double arrow

Анализ прибыльности (рентабельности)

Экономическая эффективность работы организации характеризуется относительными показателями – системой показателей рентабельности, или прибыльности (доходности) организации.

Показатели рентабельности измеряют прибыльность с разных позиций. Общая формула расчета рентабельности:

R = П / V * 100 %, (15.32)

где П – прибыль организации;

V – показатель, по отношению к которому рассчитывается

рентабельность.

В числителе могут быть представлены:

· прибыль от продажи продукции;

· прибыль до налогообложения:

· прибыль до уплаты процентов и налогов (экономическая прибыль);

· чистая прибыль.

Знаменатель может содержать:

· активы (или капитал) организации;

· собственный капитал;

· перманентный капитал (сумма собственного капитала и долгосрочных заемных средств);

· текущие активы;

· основные производственные фонды;

· производственные фонды (сумма основных и оборотных производственных фондов);

· выручку от реализации продукции;

· себестоимость проданной продукции.

Использование большого числа состава показателей и их сочетаний для расчета рентабельности в практической и аналитической работе является, с одной стороны, следствием сложности финансово-хозяйственной деятельности, а с другой – затрудняет адекватную интерпретацию полученных результатов.

На практике выделились следующие показатели рентабельности, достаточно полно характеризующие эффективность деятельности организации, представленные в приложении 1 (таблица 3). Рассчитанные показатели рентабельности для ЗАО «Искра» сведены в табл. 15.12.

По результатам расчетов можно судить об увеличении прибыльности использования активов и капитала ЗАО «Искра» в анализируемом периоде по сравнению с прошлым периодом.

Таблица 15.12

Показатели рентабельности ЗАО «Искра», %

Наименование показателя За анализируемый период За прошлый период Отклонение
       
1. Рентабельность продаж R 1 1,2 0,9 + 0,3
2. Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности R 2 1,4 - 0,1 + 1,5
3. Чистая рентабельность R 3 0,08 - 0,49 +0,57
4. Экономическая рентабельность R 4 (рентабельность активов) 1,3 - 6,3 + 7,6
5. Рентабельность собственного капитала R 5 2,5 - 10,8 + 13,3
6. Валовая рентабельность R 6 1,3 1,03 + 0,27
7. Рентабельность основной деятельности R 7 1,3 0,9 + 0,4

Рентабельность продаж очень невысокая – всего 1,2 %. Особый интерес для анализа представляет динамика показателя рентабельности продаж (реализованной продукции). На каждый рубль реализованной продукции предприятие в отчетном году получило на 0,3 коп. больше прибыли, чем в предыдущем. Хотя сама по себе эта разница невелика, важно проанализировать факторы, повлиявшие на рентабельность продукции. Ими могут быть изменения: в структуре реализации; цен на реализуемую продукцию; себестоимости продукции (что подтверждается расчетом рентабельности основной деятельности R 7). При проведении такого анализа особое внимание необходимо обратить на изменение удельного веса затрат на производство реализованной продукции, или, что тоже самое, на изменение доли результата от реализации в составе выручки, поскольку именно эти показатели характеризуют возможность получения стабильного дохода предприятием. Динамика данных показателей должна быть объяснена с учетом таких факторов, как изменение себестоимости единицы продукции, состав и структура выпускаемой продукции. Следует также иметь в виду, что динамика соотношения затрат и доходов в составе выручки от реализации продукции зависит не только от эффективности использования ресурсов, но и от применяемых на предприятии способов учета. Так, исходя из принятой учетной политики, предприятие имеет возможность увеличивать или уменьшать размер прибыли за счет выбора того или иного способа оценки активов и порядка их списания, установления срока использования и т.д. К вопросам учетной политики, определяющим величину финансового результата деятельности предприятия, в первую очередь относятся: выбор метода начисления амортизации основных средств, выбор метода оценки материалов; определение состава косвенных (накладных) расходов и метода их распределения и т. д.

Рентабельность продаж можно наращивать путем повышения цен или снижения продаж. Однако это способы временные и недостаточно надежные в нынешних условиях. Наиболее последовательная политика ЗАО «Искра”, отвечающая целям укрепления финансового состояния, должна состоять в увеличении производства и реализации той продукции, работ, услуг, необходимость которой определена путем анализа рыночной конъюнктуры.

Экономическая рентабельность (R 4) представляет собой наиболее общую относительную характеристику эффективности использования активов. Необходимо отметить, что экономическая рентабельность за анализируемый период на ЗАО «Искра» увеличилась на 7,6 %. При ее анализе, безусловно, нужно принимать во внимание роль отдельных его элементов. Но зависимость целесообразно строить не через оборачиваемость элементов (материальных оборотных средств, средств в расчетах, собственных и заемных источников средств), а через оценку структуры капитала в увязке с динамикой его оборачиваемости и рентабельности. Так, если преобразовать формулу рентабельности активов, введя множитель

(15.33)

то она примет следующий вид:

(34)

Исходя из полученного, мы можем определить, какие факторы в наибольшей степени влияют на экономическую рентабельность. Рентабельность активов может повышаться при неизменной рентабельности продаж и росте объема реализации, опережающем увеличение стоимости активов, т.е. ускорении оборачиваемости активов (ресурсоотдачи). И, наоборот, при неизменной ресурсоотдаче рентабельность активов может расти и за счет роста бухгалтерской (до налогообложения) прибыли.

Аналогично необходимо проанализировать и увеличение на 13,3 % рентабельности собственного капитала (R 5), что в основном было связано с уменьшением за год убытков и выходом на прибыль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: