double arrow

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ И КОММУНИКАЦИОННЫЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ


Успех большинства изменений зависит от умения руковод­ства эффективно построить каналы коммуникации, выбрать правильные слова и образы для того, чтобы провести организа­цию через турбулентные времена перемен, а также создать кар­тину будущего, к которому надо стремиться.

Джордж Лакофф и Марк Джонсон, эксперты в области ис­пользования метафор, считают: если картина стоит сотни слов, то метафора стоит тысячи картин. Ведь картина — это непод­вижный, застывший образ, а метафора динамична, каждый вос­принимает и понимает ее по-своему; она стимулирует наше мышление, может послужить точкой отсчета для размышлений и помочь нам что-то изменить в жизни.

Метафора — один из самых важных инструментов позволяющих хотя бы отчасти постичь то, что полностью постичь невозможно: наши чувства, эстетические переживания, нравственные законы и духовное осознание. Дж. Лакофф и М. Джонсон, 1980

В повседневной жизни, описывая какие-то события, ситуа­ции или чувства другим людям, мы постоянно пользуемся метафорами, иногда даже не осознавая этого. Нам всем, конечно же, знакомы такие словосочетания: «туманный ответ», «море воз­можностей», «запутаться во лжи». Но вряд ли мы полностью осознаем, насколько мощно они воздействуют на наши мысли и чувства независимо от того, говорим ли мы их кому-либо или самим себе.

Например, считаете ли вы себя «гадким утенком» или «пре­красным лебедем»? В любом случае это определенным образом влияет на вашу внешность и на ваши чувства! Как, по-вашему, вы «мастер на все руки» или «мастер-ломастер»? Ваша жизнь — «полная чаша» или постоянное «хождение по краю пропасти»? Любое из описаний очень сильно влияет на вашу модель отно­шения к миру и на то, что вы делаете со своей жизнью, чтобы она соответствовала этой модели.

Метафоры могут стать мощным и совершенно новым спосо­бом описания ситуации, переживаний или проблем, особенно в контексте обучения. Они способны предложить свежий взгляд на вещи, помочь слушателю провести рефрейминг проблемы или увидеть ее в новом свете и показать новые — и иногда совер­шенно неожиданные — способы ее решения.

Исследуя использование метафор, Эндрю Ортони приводит (1993) три основные причины использования метафор в повсед­невной жизни, и особенно в контексте обучения:

1. они помогают нам говорить кратко;

2. они делают нашу речь яркой;

3. они позволяют выражать невыразимое.

Мы часто пользуемся метафорами, потому что это быстро, лаконично, точно и понятно всем. Например, если говорят: «Я так боюсь, у меня душа ушла в пятки», — мы прекрасно пони­маем, что этот человек хотел сказать, и большинство из нас мо­гут связать эти слова с собственным опытом. На самом деле выражение «душа ушла в пятки» — краткая версия сообщения «я нервничаю, чувствую тревогу, напряжение, теряю контроль над ситуацией, меня легко сбить с ног».




Метафоры — богатый источник выразительных символов и красочных образов, пробуждающих наши эмоции. Вот почему содержание, которое описывают метафоры, лучше запоминает­ся. Кроме того, эта информация становится для нас более дос­товерной и легче вспоминается. Например, фраза «он набросился на оппонента как тигр» немедленно вызывает в воображе­нии образ этой сцены, и конечно же этот образ более живой и яркий, чем если бы нам просто сказали, что «он был очень уве­рен в себе».

Кроме того, красочность метафоры заставляет думать и сти­мулирует воображение. Так, метафоры помогают описывать раз­ные стили лидерства (лидер может быть «акулой», «львом» или «Аттилой») или, скажем, кем могут стать разные участники ко­манды: «солью земли» или «подколодными змеями». Или дать ясное представление об организации в целом: находится ли она «на переднем крае», «роет землю» или «едва сводит концы с концами». Метафоры помогают прояснить веши, которые сложно описать и лаконично объяснить: «Эта работа — пан или про­пал», «эта работа — как ходьба по канату, мне приходится все время удерживать равновесие».

С точки зрения проведения преобразований метафора — будь то короткая фраза или некий образ из истории — новый метод описания потенциально сложных проблем. Она способна пред­ложить новые способы их решения, потому что изменяет вос­приятие взаимоотношений между проблемой и метафорой. Ме­тафоры могут быть полезны, когда нужно побудить человека проанализировать и, возможно, изменить и свои представления о самом себе, и уровень самооценки. Для этой цели тренеры часто используют карточки с определенными вопросами, на­пример: «Если бы вы были персонажем мультфильма, то кем именно?», «Если бы вы были подарком на Новый год, то каким?», «Если бы вы были запахом, то каким?», «Если бы вы были на­питком, то каким?». Более того, основанные на метафорах игры помогают людям пересмотреть свои отношения друг с другом, с другими подразделениями компании или даже со всей органи­зацией.



Типичный пример: менеджер входил в «мозговой трест» своей организации, состоявший из руководителей всех отделов ком­пании. Целью «треста» было обсуждение текущей и будущей стратегий. После нескольких не слишком успешных попыток получить поддержку руководства менеджер предложил следую­щую метафору для своего видения будущего: «Представьте себе реку. Она начинается где-то в горах. Сначала это небольшой ручеек, потом, спускаясь в долину, река набирает скорость и вбирает в себя другие ручейки. Так она становится больше, но в ней появились водовороты и пороги. Из-за них некоторые люди теряются, тонут или разбиваются о скалы. Но в то же время эти пороги сообщают реке большую энергию, и она продолжает путь к морю...» Этот образ был очень ярким и выразительным, а вы­бранный «посредник», вода, знаком всем, и коллеги без колеба­ний приняли его идеи.

7.4

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: