double arrow

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды представляют собой самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом юридического лица. Они независимы в правовом и экономическом отношении от федерального бюджета и бюджетов административно-территориальных объединений (республики в составе Российской Федерации, области, края, города, района и др.). Доходы и расходы внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов бюджетов соответствующих административно-территориальных объединений.

Органы государственной власти, в частности, определяют целевое предопределение и задачи деятельности конкретного внебюджетного фонда, источники формирования его доходов, среди которых важнейшим является обязательный платеж юридических и физических лиц, устанавливаемый в централизованном порядке. Кроме того, государство определяет направления использования средств, аккумулируемых внебюджетными фондами. Однако задачи оперативного руководства и управления формированием и использованием средств внебюджетных фондов выполняются правлениями соответствующих внебюджетных фондов, которые несут ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции тех или иных фондов, определяют перспективные задачи, утверждают бюджет, сметы расходов, отчеты об их исполнении, а также структуру и штаты внебюджетных фондов.

Наиболее крупным по величине мобилизуемых ресурсов из всех социальных фондов является Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). На его долю в настоящее время приходится более 80,6% суммы средств, поступающих во все социальные внебюджетные фонды.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, наделенным статусом юридического лица, подотчетен Правительству РФ и осуществляет деятельность всоответствии с законодательством РФ. Основным документом, определяющим задачи и функции фонда, а также регламентирующим его оперативную деятельность, является Положение о Пенсионном фонде РФ.

Управление финансами государственного пенсионного обеспечения предусматривает:

• целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование выплаты пенсий в соответствии с действующим законодательством о пенсионном обеспечении в РФ;

• организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания и потери кормильца;

• капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов;

• контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

• организацию государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов ПФР;

• изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов и внесение в законодательные органы власти предложений по ее совершенствованию;

• проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

• разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

Пенсионный фонд России может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

В соответствии с действующим законодательством доходы Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет:

• страхового взноса в Пенсионный фонд;

• ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению граждан, их семей;

• добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств Пенсионного фонда и других поступлений.

Использование средств ПФР осуществляется на основе пенсионного законодательства, а также постановлений и указов Президента и Правительства Российской Федерации. Средства ПФР направляются на следующие цели:

• выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

• оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

• финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

• другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

Вторым по значению среди внебюджетных социальных фондов является Фонд социального страхования Российской Федерации, назначение которого состоит в управлении финансами государственного социального страхования.

Основными задачами Фонда социального страхования РФ (ФСС) являются: обеспечение граждан государственными пособиями, санаторно-курортным лечением; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников; осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС, разработка совместно с другими заинтересованными ведомствами предложений о размере тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования; разъяснительная работа среди страхователей и населения о необходимости и целесообразности страхования; сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Фонд социального страхования был создан 1 января 1991 г. в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР» от 25 декабря 1990 г. Фонд социального страхования относится к внебюджетным социальным фондам. Его денежные средства находятся в государственной собственности и изъятию не подлежат.

Формируется ФСС за счет: страховых обязательных взносов работодателей (администраций предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности); страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование; страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях; доходов от инвестирования временно свободных средств ФСС в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады; добровольных взносов граждан и юридических лиц; ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения; прочих доходов.

В соответствии с назначением и задачами ФСС его средства направляются на:

• выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

• санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;

• другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и др.);

• создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС на всех уровнях;

• обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления ФСС;

• проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

• участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Фонды обязательного медицинского страхования были образованы в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР» от 28 июня 1991 г., который определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования и направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

Обязательное медицинское страхование — составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными постановлениями Федерального Собрания РФ от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Финансовые средства федерального фонда образуются за счет:

• части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;

• взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

• ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;

• добровольных взносов юридических и физических лиц; доходов от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда;

• нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений.

Финансовые средства территориальных фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат. Эти средства формируются за счет:

• части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование, устанавливаемых Правительством РФ, а также средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование;

• доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств территориальных фондов;

• финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований;

• добровольных взносов юридических и физических лиц;

• других поступлений, не запрещенных законодательством.

Плательщиками страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования выступают предприятия, организации, учреждения и иные хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Плательщики, исходя из начисленной оплаты труда по всем основаниям и действующего тарифа, определяют сумму страхового взноса на обязательное медицинское страхование. Эти взносы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте понятие финансовой политики государства.

2. Назовите основные принципы осуществления финансовой политики.

3. Охарактеризуйте основные задачи финансовой политики.

4. Назовите основные элементы, составляющие финансовую политику государства.

5. В чем особенности современной финансовой политики РФ?

6. Охарактеризуйте понятие бюджетной политики государства.

7. Охарактеризуйте понятие денежно-кредитной политики государства.

8. Перечислите основные направления воздействия государственных доходов и государственных расходов на экономику социальной сферы.

9. Дайте определение финансового регулирования социально-экономических процессов.

10. Охарактеризуйте основные элементы финансовой системы.

11. Дайте характеристику основному звену финансовой системы – финансам коммерческих предприятий.

12. Выделите особенности современной финансовой системы РФ.

13. Охарактеризуйте понятие государственного бюджета.

14. Охарактеризуйте понятие консолидированного бюджета.

15. Охарактеризуйте понятие доходов и расходов государственного бюджета, приведите их классификацию.

16. Определите понятие бюджетного устройства.

17. Назовите основные принципы бюджетного устройства.

18. Охарактеризуйте бюджетный федерализм.

19. Охарактеризуйте понятие межбюджетных трансфертов.

20. Определите понятие бюджетного процесса, дайте характеристику его основным стадиям.

21. Охарактеризуйте понятия внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов.

22. Определите структуру основных внебюджетных фондов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: