Инвентаризация является одним из элементов метода бухгалтерского учета, эффективным методом контроля за сохранностью имущества организации, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате проведения инвентаризации.
Правила проведения инвентаризации определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 142н.
Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Обязательные инвентаризации проводятся:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годового отчета;
при смене материально ответственных лиц;
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
в случае стихийных бедствий, пожара, аварий;
при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;
при коллективной (бригадной) материальной ответственности при смене руководителя коллектива (бригады).
Целями инвентаризации являются:
проверка правильности данных текущего учета и выявления допущенных ошибок;
отражение неучтенных хозяйственных и финансовых операций;
контроль сохранности имущества;
проверка условий и порядка хранения имущества;
проверка соблюдения принципа материальной ответственности;
проверка отражения всех хозяйственных операций в документах и бухгалтерском учете.
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, состав которой утверждает руководитель организации.
В состав комиссии включаются представители администрации, работники бухгалтерской службы и другие специалисты.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Материально ответственные лица дают расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки.
Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.
Если при инвентаризации имущества выявлены отклонения от учетных цен, бухгалтерия составляет сличительные ведомости. В них отражаются результаты инвентаризации, т. е. расхождения между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, когда была закончена инвентаризация.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:
основные средства, материальные ценности, денежные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц: Дебет 01, 10, 41, 43 Кредит 91;
в случае недостачи, выявленной при инвентаризации, делают запись: Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 10, 41, 43, 50;
недостача ценностей в пределах норм естественной убыли списывается по распоряжению руководителя организации на затраты (расходы на продажу) организации: Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 94;
остальную сумму недостачи списывают на виновное лицо по текущей рыночной стоимости и отражают следующими бухгалтерскими записями:
а) Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 94 – на фактическую себестоимость недостачи;
б) Дебет 73-2 Кредит 98 – на разницу между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и фактической себестоимостью по недостачам;
погашение задолженности отражают проводками:
а) Дебет 50 (70) Кредит 73-2 – внесена в кассу (удержана из зарплаты) сумма недостачи виновным лицом;
б) Дебет 98 Кредит 91 – списывается доля доходов будущих периодов на прочие доходы;
если виновное лицо по недостаче не установлено, то еесписывают после окончания срока исковой давности на финансовые результаты (прочие расходы): Дебет 91 Кредит 94.
Вопросы для самоконтроля
1. Что является предметом бухгалтерского учета?
2. Что является методом бухгалтерского учета?
3. Перечислите элементы метода бухгалтерского учета.
4. На какие группы делятся хозяйственные средства организаций?
5. На какие группы подразделяются хозяйственные средства по составу и размещению?
6. На какие группы подразделяются хозяйственные средства по источникам образования и целевому назначению?
7. Что относится к собственным средствам?
8. Что такое бухгалтерский баланс?
9. Что понимается под активом и пассивом баланса?
10. Что понимается под статьей баланса?
11. Какие типы изменений происходят в балансе под влиянием хозяйственных операций?
12. Что такое счета бухгалтерского учета?
13. Строение активного счета.
14. Строение пассивного счета.
15. Для чего предназначены аналитические счета?
16. Что такое субсчет?
17. Для чего предназначены забалансовые счета?
18. Какие бывают виды оборотных ведомостей?
19. Какие парные равенства должны быть в оборотной ведомости по синтетическим счетам?
20. Что называют бухгалтерской проводкой?
21. Как классифицируются счета по экономическому содержанию?
22. Как классифицируются счета по назначению и структуре?
23. Для чего предназначен План счетов бухгалтерского учета?
24. Что представляет собой документация?
25. Как классифицируют бухгалтерские документы?
Тест
1. Наличие и движение имущества, источники его формирования и использования являются:
а) предметом бухгалтерского учета;
б) методом бухгалтерского учета;
в) хозяйственной операцией.
2. Способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств с данными учета – это:
а) документация;
б) калькуляция;
в) инвентаризация.
3. Хозяйственные средства по составу и размещению классифицируются на:
а) внеоборотные активы и оборотные средства;
б) денежные средства и оборотные средства;
в) нематериальные активы и оборудование к установке.
4. Задолженность различных организаций или отдельных лиц данной организации:
а) кредиторская;
б) бухгалтерская;
в) дебиторская.
5. Баланс является документом:
а) учетным;
б) отчетным;
в) плановым.
6. Итог актива баланса должен:
а) быть меньше пассива;
б) не равняться итогу пассива баланса;
в) равняться итогу пассива баланса.
7. Баланс показывает:
а) состояние хозяйственных средств и их источники на определенную дату;
б) последовательность выполнения хозяйственных операций в течение отчетного периода;
в) количественный состав средств организации.
8. К какому типу балансовых изменений относится хозяйственная операция «Возвращена в кассу неиспользованная подотчетная сумма»?
а) I тип;
б) III тип;
в) IV тип.
9. Счет, предназначенный для учета хозяйственных средств:
а) активный;
б) пассивный;
в) активно-пассивный.
10. Запись на счетах бухгалтерского учета производится на основании:
а) документов;
б) устного разъяснения;
в) приказа руководителя.
11. Синтетический учет ведется на:
а) синтетических счетах;
б) синтетических и аналитических счетах одновременно;
в) субсчетах.
12. Аналитические счета используются для:
а) получения информации о рынке, банках, товарах;
б) получения подробных данных об объектах бухгалтерского учета;
в) получения обобщенных данных об объектах бухгалтерского учета.
13. Оборотная ведомость является способом обобщения:
а) бухгалтерской документации;
б) показателей счетов;
в) бухгалтерских проводок.
14. Основные счета:
а) инвентарные и денежные;
б) фондовые и денежные;
в) а + б.
15. Относительно аналитических счетов оборотная ведомость составляется:
а) по всем аналитическим счетам;
б) по каждой группе аналитических счетов;
в) по одному аналитическому счету.
16. Документ – это:
а) основные реквизиты;
б) показатель, характеризующий хозяйственную операцию;
в) письменное доказательство, подтверждающее факт совершения хозяйственной операции, право на его совершение.
17. Документация – это:
а) измеритель хозяйственной операции;
б) способ бухгалтерского наблюдения за хозяйственной деятельностью организации;
в) основа информационной системы организации.
18. Бухгалтерской обработкой документов в организации является проверка поступивших документов:
а) по назначению, по форме;
б) по составу, по существу;
в) по форме, по существу, арифметически.
19. Ответственными за организацию документооборота являются:
а) главный бухгалтер;
б) руководитель предприятия;
в) инспектор по кадрам.