double arrow

Финансовая политика государства

Составной частью социально-экономической политики государства является финансовая политика. Особенность ее состоит в том, что, будучи составной частью, социально-экономической политики и выполняя по отношению к ней вспомогательную роль, финансовая политика - относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства во всех перечисленных пяти направлениях. Без успеха в финансовой политике все замыслы государства обречены на провал.

Главной целью государственной финансовой политики должно быть (и должно стать в современной России) создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения. Финансовая политика государства должна быть направлена на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны, увеличение объема финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование.

Финансовая политика - это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.

Основные методологические принципы проведения финансовой политики:

- зависимость от конечной цели;

- макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

- соответствие интересам всех членов общества;

- использование экономических законов;

- учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.

Финансовая политика охватывает широкий комплекс мероприятий, включающий:

- разработку общей концепции финансовой политики, определение ее стратегических направлений, целей, главных задач;

- создание адекватного финансового механизма;

- управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов для решения главных экономических и социальных задач государства. Одновременно государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов, стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны и взаимозависимы.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого государство осуществляет свою деятельность в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования; система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов хозяйствующих субъектов, рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм - наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все изменения текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм,как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. Сюда входят налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае государство детально разрабатывает систему организации финансовых отношений, обязательную для всех участников. Директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует, но которые имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг, валютный рынок), либо одна из сторон которых - агент государства (финансы государственных унитарных предприятий).

Регулирующий финансовый механизмопределяет основные правила финансовых отношений (правила игры) в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Например, для частных предприятий государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятия самостоятельно определяют виды денежных фондов, направления их использования. Государство устанавливает также единые правила ведения бухгалтерского учета, формы и порядок составления финансовой отчетности, правила наличных и безналичных расчетов.

Реализация финансовой политики проводится в три этапа:

1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей, учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.

3. Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.

Известно, что существуют два типа финансовой политики:

а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;

б) недискреционная финансовая политика, то есть с применением встроенных стабилизаторов.

Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

- общественные работы и другие программы, связанные с расходами;

- социальные программы;

- правительственные закупки;

- государственные инвестиции;

- изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;

- управление налоговым гнетом.

Таким образом, можно найти два главных элемента, составляющих финансовую политику:

1) политика в области государственных расходов;

2) фискальная политика.

На разных этапах исторического развития разными государствами применялись разные типы финансовой политики. Финансовая наука выделяет три основных типа: классический, регулирующий, планово-директивный.

Использование того или иного типа финансовой политики зависит от особенностей исторических этапов развития экономики и социальной сферы, господствующих теоретических концепций, влияющих на экономический и политический курс государства, интересы правящих партий и социальных групп населения.

До конца 20-х годов прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772— 1823) и их последователей. Основное направление заключалось в невмешательстве государства в экономику, сохранении свободной конкуренции, использовании рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос в конце 20-х годов XX в., когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем в большинстве государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике.В ее основу была положена теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.

Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос, обеспечивается рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода, создание новых рабочих мест, ликвидация безработицы.

Кейнсианская регулирующая финансовая политика, получившая распространение в странах Западной Европы и США, обеспечила в 30-60-х годах прошлого столетия стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд.

В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теорий. Эта разновидность финансовой политики не отменяет, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. При этом регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

Планово-директивная финансовая политикаприменяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

С любой стране главным субъектом проводимой финансовой политики выступает государство. Оно разрабатывает финансовую стратегию на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, формирует соответствующий финансовый механизм.

При выработке финансовой политики государство руководствуется особенностями исторического развития общества, учитывает внутреннюю и международную обстановку, реальные экономические и финансовые возможности страны, опыт использования экономического и финансового механизма, новые тенденции развития, мировой опыт.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Основа современной финансовой политики России – это признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.

Приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направлений финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство обязано действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. Правительство Российской Федерации как часть исполнительной ветви власти разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики, и вносит их для рассмотрения и принятия в Государственную Думу.

Финансовая политика как часть системы управления финансами является прерогативой федеральных органов управления. На уровне субъектов Федерации возможности принятия решений ограничены, и функции органов власти субъектов Федерации в определении финансовой политики незначительны. Они ограничиваются бюджетом и местными налогами. Руководители субъектов Федерации участвуют в выработке финансовой политики государства в рамках Совета Федерации (через своих представителей) и как члены Государственного Совета (консультационного органа при Президенте России).

Финансовая политика включает бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, ценовую и таможенную политику.

Целью финансовой политики является, наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей, развития общества. Изучив теорию и структуру финансов можно прийти к выводу, что в современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.

Анализируя состояние финансов и их взаимосвязь с финансовой политикой можно сказать, что оздоровлению бюджетов будет способствовать упорядочению бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета и их соответствия федеральному классификатору консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов.

Большое внимание при разработке финансов и финансовой политики уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: