Базовые показатели финансового менеджмента

Добавленная стоимость (ДС).

Если из стоимости продукции, произведенной, а не только реализованной предприятием за период (включая увеличение запасов готовой продукции и незавершенное производство), вычесть стоимость потребленных материальных средств производства (сырья, энергии и пр.) и услуг других организаций, то получится стоимость, которую действительно добавили к стоимости сырья, энергии, услуг. Величина добавленной стоимости свидетельствует о масштабах деятельности предприятия и о его вкладе в создание национального богатства.

Брутто-результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ).

Вычтем из добавленной стоимости НДС, расходы по оплате труда и все связанные с ней обязательные платежи предприятия (по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и проч.), а также все налоги и налоговые платежи предприятия, кроме налога на прибыль – получим БРЭИ.

БРЭИ используется в финансовом менеджменте как один из основных промежуточных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Представляя собой прибыль до вычета амортизационных отчислений, финансовых издержек по заемным средствам и налога на прибыль, величина БРЭИ является первейшим показателем достаточности средств на покрытие всех этих расходов. По удельному весу БРЭИ в добавленной стоимости можно судить об эффективности управления предприятием и составить общее представление о потенциальной рентабельности и гибкости предприятия.

Нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ), или прибыль до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль.

Из БРЭИ вычтем все затраты на восстановление основных средств. По существу, этот экономический эффект, снимаемый предприятием с затрат, представляет собой прибыль до уплаты процентов за кредиты и займы и налога на прибыль. Поэтому на практике для быстроты расчетов можно принимать за НРЭИ балансовую прибыль (БП), восстановленную до нетто-результата эксплуатации инвестиций прибавлением процентов за кредиты, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг). Таким способом можно избежать двойного счета процентов, так как часть их, относимая, по действующему законодательству, на чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, содержится в самой балансовой прибыли.

Экономическая рентабельность (ЭР) активов, или, экономическая рентабельность всего капитала предприятия, т. е. суммы его собственных и заемных средств.

ЭР — жизненно важный показатель для предприятия, достаточный уровень экономической рентабельности — свидетельство нынешних и залог будущих успехов.

Преобразуем формулу экономической рентабельности:

проявляются два важнейших элемента рентабельности: коммерческая маржа (КМ) и коэффициент трансформации (КТ).

Коммерческая маржа показывает, какой результат эксплуатации дают каждые 100 руб. оборота (обычно КМ выражают в процентах). По существу, это экономическая рентабельность оборота, или рентабельность продаж, рентабельность реализованной продукции. У предприятий с высоким уровнем прибыли КМ превышает 20 и даже 30%, у других едва достигает 3 — 5%.

Коэффициент трансформации показывает, сколько рублей оборота снимается с каждого рубля актива, т. е. в какой оборот трансформируется каждый рубль актива. КТ можно также воспринимать как оборачиваемость активов. В такой трактовке КТ показывает, сколько раз за данный период оборачивается каждый рубль активов.

На коммерческую маржу влияют такие факторы, как ценовая политика, объем и структура затрат и т. п. Коэффициент трансформации складывается под воздействием отраслевых условий деятельности, а также экономической стратегии самого предприятия. Примирить высокую коммерческую маржу с высоким коэффициентом трансформации очень трудно, ибо оборот присутствует в числителе одного сомножителя и в знаменателе другого. Поэтому при наращивании оборота удается увеличить экономическую рентабельность только тогда, когда под возросший оборот подставляют «нераздутые» активы, и НРЭИ начинает расти быстрее оборота. В анализе факторов изменения рентабельности главное – решить вопрос, какой из показателей: коммерческая маржа или коэффициент трансформации изменяется сильнее и быстрее, оказывая тем самым более мощное воздействие на общий уровень экономической рентабельности активов.

Эффект финансового рычага связан с эффектом, который может быть получен при использовании заемного капитала.

(ЭФР) = (1-Т)*(ЭР - средняя ставка процента) * , где

Т – ставка налога на прибыль, в долях,

ЭР – экономическая рентабельность (в процентах),

ЗК – заемный капитал (абсолютная сумма),

СК – собственный капитал (абсолютная сумма)

Положительное значение эффекта финансового рычага говорит о том, что при использовании заемного капитала мы получаем больше дохода, чем сумма процентов, которую должны заплатить за использование заемного капитала.

(ЭР - средняя ставка процента) – называют дифференциалом,

–плечом рычага.

Данные показатели (дифференциал и плечо рычага) используют для оценки уровня финансового риска.

Рентабельность собственного капитала (ROE) = (1-Т)*ЭР + ЭФР.

Чистая прибыль (ЧП) =

Инвестор при принятии решения об эффективности вложений в краткосрочном периоде ориентируется на сумму чистой прибыли, а в долгосрочном периоде - на рентабельность собственного капитала.

Эффект операционного (производственного) рычага.

Правило операционного рычага: Любое изменение выручки от реализации влечет за собой более значительное изменение прибыли.

Краткосрочный период – период, в течение которого не изменяется соотношение между факторами производства.

Долгосрочный период – период, в течение которого изменяется соотношение между факторами производства.

Причина эффекта производственного (операционного) рычага - экономия на постоянных издержках.

Сила воздействия производственного рычага (СВПР)рассчитывается следующим образом:

СВПР , где

TR - выручка от реализации,

TVC - общие переменные затраты,

ТFС – постоянные затраты,

TR – TVC = валовая маржа (маржинальный доход, сумма покрытия)

Используя данный инструмент (СВПР), можно прогнозировать темпы изменения прибыли.

Темпы изменения прибыли = СВПР * темпы изменения TR.

Сила воздействия производственного рычага позволяет оценить степень производственного риска. Чем больше сила воздействия производственного рычага, тем выше, при прочих равных условиях, уровень производственного риска (особенно для однопродуктовых предприятий).

Валовая маржа (маржинальный доход, сумма покрытия)

Валовая маржа = TR – TVC.

Пороговая выручка

Валовая маржа в относительных коэффициентах =

Запас финансовой прочности (в абсолютных величинах) =

= TR факт – TR порог

Запас финансовой прочности (в относительных величинах) =

= . Показывает на сколько процентов предприятие может сократить выручку от реализации и не попасть в убыток.


Татьяна Владимировна Калашникова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: