Расчет показателей для проведения маржинального анализа

Показатель Условное обозначение     ±D Темп роста, %
А Б        
1. Выручка от продаж, тыс. руб. N       116,2
2. Переменные расходы, тыс. руб. Sпер       127,4
3. Постоянные расходы, тыс. руб. Sпост       100,1
4. Маржинальная прибыль, тыс. руб.(п.1-п.2) РМ     -1523 99,5
5. Доля (уровень) маржинальной прибыли в сумме выручки от продаж (п.4/п.1) dРм 0,402 0,344 -0,058 85,6
6. Критическая точка безубыточности (порог рентабельности), тыс. руб.(п.3/п.5) Nкр       116,8
7. Запас финансовой прочности, тыс. руб.(п.1-п.6) ЗФП       115,0
8. Доля (уровень) запаса финансовой прочности в выручке от продаж, % (п.7/п.1*100) dЗФП 36,05 35,68 -0,37 99,0
9. Прибыль от продаж, тыс. руб. РN     -1633 98,5
10.Сила операционного рычага PМ/PN 2,774 2,803 0,03 101,0

Расчет показателей для проведения маржинального анализа показывает высокий уровень запаса финансовой прочности и незначительное его снижение к 2013 году, что связано с ростом себестоимости продукции, в частности переменных расходов. Наибольший удельный вес в составе переменных расходов приходится на сырье для производства продукции. Необходимо пересмотреть поставщиков сырья, условия поставки сырья и технологию производства продукции с целью снижения расхода сырья и материалов для производства продукта.

Вывод: предприятие имеет высокий запас финансовой прочности на протяжении 2012-2013 годов, что оценивается положительно.

В таблице 15 представлен расчет оценка точки безубыточности и индивидуальной рентабельности реализуемой продукции по ее видам пластика: Постформируемый пластик- Слопласт П, Бэкиен-Слопласт Б и трудногорючий пластик-Слопласт ТГ.

Приведенные данные показывают, что за счет изменения переменных расходов на единицу продукции в 2013 году значительно снизилась прибыль и рентабельность по Слопласт П и Слопласт Б и повысилась на Слопласт ТГ.


Таблица 15

Расчет и комплексная оценка точки безубыточности и индивидуальной рентабельности реализуемой продукции

Показатель Усл. обозн. Виды продукции Итого
Слопласт П Слопласт Б Слопласт ТГ
2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г.
А В                
1. Количество реализованной продукции, шт. qi                
2. Цена, тыс. руб. pi                
3. Выручка от продаж, тыс. руб. Ni                
4. Переменные расходы на единицу продукции, тыс. руб. 204,6 255,7 102,2 154,8 243,5 259,6 179,0 224,0
5. Общая величина переменных расходов, тыс. руб.                
6. Постоянные расходы, тыс. руб. (распределены пропорционально выручке по видам продукции)                
7. Маржинальная прибыль, тыс. руб.                
8. Маржинальная прибыль на единицу реализованной продукции, тыс. руб. 135,41 89,25 75,83 57,20 157,49 171,37 120,32 117,55
9. Доля маржинальной прибыли в выручке от продаж 0,40 0,26 0,43 0,27 0,39 0,40 0,40 0,34
10. Критический объем продаж продукции (количество), тыс.м2.                
11. Переменные расходы в точке безубыточности, тыс. руб.                
12. Критический объем продаж продукции в стоимостном выражении, тыс. руб.                
13. Запас финансовой прочности, тыс.м2 ЗФПq                
14. Запас финансовой прочности, тыс. руб. ЗФПN                
15. Прибыль от продаж, тыс. руб. EBIT                
16. Рентабельность продаж, % ROS 14,1 3,7 16,9 4,8 13,6 17,6 14,5 12,3

Приведенные данные таблицы 15 также показывают, что за счет изменения переменных расходов на единицу продукции в 2013 году значительно снизилась прибыль и рентабельность по Слопласт П и Слопласт Б и повысилась на Слопласт ТГ.

За счет роста цен на продажу продукции в 2013 году по всем видам можно отметить снижение запаса финансовой прочности в тыс.м2 и рост запаса финансовой прочности в стоимостном выражении.

Вывод: Данные таблицы показывают высокий уровень запаса финансовой прочности, рентабельности, прибыли по каждому виду продукции, что свидетельствует о том, что предприятие выпускает прибыльную и рентабельную продукцию, которая пользуется спросом.

Тем не менее, следует сократить выпуск продукции Слопласт П и Слопласт Б, как низкорентабельных и повысить выпуск продукции Слопласт ТГ или ввести новые технологии в производство продукции, которые позволят сократить переменные расходы на единицу.

В таблице 16 представлены расчеты влияния на динамику выручки от продаж факторов количества, структуры и цен реализованной продукции.

Данные таблицы 16 показывают, что выручка 2013 года по каждому виду продукции и в целом по предприятию превосходит выручку 2012 года в пересчете на объемы, что положительно характеризует деятельность организации.

Расчетвлияния использования основных средств на выручку от продаж таблицы 17 позволяет отметить, что на рост выручки положительное влияние оказали все факторы: роста величины основных средств, общего времени работы активной части основных средств, выручки от продаж в расчете на 1 час работы активной части основных средств, роста удельного веса активной части основных средств.


Таблица 16

Расчет влияния на динамику выручки от продаж факторов количества, структуры и цен реализованной продукции

Виды продукции Количество реализованной продукции, тыс.м2 Цена единицы продукции, тыс. руб.: Выручка за 2012 г., тыс. руб. Выручка с учетом коэффициента роста общего количества продукции в 2013 г., тыс.р. Выручка с учетом коэффициента роста общего количества продукции и изменения ее состава в 2013 году, тыс. руб. Фактическая выручка за 2013 г., тыс. руб.
2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г.
                 
Слопласт П                
Слопласт Б                
Слопласт ТГ                
Итого:     - -        

Таблица 17

Расчетвлияния использования основных средств на выручку от продаж

Показатель Усл. обозначение     ±D Темп роста, %
1. Среднегодовая балансовая величина основных средств, тыс. руб.       107,8
2. Среднегодовая балансовая величина активной части основных средств, тыс. руб.       106,0
3. Доля активной части основных средств в общей среднегодовой балансовой величине основных средств 0,097 0,098 0,002 101,6
4. Общее время работы активной части основных средств, час.   4091,3 75,30 101,9
5. Выручка от продаж в расчете за 1 час работы активной части основных средств, тыс. руб. 0,1442 0,1501 0,0059 104,1
6. Выручка от продаж, тыс. руб. N       116,2
7. Влияние на прирост выручки от продажфакторов, тыс. руб. – всего, в т.ч. Δ.N - - - -
a) среднегодовой балансовой величины основных средств а - -   -
b) доли активной части основных средств в общей среднегодовой балансовой величине основных средств в - -   -
c) общего времени работы активной части основных средств с - -   -
d) выручки от продаж в расчете за 1 час работы активной части основных средств d - -   -
               

В таблице 18 представлен расчет влияния факторов на динамику прибыли от продаж.

На основании анализа можно сделать вывод, что основным фактором, влияющим на прибыль от продаж является фактор роста выручки от реализации продукции.Это показывает, что продукция предприятия пользуется спросом у покупателей, что оценивается положительно. Прибыль от продаж 2013 года ниже прибыли 2012 года в пересчете на условия 2012 года. Необходимо направить усилия на введение мероприятий по снижению себестоимости продукции.

Оценка экстенсификации и интенсификации использования ресурсного потенциала приведена в таблице 19.


Таблица 18


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: