Финансовые отношения в туристской сфере

Финансы туристской фирмы - это финансы хозяйствующего субъекта. Задачами финансов туристской фирмы являются формирование денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежным потоком в целях осуществления своей производственно-обслуживающей и финансовой деятельности, получения прибыли, обеспечения финансовой устойчивости.

В процессе предпринимательской деятельности у туристских фирм возникают хозяйственные взаимосвязи со своими контрагентами (поставщиками и покупателями туристской продукции, партнерами по совместной деятельности, объединениями и ассоциациями, финансово-кредитной системой и т. д.), в результате которых появляются финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией туристского продукта, оказанием дополнительных услуг, формированием финансовых ресурсов.

Финансовые отношения туристской фирмы в зависимости от их экономического содержания можно сгруппировать по определенным направлениям (Рис. 5).

                   
   
   
Учредители, акционеры, собственники
   
 
   
Работники (служащие) туристского предприятия
 
       
Предприятия кредитно - банковской системы
 
 
 
     
Государство (государственные органы)
 
 
   
Туристское предприятие
   
Потребители туристского продукта (услуги)
 
 


Рис. 5. Схема финансовых отношений туристского предприятия

На Рис. 5, видно, что финансовые отношения туристского предприятия (в данном случае нами рассматривается туристическая фирма туроператор) довольно дифференцированы и возникают между:

§ учредителями, акционерами (пайщиками) и туристской фирмой. Эти отношения связаны с формированием и использованием целевых фондов внутрихозяйственного значения (уставного капитала, фондов накопления, специального назначения и др.), а также с выплатой дивидендов;

§ туристской фирмой и государством. Они связаны с формированием бюджетных и внебюджетных фондов и с их использованием. Денежные отношения приобретают форму налогов, обязательных платежей и взносов, а в случае получения средств - форму ассигнований, дотаций, субсидий;

§ туристской фирмой и другими организациями. Связаны с производством и реализацией туристского продукта; уплатой и получением штрафов (пени, неустоек); внесением средств в уставные капиталы других организаций; участием в распределении прибыли, полученной в результате совместной деятельности с другими организациями. Эти отношения являются основными в хозяйственной деятельности, поскольку от эффективности их организации во многом зависит финансовый результат деятельности туристской фирмы;

§ туристским предприятием и страховыми компаниями и организациями. Следует отметить, что страховые компании относятся к категории партнеров туристского предприятия, но, как правило, выделяются в классификации отдельной строкой. Эти отношения возникают при страховании имущества, отдельных категорий работников предприятия, коммерческих и предпринимательских рисков;

§ туристской фирмой и кредитно-банковской системой при уплате комиссий за расчетно-кассовое обслуживание, получении и погашении кредитов, а также при уплате процентов за кредит, покупке и продаже валюты и оказании других банковских услуг;

§ туристской фирмой и ее работниками при осуществлении: оплаты за труд, премирования, социальных выплат, удержания налогов с физических лиц, взыскания штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб.

Также необходимо отметить, что в ходе производственно-обслуживающего процесса туристских фирм возникают финансовые отношения:

· туристской фирмы с органами жилищно-коммунального хозяйства по оплате аренды и коммунальных услуг;

· туристской фирмы с органами муниципального управления при выплате арендной платы за земельный участок, часть лесного фонда и т.д.;

· туристской фирмы с негосударственными пенсионными фондами по взносам (вкладам);

· туристской фирмы с органами государственного управления (МИД, МВЭС, таможней и др.) по различного рода платежам;

· туристской фирмы с финансовыми учреждениями, небанковскими кредитными организациями и т.п. при осуществлении трастовых, залоговых и трансфертных операций, лизинга и т.п.

В любом случае финансовые отношения, возникающие между туристским предприятием (туристской фирмой) и другими организациями, обусловлены процессами формирования и реализации туристского продукта (туристской услуги).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: