double arrow

Содержание курса «Экология»


Тема 1. Биосфера и человек

Учение В.И. Вернадского о строении биосферы. Биосфера как результат развития живого вещества. Биотехносфера как качественно-новый этап развития биосферы. Экологические факторы, их классификация. Биохимический круговорот элементов в природе. Термодинамические процессы в экосистемах.

Тема 2. Экологические системы, их типы и состав

Популяции, структура, численность популяций.

Биоценоз, сукцессии биоценозов: фитогенные, зоогенные, антропогенные, катастрофические. Трофические цепи питания, энергия в них. Гомеостаз как важнейшее условие существования любой экологической системы. Гомеостаз открытых и антропогенных биологических систем.

Тема 3. Глобальные проблемы окружающей среды

Взаимоотношения человека с природой. Современные проблемы экологии: рост населения, урбанизация, изменение структур земной поверхности, химизация, изменение энергетического (теплового) баланса отдельных районов земного шара, парниковый эффект, разрушение озонового слоя, кислотные осадки и т.д.Техногенные аварии и катастрофы. Влияние антропогенных загрязнений на здоровье человека.

Тема 4. Экологические принципы рационального природопользования

Системный подход к проблемам природопользования. Классификация природных ресурсов и основы их рационального использования. Экологические проблемы энергетики. Использование «нетрадиционных» возобновляемых источников энергии. Экологизация производства. Создание территориально – производственных комплексов и промышленных зон.


Тема 5. Охрана недр Земли

Земельный фонд планеты. Строение и структура литосферы. Земельные ресурсы. Распределение земельной площади в мире. Охрана почв. Источники загрязнения литосферы: промышленные предприятия, теплоэнергетика, сельское хозяйство, транспорт. Процессы самоочищения в почве.

Тема 6. Охрана воздушного бассейна

Проблема охраны атмосферного воздуха. Источники загрязнения: промышленность, предприятия теплоэнергетики, сельское хозяйство и транспорт. Радиоактивное загрязнение атмосферы. Мероприятия защиты атмосферы от загрязнений.

Тема 7. Водные ресурсы и их охрана

Строение гидросферы. Запасы воды на Земле. Динамика потребления воды, качество воды. Источники загрязнения воды и гидросферы. Промышленные сточные воды. Процессы самоочищения в водной среде. Характеристика питьевой воды. Общие требования к составу и свойствам воды. Жесткость воды, методы умягчения воды.

Тема 8. Защитная техника и технология

Классификация экозащитной техники. Аппараты и системы для улавливания, очистки и утилизации токсичных газов и пыли. Защитное экранирование и санитарно-защитные зоны.




Сточные воды. Характеристика стоков промышленных предприятий. Основные методы очистки сточных вод. Замкнутые циклы водопользования.

Малоотходные и безотходные технологии и производства. Утилизация и захоронение отходов производства.

Тема 9. Основы экономики природопользования

Экономический ущерб и затраты на охрану окружающей среды: оценка экономического ущерба от загрязнения атмосферы; оценка экономического ущерба от загрязнения водоемов.

Тема 10. Международное сотрудничество и правовые основы в области охраны окружающей среды

Закон об охране окружающей природной среды. Природоохранное законодательство РФ. Международно-правовая охрана природы. Административное и экологическое право. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.


Тема 11. Основы экологического мониторинга

Понятие об экологическом мониторинге. Индексы качества природной среды. Критический, максимальный и минимальный уровни качества среды. Предельно – допустимые экологические нагрузки.

Варианты контрольных заданий

Варианты теоретических вопросов контрольной работы, приведенные ниже в таблице, выбираются по предпоследней цифре учебного шифра студента, а варианты задач по последней цифре учебного шифра студента.

Варианты исходных данных задач определяются по сумме двух последних цифр учебного шифра студента.

Варианты
Номер теоретического вопроса 3,18, 38 5,20, 40 7,22, 42 9,24 44 11,26, 46 13,28, 48 15,30, 50 17,32, 49 16,34, 47 14,36, 45
Номер задачи

Теоретические вопросы к изучению курса «Экология» и
выполнению контрольной работы



1. Какое место занимает экология в системе других наук.

2. Цели и задачи экологии как науки об экосистемах и как учебной
дисциплины.

3. Принципы классификации экологических знаний.

4. Принципы иерархической организации экосистемы.

5. Основные проблемы, связанные с антропогенным воздействием на
природу.

6. Перспективы развития экологического бизнеса в России и в мире.

7. Как организован экологический мониторинг на глобальном, государственном и региональном уровнях.

8. Перечислите основные фундаментальные свойства экосистем и охарактеризуйте их.

9. Как связана способность к самоорганизации, самовоспроизводству и

биоразвитию с изменением энтропии.

10.Охарактеризуйте обмен веществ, энергий и информаций в

экосистемах.

11. Законы термодинамики в экологических системах. Источники энергии для живых организмов.

12. Биотическая структура экосистемы.

13. Принципы регуляции жизненных функций, гомеостаз.

14. Дайте определение биосферы, экосистемы, биогеоценоза, вида, растительного сообщества, популяции. Приведите примеры.

15. Охарактеризуйте биотические факторы среды. Укажите их роль в эволюционном процессе.

16. Понятие лимитирующего фактора. Закон Либиха.

17. Дайте определение понятия экологическая ниша и приведите примеры.

18. Роль адаптации живых организмов к экологическим факторам. Приведите примеры морфологических, физиологических, поведенческих адаптаций.

19. Дайте определение понятия «биологический вид», «популяция», «иерархическая структура популяции».

20. Статические характеристики популяции.

21. Динамические характеристики популяции.

22. Абиотические факторы среды.

23. Биотические факторы среды.

24. Связь способности к самоорганизации, самовоспроизводству и

биоразвитию с изменением энтропии.

25. Законы термодинамики в экологических системах. Источники энергии

для живых организмов.

26. Принципы организации базового глобального, регионального, импактного мониторинга.

27. Принципы перехода от антропоцентризма к биоцентризму и единой культуре.

28. Экологические принципы охраны природы.

29.Понятие о ноосфере.

30.Основные этапы эволюции биосферы.

31 .Роль дискретности (биоразнообразия) в развитии биосферы.

32.Роль Вернадского в формировании учения о биосфере.

33.Приведите структуру биосферы Земли и её оболочек, их взаимосвязь и динамику.

34.Приведите примеры влияния физических и химических антропогенных воздействий на здоровье человека.

35. Связь загрязнений окружающей среды тяжёлыми металлами с заболеваемостью населения.

36.Связь естественных и антропогенных физических загрязнений с заболеваемостью населения.

37.Озонные дыры как одна из глобальных проблем загрязнения

окружающей среды.

38. Парниковый эффект как одна из глобальных проблем загрязнений окружающей среды.

39.Кислотные дожди как одна из глобальных проблем загрязнения окружающей среды.

40. Какие экологические проблемы являются глобальными, их масштабы, последствия, принципиальные меры по борьбе с ними.

41.Проанализируйте проблемы экологии человечества: демографический взрыв, развитие технологической цивилизации, истощение ресурсов и загрязнение среды.

42. Проанализируйте закономерности системы человек-природа.

43. Энергетические потери в трофических уровнях.

44. Пищевые цепи и «пирамида биомасс» в экосистемах.

45. Трофические уровни в экосистемах.

46. Дискретность экосистем- основа устойчивости биосферы.

47. Гомеостаз и сукцессия в экосистемах.

48. Пищевые цепи и «пирамида биомасс» в экосистемах.

49. Назовите, охарактеризуйте и укажите географическое положение

основных биомов России.

50. Биотическая структура экосистем.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: