double arrow

Понятие и сущность права

В юридической литературе, и отечественной, и зарубежной, нет единого подхода к определению понятия права, а тем более однозначного о нем представления.

Как отмечает М.Н. Марченко[44], существование различных мнений в отношении понимания права зачастую обусловливается неодинаковой оценкой различными исследователями значения рецепции римского права для динамичного развития современного права; различным представлением о степени влияния традиционных идей естественного права на современные теории права; противоречивыми подходами авторов - исследователей права к разрешению проблем соотношения в его понятии и содержании общечеловеческого и общенационального, с одной стороны, и классового - с другой.

Последнее особенно четко просматривается в отечественной литературе. Если сравнить между собой определения понятия права и подходами к его изучению, характерные для советского периода, с определениями понятия права и подходами к его познанию в постсоветский период, то нетрудно заметить, что важнейшей особенностью тех и других подходов является или категоричное признание, или столь же решительное отрицание классового характера права.

Первые строятся на «строго классовых постулатах», на представлении о государстве и праве как средствах, орудиях в руках господствующего класса или классов. Это понимание права во многом базируется на широко известном определении права, данном К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии»: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса»[45]. Говоря по-другому, воля господствующего в экономике и политике класса навязывается как закон всему обществу. При таком понимании право с необходимостью предполагает бесправие иных, негосударственных слоев населения и расценивается ими как инструмент угнетения и эксплуатации. Ограниченность классового подхода состояла в том, что исторически преходящие стороны содержания права принимались за его сущность, а само право получало негативную оценку как инструмент насилия, как социальное зло, подлежащее уничтожению.

Вторые же, молчаливо отвергая классовость, апеллируют к общечеловеческим ценностям и интересам или же к «общим и индивидуальным интересам населения страны». Здесь на сущность права формируется общесоциальное воззрение, которое рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Право в этой связи применяется в более широких целях – как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.

С формальной точки зрения любое право по своей природе есть, прежде всего, регулятор и стимулятор общественных отношений. Однако если при анализе сущности права ограничиваться данным аспектом, то право в разные эпохи и в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможем познать сущность права конкретного общества.

При определении понятия права, анализе его сущности, нельзя исходить только из его классового характера или же только из его «общечеловеческого» содержания. Это было бы не согласующейся с реальной действительностью крайностью. Существующие правовые системы имеют не только классовый, но и «общечеловеческий» характер, сочетают в себе наряду с классовыми и «общечеловеческими» интересами также групповые, индивидуальные, клановые и иные интересы. Поэтому в зависимости от исторических условий на первый план может выступать любое начало в праве[46].

Право - есть система общеобязательных, формально-определенных, установленных и охраняемых государством правил поведения, направленных на регулирование общественных отношений в соответствии с принятыми в данном обществе устоями тех или иных форм жизнедеятельности.

Анализируя различные подходы к пониманию сущности права, следует также присоединиться к точке зрения С.А. Комарова, что «действительно, право – более широкое по объему понятие, чем закон, так как кроме него существуют и иные нормативные предписания как внутреннего (указы, постановления, решения и т.п.), так и международного характера. Можно согласиться с тем, что право предшествует закону, что оно непосредственно вытекает из общественных потребностей. В этом случае под ном понимается право в общесоциальном смысле, т.е. моральное право, право народов и т.п. Государство не придумывает право, оно закрепляет сложившиеся в обществе представления о справедливости, но нельзя понимать под правом объективные общественные отношения даже до их санкционирования законом. Право в специально-юридическом смысле есть юридический инструмент, связанный с государством»[47].

Пониманию права способствует различение права в объективном и субъективном значении. Таким образом, в юриспруденции, термин «право» используется для обозначения двух взаимосвязанных, но разных явлений: одно из них именуется объективным правом, другое – субъективным юридическим правом.

Анализируя данный вопрос, следует сразу разграничить две проблемы[48]:

- проблему объективного и субъективного в праве;

- проблему объективного права и субъективного юридического права.

Первая имеет философский характер и смысл ее в том, чтобы определить, в какой степени то явление общественной жизни, которое юристы именуют «объективным правом», объективно, а в какой – субъективно.

Что касается второй проблемы, то право, выраженное в системе согласованных, внутренне упорядоченных между собой норм, именуется правом в объективном смысле. Объективное право отражено в правовых нормах, которые содержатся в законах, иных правовых актах, являющихся источниками права. Характерно, что в этом смысле о праве невозможно говорить во множественном числе: если речь идет о «правах», значит, имеются в виду права субъективные. Когда объективное право рассматривается вне связи с субъективным юридическим правом, то его называют просто «правом»: гражданское право, административное право и т.д.

Субъективное право (право в субъективном значении) – это основанная на законе свобода или возможность совершения определенных действий конкретным субъектом права (право гражданина на судебную защиту и т.д.). Объективное и субъективное право взаимосвязаны. Субъективное право возникает на основе норм объективного права, нормы объективного права закрепляют (объективируют) субъективное право. Субъективное же право есть ступень реализации, осуществления его норм в действиях индивидов и организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: