Инвентаризация имущества и порядок ее проведения

Инвентаризация является одним из элементов мето­да бухгалтерского учета, эффективным методом контроля за сохранностью имущества организации, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения опе­раций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фак­тическими данными, полученными в результате проведе­ния инвентаризации.

Правила проведения инвентаризации определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными при­казом Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 142н.

Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обя­зательств, проверяемых при каждой из них, устанавли­ваются руководителем организации, кроме случаев, ког­да проведение инвентаризации обязательно.

Обязательные инвентаризации проводятся:

­ при передаче имущества в аренду, выкупе, прода­же, при преобразовании государственного или му­ниципального унитарного предприятия;

­ перед составлением годового отчета;

­ при смене материально ответственных лиц;

­ при установлении фактов хищений или злоупотреб­лений, а также порчи ценностей;

­ в случае стихийных бедствий, пожара, аварий;

­ при ликвидации (реорганизации) организации пе­ред составлением ликвидационного (разделительно­го) баланса;

­ при коллективной (бригадной) материальной ответ­ственности при смене руководителя коллектива (бригады).

Целями инвентаризации являются:

­ проверка правильности данных текущего учета и выявления допущенных ошибок;

­ отражение неучтенных хозяйственных и финансо­вых операций;

­ контроль сохранности имущества;

­ проверка условий и порядка хранения имущества;

­ проверка соблюдения принципа материальной ответ­ственности;

­ проверка отражения всех хозяйственных операций в документах и бухгалтерском учете.

Для проведения инвентаризации в организации со­здается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, состав которой утверждает руководитель орга­низации.

В состав комиссии включаются представители адми­нистрации, работники бухгалтерской службы и другие специалисты.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при про­ведении инвентаризации служит основанием для призна­ния результатов инвентаризации недействительными.

Материально ответственные лица дают расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и при­ходные документы на имущество сданы в бухгалтерию. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Руководитель организации должен создать усло­вия, обеспечивающие полную и точную проверку факти­ческого наличия имущества в установленные сроки.

Сведения о фактическом наличии имущества запи­сываются в инвентаризационные описи или акты ин­вентаризации не менее чем в двух экземплярах.

Если при инвентаризации имущества выявлены от­клонения от учетных цен, бухгалтерия составляет сли­чительные ведомости. В них отражаются результаты инвентаризации, т. е. расхождения между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Результаты инвентаризации должны быть отраже­ны в учете и отчетности того месяца, когда была закон­чена инвентаризация.

Выявленные при инвентаризации расхождения фак­тического наличия имущества с данными бухгалтерс­кого учета регулируются в следующем порядке:

­ основные средства, материальные ценности, денеж­ные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оп­риходованию и зачислению соответственно на фи­нансовые результаты организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц: Дебет 01, 10, 41, 43 Кредит 91;

­ в случае недостачи, выявленной при инвентариза­ции, делают запись: Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 10, 41, 43, 50;

­ недостача ценностей в пределах норм естественной убыли списывается по распоряжению руководителя организации на затраты (расходы на продажу) орга­низации: Дебет 20, 25, 26, 44 Кредит 94;

­ остальную сумму недостачи списывают на виновное лицо по текущей рыночной стоимости и отражают следующими бухгалтерскими записями:

а) Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим опе­рациям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению ма­териального ущерба» Кредит 94 – на фактичес­кую себестоимость недостачи;

б) Дебет 73-2 Кредит 98 – на разницу между сум­мой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и фактической себестоимостью по недостачам;

­ погашение задолженности отражают проводками:

а) Дебет 50 (70) Кредит 73-2 – внесена в кассу (удержана из зарплаты) сумма недостачи винов­ным лицом;

б) Дебет 98 Кредит 91 – списывается доля доходов будущих периодов на прочие доходы;

­ если виновное лицо по недостаче не установлено, то еесписывают после окончания срока исковой дав­ности на финансовые результаты (прочие расходы): Дебет 91 Кредит 94.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом бухгалтерского учета?

2. Что является методом бухгалтерского учета?

3. Перечислите элементы метода бухгалтерского учета.

4. На какие группы делятся хозяйственные средства организаций?

5. На какие группы подразделяются хозяйственные средства по составу и размещению?

6. На какие группы подразделяются хозяйственные средства по источникам образования и целевому на­значению?

7. Что относится к собственным средствам?

8. Что такое бухгалтерский баланс?

9. Что понимается под активом и пассивом баланса?

10. Что понимается под статьей баланса?

11. Какие типы изменений происходят в балансе под влиянием хозяйственных операций?

12. Что такое счета бухгалтерского учета?

13. Строение активного счета.

14. Строение пассивного счета.

15. Для чего предназначены аналитические счета?

16. Что такое субсчет?

17. Для чего предназначены забалансовые счета?

18. Какие бывают виды оборотных ведомостей?

19. Какие парные равенства должны быть в оборотной ведомости по синтетическим счетам?

20. Что называют бухгалтерской проводкой?

21. Как классифицируются счета по экономическому содержанию?

22. Как классифицируются счета по назначению и струк­туре?

23. Для чего предназначен План счетов бухгалтерского учета?

24. Что представляет собой документация?

25. Как классифицируют бухгалтерские документы?

Тест

1. Наличие и движение имущества, источники его фор­мирования и использования являются:

а) предметом бухгалтерского учета;

б) методом бухгалтерского учета;

в) хозяйственной операцией.

2. Способ проверки соответствия фактического на­личия хозяйственных средств с данными учетаэто:

а) документация;

б) калькуляция;

в) инвентаризация.

3. Хозяйственные средства по составу и размещению классифицируются на:

а) внеоборотные активы и оборотные средства;

б) денежные средства и оборотные средства;

в) нематериальные активы и оборудование к уста­новке.

4. Задолженность различных организаций или отдель­ных лиц данной организации:

а) кредиторская;

б) бухгалтерская;

в) дебиторская.

5. Баланс является документом:

а) учетным;

б) отчетным;

в) плановым.

6. Итог актива баланса должен:

а) быть меньше пассива;

б) не равняться итогу пассива баланса;

в) равняться итогу пассива баланса.

7. Баланс показывает:

а) состояние хозяйственных средств и их источники на определенную дату;

б) последовательность выполнения хозяйственных операций в течение отчетного периода;

в) количественный состав средств организации.

8. К какому типу балансовых изменений относится хозяйственная операция «Возвращена в кассу неис­пользованная подотчетная сумма»?

а) I тип;

б) III тип;

в) IV тип.

9. Счет, предназначенный для учета хозяйственных средств:

а) активный;

б) пассивный;

в) активно-пассивный.

10. Запись на счетах бухгалтерского учета произво­дится на основании:

а) документов;

б) устного разъяснения;

в) приказа руководителя.

11. Синтетический учет ведется на:

а) синтетических счетах;

б) синтетических и аналитических счетах одновре­менно;

в) субсчетах.

12. Аналитические счета используются для:

а) получения информации о рынке, банках, товарах;

б) получения подробных данных об объектах бух­галтерского учета;

в) получения обобщенных данных об объектах бух­галтерского учета.

13. Оборотная ведомость является способом обобщения:

а) бухгалтерской документации;

б) показателей счетов;

в) бухгалтерских проводок.

14. Основные счета:

а) инвентарные и денежные;

б) фондовые и денежные;

в) а + б.

15. Относительно аналитических счетов оборотная ведомость составляется:

а) по всем аналитическим счетам;

б) по каждой группе аналитических счетов;

в) по одному аналитическому счету.

16. Документ – это:

а) основные реквизиты;

б) показатель, характеризующий хозяйственную опе­рацию;

в) письменное доказательство, подтверждающее факт совершения хозяйственной операции, право на его совершение.

17. Документацияэто:

а) измеритель хозяйственной операции;

б) способ бухгалтерского наблюдения за хозяйствен­ной деятельностью организации;

в) основа информационной системы организации.

18. Бухгалтерской обработкой документов в органи­зации является проверка поступивших документов:

а) по назначению, по форме;

б) по составу, по существу;

в) по форме, по существу, арифметически.

19. Ответственными за организацию документооборо­та являются:

а) главный бухгалтер;

б) руководитель предприятия;

в) инспектор по кадрам.





Подборка статей по вашей теме: