых отдачей служит достижение целей, важных для устойчивого развития. Типичным примером для коммерческого рискового капитала является венчурная фирма, а для бесприбыльного — общественный научный фонд. Соответственно в первом случае его источниками будут предприниматели и рисковые инвесторы, а во втором — спонсоры с некоммерческой мотивацией

В экономике рыночного типа система финансирования выполняет две очень важные функциираспределительную и контрольную.

Смысл распределительной функции состоит, прежде всего, в том, чтобы обеспечить каждый субъект хозяйственной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами. В качестве субъектов финансирования могут выступать самостоятельные предприятия, инновационные комплексы, интегрированные финансово-промышленные структуры, территориальные opгaны управления, наконец, частные лица. Все они в той или иной мере участвуют в воспроизводственном процессе и формируют конечный общественный продукт. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, характеризуется сложностью и многогранностью и непосредственно связан с действующим гражданским законодательством, налоговой системой, законодательством о банках и ценных бумагах, с другими нормативными документами, которые утверждаются на республиканском, территориальном и местном уровнях управления.

Контрольная функция финансов призвана обеспечить:

- сбалансированность между потребностью в финансовых ресурсах и реальными возможностями их получения;

- своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств предприятия перед государственным и местным бюджетами;

- рациональность расходования материальных ценностей и денежных ресурсов предприятия;

- решение других задач, вытекающих из практики экономических отношений с заказчиками, контрагентами и поставщиками.

Важнейшим инструментом, обеспечивающим реализацию контрольной функции финансов, выступает финансовая информация. Эта информация содержится в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетностях предприятий. Анализ финансовых показателей (объемов финансирования, размера прибыли, дохода, рентабельности, себестоимости, издержек обращения, размеров отчислений на различные цели и фонды и т.п.) дает возможность охарактеризовать все основные стороны работы предприятия, оценить результаты и, если необходимо, предложить комплекс мер, направленных на "расшивку" узких мест и устранение негативных моментов.

Основные принципы построения системы финансирования инноваций.

Базовыми исходными принципами, на основе которых строится система финансирования инноваций, являются:

1. Четкая целевая ориентация системы – ее увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений.

2. Логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов.

3. Множественность источников финансирования.

4. Широта и комплексность системы, то есть возможность охвата максимально широкого круга технических и технологических новинок и направлений их практического использования.

5. Адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней cpеды с целью, поддержания максимальной эффективности.

Рациональная система финансирования всегда нацелена на повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Рост финансовой отдачи – это тот важнейший обобщающий показатель, на основе которого оценивается не только действенность проводимой финансовой политики, но и конечные результаты конкретной практической работы.

Административная модель предусматривает участие инструментов перераспределения, служит за счет республиканского бюджета, а конкретные ее механизмы приводятся в действие административным аппаратом исполнительной ветви власти. Центр выделяет бюджетные квоты министерствам, ведомствам и другим прямым бюджетополучателям, которые в свою очередь финансируют конкретные научно-технические проекты и программы, и финансирует деятельность научно-технических организаций в целом. Для принципиально иного подхода – либеральной модели, использующей в основном косвенное регулирование, ‑ характерна передача большей части распределительных функций рынку, самим хозяйствующим субъектам. Государство при этом через законодательные, налоговые и иные регуляторы стимулирует финансирование научно-технических проектов самими субъектами из их собственных средств.

За государством в лице министерств и ведомств остаются только такие общественно значимые сегменты, как оборона, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и др. В либеральной модели национальной инновационной системы используется инфраструктура: механизмы финансирования, обеспечивающие более эффективные решения – конкурсный отбор и независимая экспертиза проектов, ограничение лоббирования, исключение конфликта интересов, передача регулирующих функций профессиональным объединениям. Выделение средств из бюджета на научно-исследовательские работы в определенных случаях эффективнее распределять не через ведомственные каналы, а через специализированные фонды, важнейшую компоненту финансовой инфраструктуры – систему фондов и ее роль в поддержании и ускорении инновационных процессов в экономике. Объединение финансовых и инновационных функций в единой структуре позволит создать доверительность отношений капитала и науки, повысить квалификацию инновационно-инвестиционных решений, осуществит целостность цикла действий, нацеленность и ответственность за результат инвестиций. Структура инновационно-инвестиционного механизма при объединении указанных функций представлена на рис 5.2.

Рис.5.2. Структура инновационно-инвестиционного механизма для реализации инноваций

Система финансирования является одним из основных инструментов реализации государственной политики в области инновационной деятельности. При отсутствии такой системы невозможно вести речь об эффективном развитии инновационных процессов в республике. Для проведения активной инновационной политики необходимо принятие неординарных мер, направленных на совершенствование системы кредитной и налоговой политики, внебюджетного финансирования. Финансовая политика на данном этапе должна базироваться на концентрации средств на ограниченном числе приоритетов и строгом контроле за их использованием. Должна быть повышена ответственность за эффективное использование бюджетных средств.

В условиях перехода к рыночным отношениям, в том числе и в научно-технической сфере, система финансирования должна адекватно реагировать на изменяющиеся условия экономической жизни в целях достижения максимально возможной эффективности. Опыт развитых стран показывает, что отличительная особенность реализации инновационной политики от осуществления научно-технической политики заключается прежде всего в ресурсах, которые необходимо направлять на эти цели. Если в среднем затраты на фундаментальные исследования принять за единицу, то затраты на прикладные разработки превышают их в 10 раз.

В Республике Беларусь финансирование инновационной деятельности осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об основах государственной научно-технической политики" и "О научной деятельности" за счет:

- средств республиканского и местных бюджетов;

- внебюджетных источников;

- собственных средств предприятий и организаций;

- средств специальных инновационных фондов;

- отечественных и зарубежных фондов;

- иных внебюджетных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Для финансирования инвестиций могут быть использованы внутренние и внешние источники. К внутренним источникам относятся:

- государственные средства – бюджетные инвестиционные ассигнования, средства внебюджетных фондов;

- собственные ресурсы хозяйствующих субъектов и граждан, которые включают в себя, прежде всего внутрихозяйственные резервы инвестора в форме прибыли, амортизационных отчислений, денежные средства предприятий, централизуемых объединениями (ассоциациями) в установленном порядке;

-п ривлеченные ресурсы – средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, физических лиц;

инансирование из централизованных инвестиционных фондов, создаваемых отраслевыми министерствами и ведомствами;

аемные средства — банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы, выпускаемые непосредственно самими предприятиями;

-особые формы кредита:

-- лизинг как способ финансирования инвестиционных проектов;

-- корпоративные векселя (товарный кредит) и др.

Для собственника и менеджера (наемного руководителя) фирмы выгодность источников финансирования инвестиционных проектов можно проектировать в порядке убывания привлекательности следующим образом:

1. Использование сумм амортизационных отчислений

2. Капитализация собственной прибыли в пределах налоговых льгот;

3. Привлечение заемного капитала.

4. Получение льготных коммерческих кредитов, получение льготных государственных кредитов.

5. Привлечение акционерного капитала (размещение пакетов акций среди мелких акционеров, привлечение крупных инвесторов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: