Основные онтологические категории

Категория Бытия сложна, и, как мы видели, в истории философии интерпретируется неоднозначно. В связи с этим необходимо выстроить определенный ряд онтологических категорий, систематизирующий достижения в этой области, своего рода иерархию (наличного) Бытия.

Чистое, (трансцендентное) Бытие - предельная абстракция, означающая Бесконечную сущность, потенцию мира, но еще не сам мир. Оно лежит за пределами наших органов чувств, (поэтому мы ничего не знаем о нем). Кант: бытие - есть только полагание вещи. Соответственно Бытие предполагает и объединяет существующее и несуществующее в данный момент.

В отличие от чистого Бытия, существование как уровень конкретизации Бытия, фактически задается человеком. Это уже более конкретное и содержательно наполненное понятие, которое, однако, не может претендовать на то, чтобы лежать в основе мира и определять его единство. Фактически существование есть наличное бытие как бытие с некоторой определенностью. Его определенность есть сущая определенность, качество. Своеобразие качественной определенности заключается в том, что она едина с Бытием; количественная же определенность не тождественна с Бытием. Благодаря качеству нечто конечно и изменчиво (Гегель). Существование есть становление, оно обретает смысл лишь в перспективе своего будущего (Кьеркегор).

У существования свои загадки. Главная связана с тем, что существование включено в познавательный процесс человека, а в нем у человека, субъекта ведущая роль. Поэтому встает вопрос о критерии существования (а судьи кто?) - что или кто определяет существование - человек или существование само по себе объективно?

В первом случае каждый сам для себя определяет, что существует, а что не существует, и судит о существовании по-своему. Еще софисты отметили, что Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют и несуществующих, что они не существуют. Критерием существования оказывается субъект, и тогда вполне логично звучит вывод: существовать - значит быть воспринимаемым. Эта тенденция связана с субъективно-идеалистическим направлением в философии. При таком подходе можно допустить существование в принципе бесконечного количества субъективных миров, даже не соприкасающихся друг с другом. Принцип Esse - percipi имеет глубокий смысл для познания: именно восприятие удостоверяет существование объектов. Но не самих по себе, а их существование в нашем познании. Это гносеологический вариант вопроса.

Во втором, онтологическом, варианте существование объективно и не зависит от человека, несмотря на то, что становление понятия существование есть одновременно и сам процесс познания, и результат познания. Именно существование, а не бытие характеризует ленинское определение материи как объективной реальности, данной нам в ощущениях.

Существование или наличное бытие включает в себя природу, окружающую нас, а также вторую природу, искусственно созданную человеком - культуру. Существование - это и существование человека (бытие человека - экзистенция), и существование общества. Причем, именно в случае с человеком и обществом налицо еще одна загадка существования, связанная с тем, что в данном случае перед нами во всем своем богатстве предстает единство объективного и субъективного, материального и идеального. Реально ли существует то, о чем мы мыслим, или это продукт фантазии? И хотя фантазия, воображение тоже существуют, но они существуют лишь для субъекта воображения. “То, что мы называем миром или реальностью, подразумевая под этим нечто внешнее, объективное, существующее независимо от нашего опыта или знания, на самом деле есть картина мира или, в терминах феноменализма, конструкция из данных опыта. Схема “мир - опыт - картина мира” следует заменить схемой опыт - картина мира - мир” (Mc.Kinney. Experience and Reality. Mind, N 268, 1958, p.388-389).

Поэтому именно в связи с существованием человека как субъекта сознания, необходимо дифференцировать действительность. Категория существование должна быть дополнена категорией реальность, которая указывала бы на различные способы существования - субъективное и объективное, т.е. либо только в сознании субъекта представления о существовании чего-либо, либо же реально, вне этих представлений. Поэтому понятие реальности предполагает деление всего существующего на объективную и субъективную реальность. По Гартману первая существует в пространстве и во времени, а вторая вне них (действительно, где находится идеальное? - это вопрос к вещам, а не к идеям).

На обыденном языке проблема реальности - это проблема того, что существует на самом деле. Для естествоиспытателя это вопрос о том, каковы основные закономерности и свойства мира. Для философа - это и проблема наших представлений об окружающем мире и их соответствия ему.

Объективная реальность это в первую очередь реальность, сущность которой состоит в самостоятельном суверенном существовании. Подобный смысл был закреплен рационалистической философией 17 века за понятием субстанции. Спиноза сказал об этом: “то, что существует само в себе и представляет само через себя”. Главное - независимость и непредставленность через другое. Мудрость требует отличать преходящее от непреходящего, всеобщего, вечного. Этот смысл также содержится в понятии субстанции. Она - единая основа всего существующего. Т.о. объективная реальность это чувственно воспринимаемый мир объективно существующих природных явлений и процессов, системы отношений между ними, законов этих отношений.

Кроме того, это и общественные процессы, причем “вещный” подход здесь еще более обнаруживает свою несостоятельность, поскольку в обществе объективно реальными являются в первую очередь экономические производственные отношения (в форме отношения между вещами существует вообще общество, остальные отношения производны от них). Отношения между вещами столь же объективно реальны, как и сами вещи.

Объективность общественных процессов иная, нежели процессов природных. Природное существование не зависит от человека, в обществе же человек сам творит историю, хотя и происходит это в определенных условиях, не зависящих от самих людей. Люди одновременно и авторы, и действующие лица их собственной драмы (Маркс К. Соч.т.4.С.138)

Было бы неверным отождествить объективную реальность лишь с тем, что в принципе может быть дано нам в ощущениях. К объективной реальности относятся также объективно существующие явления духовного порядка - идеи, господствующие в обществе, а также высшая духовность, связанная с Богом и воспринимаемая через интуитивное проникновение и мистическое постижение. Архетипы.

Субъективная реальность представляет собой реальность идеального. Объективный идеализм придает идеальному значение самостоятельного существования, отделяя его от сознания человека. В диалектическом материализме сознание сопоставляется с материей как высшая форма отражения. Тем самым в проблеме сознания четко выделяется естественнонаучный аспект рассмотрения. В постановке проблемы идеального он отсутствует.

Идеальное оказывается связанным с общественным бытием, а не с бытием вообще. Не всему, что порождается человеческим сознанием, может быть приписано качество идеального явления. Реальность психической деятельности и реальность идеального - разные вещи. Идеальное - продукт духовной деятельности, который приобрел значение общественного явления. Это стороны общественного сознания, которые в виде ориентиров, идеалов и образцов выполняют роль регулятора самосознания человека. Существование идеального оказывается актуальным, когда есть сознание, способное прочесть его, увидеть за знаками смысл. Иначе вся культура - мертвый груз. Отсюда проблема ответственности человека за прочтение текстов культуры, ибо не прочитанное не существует.

Естественно, что содержание субъективной реальности не всегда адекватно миру, в ней значительную роль играет свобода субъекта, его способность проникать в смыслы, субъективные фантазии, продукты воображения. Субъективная реальность носит идеальный характер.

Взаимодействие обеих реальностей порождает множество загадок и философских проблем (субъективное и объективное, соотношение истины и ценности, разгадывание смыслов, целей и т.д.). Принадлежат ли реальности различного рода к одному миру или они составляют множество различных миров, изолированных друг от друга, например. Возможно ли познание мира? Понятие материальной субстанции фактически лишало субъективную реальность права на существование, ибо мысль не может быть сведена к материи. Понимание единства мира через сведение всего к первокирпичикам - не философский, а натуралистический подход. В философии проблема единства мира не существует вне вопроса о единстве бытия и мышления, материального и идеального.

Реальность, по мнению Канта, загадка, кроссворд. Она не дана, а задана. По сути, это бездна возможных смыслов. И каждый разгадывает ее по-своему. Аналогичную мысль высказывал и Эйнштейн: это кроссворд, в котором в принципе можно подставить любое слово, но подходит только одно (с точки зрения данной парадигмы). Учтите также, что сознание активно влияет на объективную реальность через познание и преобразующую деятельность человека. Тот же Эйнштейн считал, что математика покоится не на реальных объектах, а на объектах нашего воображения (т.е. на субъективной реальности).

Конкретизацией понятия реальности является физическая реальность. Это наше представление об объективной реальности с позиций определенной картины мира, которая исторически изменчива. Понятие физической реальности возникло в ХХ веке в связи с развитием новой физики. Эйнштейн: “Мы видели новые реальности, созданные прогрессом физики” (Соч. Т.4.М.1967. С.541).

Вопрос о конкретных свойствах материи, описание того, что представляет собой внешний мир - предмет науки. Философия показывает, что наше представление о свойствах мира зависит от способов познания. Только в эпоху классической механики можно было питать иллюзию, что мы описываем природу саму по себе, и при этом ничего не говорить о доступных нам способах познания. С переходом от изучения привычного для нас мира к микромиру, очевидной становится зависимость наших знаний от средств их получения. Создание теории относительности, а затем и квантовой механики поставили вопрос о реальности релятивистских эффектов, сил инерции, волн материи, сводимости гравитации к метрике. Присущи ли экспериментально наблюдаемые свойства элементарным частицам “самим по себе” или они создаются только измерительными приборами в экспериментальной ситуации? Каков физический смысл тех или иных абстрактных математических выражений вводимых, в частности, методом математической гипотезы (например, электрическая и магнитная напряженность в электродинамике)? Как установить объективное значение терминов и утверждений новой физической теории, объекты исследования которой непосредственно не воспринимаются органами чувств наблюдателя и т.д.

Но, дабы не сложилось представление о том, что понятие физической реальности есть лишь продукт нашей фантазии, приведем вновь слова Эйнштейна: “Ни один физик не верит, что внешний мир является производным от сознания, иначе он не был бы физиком...Зачем кто-нибудь стал бы любоваться звездами, если бы он не был уверен в том, что звезды действительно существуют?...(мое - звезда загадка и каждый разгадывает ее по-своему) Мы не можем логически доказать существование внешнего мира. Более того, Вы не можете логически доказать, что я сейчас разговариваю с Вами или что я нахожусь здесь. Но Вы знаете, что я здесь, и ни один субъективный идеалист не сможет убедить Вас в противном” (А.Эйнштейн.Собр.научн.трудов. т.IY. С.163).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: