1. Конституция РФ – закрепила в ч.2 ст.9 К многообразие форм собственности на землю и природные ресурсы. В ч.1 ст.9 К сказано, что земля и природные ресурсы используются как основа жизни и деятельности народов РФ. Положения К, определяющие федеративное устройство РФ, направлены на конкретизацию сферы ведения. Ст.72 К определяет совместное ведение владения, пользования и распоряжения землей и природными ресурсами. Но п. «е» ст.71 К – установление основ федеральной политики и федерального законодательства в экологической области.
Ст.42 К – право на благоприятную ОС и получение достоверной информации о ее состоянии.
Ст. 36 К – право собственности, включая и право собственности на природные ресурсы как вид имущества.
Ссылки на конституционные положения содержатся в 15 ФЗ. В 7 ФЗ К не упоминается. Это Водный кодекс, Лесной кодекс, ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации традиционно загрязненных участков территории», ФЗ «О рыболовстве». В ряде законов провозглашается, что экологическое законодательство основывается на К (ФЗ «Об охране ОС», ФЗ «Об экологической экспертизе» - регулирование осуществляется в соответствии с К и другими ФЗ, ФЗ «О гидрометеорологической службе»). Недостатки в использовании в специальных экологических законах конституционных положений. В ФЗ «О гидрометеорологической службе» нет необходимости ссылаться на К при деятельности соответствующего ОИВ.
В ст.1 ФЗ «Об охране ОС» дается определение понятия «охрана ОС» - это деятельность ОГВ РФ, ее субъектов, ОМСУ, общественных и иных некоммерческих объединений, ЮЛ и ФЛ, направленная на восстановление и сохранение ОС, ее рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС и ликвидация последствий такого воздействия.
2. Международные источники (вспомни п.4 ст.15 К). В сфере экологического законодательства собственно общемировых принципов нет. Их выполняют принципы охраны ОС, которые признаются только большинством государств, но не всеми. Такие принципы находятся, например:
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами»
- Декларация ООН «По проблемам ОС»
- Декларация «По охране среды и развития» 1992 г.
- Декларация «Об охране ОС» 2002 г.
- Конвенция «О запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду» 1978 г.
- Конвенция «О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния» 1979 г.
- Конвенция «Об охране озонового слоя» 1985 г.
Эти принципы получили развитие в законодательстве РФ. 01.02.94 г. подписан Указ Президента «О государственной стратегии РФ по охране ОС и обеспечению устойчивого развития». Общие принципы закреплены также в Монреальском протоколе 1987 г. по веществам, разрушающим озоновый слой. РФ реализовала указанный принцип в 1998 г в виде запрета производства на территории РФ озоноразрушающих веществ.
В зависимости от уровня заключения международные договоры подразделяются на межгосударственные (от РФ), межправительственные (от Правительства РФ) и межведомственные (от ОИВ). Международные договоры становятся источниками только после ратификации. В ФЗ «Об охране озера Байкал» говорится о приоритете международных источников.
3. ФЗ – их более 50, но будем разбирать только 19 ФЗ.
4. Указы Президента.
5. Постановления Правительства.
6. Законы субъектов. Например, законы Нижегородской области «Об особо охраняемых природных территориях», «О рыболовстве и сохранении рыболовного разнообразия», «Об охоте и организации охотничьих хозяйств», «Об охране атмосферного воздуха»).
7. НПА субъектов.
8. Локальные НПА.
Изредка встречаются обычаи, например, лесные и водные сервитуты.