double arrow

Механизм управления инновационными проектами

Различают две основные формы инновационного предпринимательства: создание, приобретение и использование новшеств в экономическом обороте (инновационное предпринимательство) и производственный маркетинг (рыночное предпринимательство). Такие особенности инновационной деятельности, как высокий экономический потенциал, индивидуальность инноваций, высокая степень риска, вызывают необходимость всестороннего изучения этой сферы деятельности. Поэтому возникла отдельная область науки – инноватика,где основная роль отводится инновационному менеджменту как системе управления экономическим развитием, а инновация выступает объектом управления.

Инновационная деятельность не является разовым мероприятием. Процесс улучшения и развития должен иметь постоянный характер. В результате возникает необходимость рассмотрения инновационной деятельности как базы для динамичного экономического развития предприятия (рис. 4.3).

Проблема управления инновациями состоит не в том, чтобы оптимально реализовать отдельные инновационные проекты, а в структурно-качественных построениях нового механизма, новых методов и форм деятельности.

Организация инновационной деятельности должна охватывать решение следующих проблем: технических, информационных, правовых, кадровых, социально-психологических, организационных, финансово-экономических.

Первоочередным принципом процесса организации инновационной деятельности является целенаправленность. Она предполагает наличие системы, охватывающей научно-технические, производственные, экономические, социальные

и экологические цели. Система целей должна иметь иерархическую структуру.

Осуществление инноваций не является самоцелью. Они необходимы как средство для решения конкретных задач общества, предприятия, конкретного человека. Состав и содержание целей зависят от реальных условий применения конкретных инноваций.

Сознательное применение концепций и методов управления, выработанных теорий на практике позволит повысить качество принимаемых решений и достичь увеличения отдачи от средств, вкладываемых в развитие.

Этапы решения управленческих задач в таких сферах, как: стратегический и менеджмент, маркетинг, производство и технологии.

- Формулировка проблемы или возможности. От того, как сформулирована задача, на 50% зависит ее решение.

- Структурирование задачи. У каждой задачи есть определенная структура, включающая в себя: исходное положение, цель, средства, пути решения, данные, правила,

- Стимулирующее представление задачи. Имеются в виду зрительные средства, позволяющие более явно, выпукло изобразить задачу. Графики, диаграммы, матрицы, системы координат и модели - неполный список инструментов визуального представления. От выбора стимулирующего представления зависит направление дальнейших размышлений над управленческой проблемой.

- Мыслительные техники, направленные на поиск решения, Данные техники ("обратная установка", "случайные ассоциации", "переформулирование проблемы", "список важнейших параметров" и др.) являются результатом работы практиков в сфере психологии мышления, помогают разобрать реальные управленческие задачи, позволяют посмотреть по-новому на сложные проблемы, а также предлагают решения для "неразрешимых" задач.

- Инкубация: инсайт, проверка на ошибки.

Чтобы организовать процесс управления инновациями на микроуровне, необходимо решить следующие задачи:

• привести в соответствие цель управления инновациями с целью функционирования организации в целом (например, разработка качественно нового товара для захвата определенного сегмента рынка);

• выявить свои конкурентные преимущества и недостатки (например, квалифицированный опытно-конструкторский персонал, но слабая инвестиционная база);

• определить методы управления инновациями (аналитические, опытно-экспериментальные, прогнозирования, экономические, социально-психологические, административные и др.);

• построить механизм управления инновациями.
Рассмотрим элементы механизма управления инновациями (рис. 3.4.)..

I. Прогнозирование инноваций в организации представляет собой нахождение наиболее вероятных и перспективных путей развития в технической области. Оно дает возможность заглянуть в будущее и увидеть, какие наиболее вероятные изменения могут произойти в области применяемой техники \ технологии, а также в выпускаемой продукции и как это скажется на конкурентоспособности организации. Прогнозирование инноваций включает в себя реализацию трех основных: этапов:

• установление объекта прогноза;

• выбор метода прогнозирования (например, метод экстраполяции, методы экспертных оценок, методы моделирования и др.)*;

• разработка самого прогноза и его вероятностная оценка.

2. Планирование инноваций предполагает соблюдение ряда принципов:

• приоритетность: в план необходимо включать важные и перспективные направления инноваций, предусмотренные в прогнозе, реализация которых обеспечивает организации значительные экономические и социальные выгоды не только в краткосрочном, но и среднесрочном и долгосрочном периодах;

• непрерывность планирования – закономерность и последовательность разработки краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов инновационного развития;

Рис. 3.4. Механизм управления инновациями

· сквозное планирование – это планирование всех этапов цикла "наука – производство": НИОКР, технологической подготовки производства, выпуска новой продукции и ее жизненного цикла (однако данный принцип применяется в крупных корпорациях, которые располагают значительными инвестициями);

· комплексность планирования – тесная взаимосвязь инновационного плана с разделами плана экономического и социального развития организации, производственной программой, инвестиционным планом, кадровой политикой организации, финансовым планом;

· экономическая обоснованность и обеспеченность ресурсами – включение в план только экономически выгодных мероприятий, обеспеченных необходимыми ресурсами, то есть составление бизнес-плана инноваций организации.

Важнейшими отличиями инновационного планирования от планирования маркетинга или снижения издержек производства являются:

· необходимость единовременного привлечения финансовых средств для реализации инновационного проекта;

· более значительный временной лаг от вложения средств до начала получения прибыли;

· долговременный характер создаваемых за счет инноваций основных фондов и увеличение в связи с этим неопределенности будущих условий финансовой деятельности предприятия, а, следовательно, и финансового риска для инвестора.

Указанные особенности определяют требования к инновационным проектам:

1) обязательное прогнозирование возможных изменений условий функционирования предприятия, осуществляющего инновационный проект в будущем;

2) корректный учет в оценке эффективности инновационного проекта факторов неопределенности и риска.

Для учета этих требований разработка инновационного проекта должна осуществляться в следующей последовательности:

· разработка бизнес-плана;

· разработка плана технического развития и организации производства (он разрабатывается на большинстве современных отечественных крупных и средних предприятиях и освещает техническую сторону деятельности, технические нововведения, предлагаемые в реализуемом проекте, а также экономический эффект от них);

· оценка устойчивости показателей экономической эффективности проекта, отраженных в бизнес-плане и плане технического развития и организации производства, к изменению внешних условий функционирования предприятия в будущем.

3. Анализ ситуации включает в себя сбор данных о состоянии факторов прямого и косвенного воздействия внешней среды, а также о положении дел внутри организации. Затем собранная информация классифицируется, анализируется менеджерами различных уровней. Реальные значения контролируемых инновационных параметров сравниваются с запланированными (на базе составленных прогнозов), что дает возможность выявить ряд проблем, требующих скорейшего решения.

4. Идентификация потребности в инновации представляет собой ее определение и правильную формулировку, которая позволит разработать комплекс мер, повышающих эффективность функционирования организации при удовлетворении потребности в инновации. Следует учитывать, что потребность в инновации тесно связана не только с рынком потребителя, но и с рынком производителя (внутренняя потребность организации в повышении уровня прибыли за счет инновации). Также идентификация потребности в инновации не может быть осуществлена только в рамках инновационного отдела организации, требуется помощь маркетингового отдела.

5. Определение критериев выбора альтернатив инноваций предполагает выбор критериев, по которым будет производиться сравнение альтернатив инноваций и выбор наилучшей (например, затраты на инновацию, жизненный цикл инновации, отдача от ее использования и т.п.).

Проблема оценки различных видов проектов имеет две стороны: качественную и количественную. В обоих случаях она сложна ввиду специфики этих работ и отсутствия общепринятых и достоверных сравнительных характеристик

Под качеством научно-технической разработки понимается совокупность свойств, характеризующих ее значение, особенности, полезность и способность удовлетворять определенные потребности общества. Определение у научно-технического уровня разработки начинается с выбора системы показателей, описывающих различные свойства создаваемого изделия. В систему должно входить минимальное, но достаточное число показателей, обеспечивающих объективную оценку объекта разработки. Анализ наиболее обоснованных подходов к оценке НИР показал, что чаще всего рекомендуются следующие критерии: новизна (50 %), перспективность (43,8 %), актуальность (31,3 %), патентноспособность (18,8 %), эффективность (87,5 %).

Обобщенный показатель значимости НИР может быть определен:

где: Ni количественная оценка показателя значимости;

Ci - количественная оценка уровня критерия;

n – число критериев.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь
от 21.07.1997 г. № 914 утверждено «Положение об оценке результатов научной деятельности», которое разработано в соответствии со статьей 29 Закона Республики Беларусь «О научной деятельности» и устанавливает общий порядок оценки результатов научной деятельности по критериям новизны, значимости для науки и практики, объективности, доказательности и точности в зависимости от видов и сфер этой деятельности. Приказом Председателя ГКНТ Республики Беларусь и Президиума НАН Беларуси от 09.09.1997 г. № 84/187 утвержден примерный перечень результатов научной деятельности, показателей и признаков критериев новизны (Пн), значимости для науки и практики (Пз), объективности (По), доказательности (ПД) и точности (Пт) этих результатов. Перечни являются примерными и отражают общие принципы оценки результатов научных исследований во всех отраслях науки. Они могут быть уточнены, дополнены и конкретизированы в зависимости от сфер и видов деятельности. Каждый из вышеперечисленных критеринв в зависимости от характера результатов оценен показателем в баллах от 1 до 5 по мере его улучшения. Таким образом, обобщенный показатель научной значимости работы может быть представлен как относительная сумма всех показателей частных критериев:

Кн = 1 + (Пн + Пз + По + Пд =+ Пт)

6. Разработка альтернатив – это разработка всех возможных вариантов и модификаций инноваций, а также альтернативных путей их внедрения, из которых менеджер может выбрать наиболее оптимальный с учетом специфики организации, поставленных целей и ситуации во внешней среде.

7.Выбор наилучшей альтернативы – сравнение преимуществ и недостатков альтернатив, а также анализ вероятности их применения. Для сопоставления целесообразно иметь набор стандартов или критериев оценки.

Однако, какие бы критерии мы не выбирали для оценки инновационного проекта, профессиональную оценку может сделать только специалист в области, к которой относится разработка. Поэтому важна поэтапная оценка проекта. Все научные объединения в идеале должны иметь специальные комиссии, которые проверяли бы многочисленные исследовательские предложения из их отрасли или технологического поля. Эти комиссии и советы могут состоять как из представителей промышленности, так и из научных экспертов. Два критерия играют большую роль при проверке. Сначала предложения должны оцениваться с точки зрения уровня научных исследований. При этом, прежде всего, обеспечиваются те проблемы, на которые нет готового решения. Дальше предлагается рассматривать предложения в отношении их пользы для большого числа предприятий. Это могло бы гарантировать соответствующий общий характер исследований.

Чтобы определить степень новизны проекта, необходима строгая экспертиза. Многоступенчатый процесс экспертизы можно в четыре ступени:

1. проверка отраслевых исследовательских проектов в специальных комиссиях исследовательских объединений;

2. отбор инновационных проектов сетью экспертов;

3. критическая оценка отобранных проектов;

4. конечная экспертиза результата исследовательского проекта экспертом.

Эта требовательная система оценки обеспечивает признано высокий стандарт качества промышленных исследовательских проектов и одновременно их экономическую существенность.

Часто результатом выбора становится компромиссный вариант, включающий в себя анализ нескольких альтернатив. В современной динамической внешней среде, в которой функционируют организации, следует учитывать и уровень риска (например, выбирается не самый прибыльный вариант, а тот, который обеспечит реализацию инновации с наибольшей вероятностью успеха).

В Республике Беларусь приказом Министерства экономики и Государственного Комитета по науке и технологиям (№ 104/ 42 от 07.05.1999 г.) оценку технического уровня технологического проекта рекомендуется проводить по методу бальной оценки.

8.. Разработка и согласование управленческого решения относительно инновации подразумевают сотрудничество инновационного отдела с другими подразделениями организации и управленческим персоналом. Специфика управления инновациями заключается в том, что разрабатываются они, как правило, квалифицированными специалистами, а принимают решение и утверждают план внедрения менеджеры. В связи с этим в организациях, ориентированных на инновационное развитие, принят групповой процесс принятия управленческих решений. Он позволяет в рамках коллектива выявить несоответствия разных уровней управления и устранить их быстро и качественно.

9. Управление реализацией управленческого инновационного решения начинается с определения комплекса работ и ресурсов, исполнителей и сроков. Затем разрабатывается программа реализации управленческого инновационного решения, которая должна выполняться подразделениями в соответствии с алгоритмом реализации инновационного проекта, представленного на рис.4.4..

10. Контроль и оценка результатов. В ходе осуществления инновационной программы в задачу менеджеров разных уровней входит контроль над исполнением управленческих решений. В случае необходимости оказывается управленческая помощь или помощь квалифицированных специалистов, вносятся коррективы при обнаружении ошибок. Таким образом, наблюдается обратная связь последнего элемента механизма управления инновациями с предыдущими.

Рис.4.4. Алгоритм реализации инновационного процесса

Инновации представляют собой специфический объект управления, требующий значительных инвестиций, квалифицированного научно-технического персонала, масштабных маркетинговых мероприятий. Таким образом, основным требованием для управления инновациями становится системный подход, определяющий взаимосвязи и взаимозависимость между подразделениями организации, необходимость прямых и обратных связей в структуре управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: