Показатель | Условное обозначение | ±D | Темп роста, % | ||
А | Б | ||||
1. Выручка от продаж, тыс. руб. | N | 116,2 | |||
2. Переменные расходы, тыс. руб. | Sпер | 127,4 | |||
3. Постоянные расходы, тыс. руб. | Sпост | 100,1 | |||
4. Маржинальная прибыль, тыс. руб.(п.1-п.2) | РМ | -1523 | 99,5 | ||
5. Доля (уровень) маржинальной прибыли в сумме выручки от продаж (п.4/п.1) | dРм | 0,402 | 0,344 | -0,058 | 85,6 |
6. Критическая точка безубыточности (порог рентабельности), тыс. руб.(п.3/п.5) | Nкр | 116,8 | |||
7. Запас финансовой прочности, тыс. руб.(п.1-п.6) | ЗФП | 115,0 | |||
8. Доля (уровень) запаса финансовой прочности в выручке от продаж, % (п.7/п.1*100) | dЗФП | 36,05 | 35,68 | -0,37 | 99,0 |
9. Прибыль от продаж, тыс. руб. | РN | -1633 | 98,5 | ||
10.Сила операционного рычага | PМ/PN | 2,774 | 2,803 | 0,03 | 101,0 |
Расчет показателей для проведения маржинального анализа показывает высокий уровень запаса финансовой прочности и незначительное его снижение к 2013 году, что связано с ростом себестоимости продукции, в частности переменных расходов. Наибольший удельный вес в составе переменных расходов приходится на сырье для производства продукции. Необходимо пересмотреть поставщиков сырья, условия поставки сырья и технологию производства продукции с целью снижения расхода сырья и материалов для производства продукта.
|
|
Вывод: предприятие имеет высокий запас финансовой прочности на протяжении 2012-2013 годов, что оценивается положительно.
В таблице 15 представлен расчет оценка точки безубыточности и индивидуальной рентабельности реализуемой продукции по ее видам пластика: Постформируемый пластик- Слопласт П, Бэкиен-Слопласт Б и трудногорючий пластик-Слопласт ТГ.
Приведенные данные показывают, что за счет изменения переменных расходов на единицу продукции в 2013 году значительно снизилась прибыль и рентабельность по Слопласт П и Слопласт Б и повысилась на Слопласт ТГ.
Таблица 15
Расчет и комплексная оценка точки безубыточности и индивидуальной рентабельности реализуемой продукции
Показатель | Усл. обозн. | Виды продукции | Итого | ||||||
Слопласт П | Слопласт Б | Слопласт ТГ | |||||||
2012 г. | 2013 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2012 г. | 2013 г. | ||
А | В | ||||||||
1. Количество реализованной продукции, шт. | qi | ||||||||
2. Цена, тыс. руб. | pi | ||||||||
3. Выручка от продаж, тыс. руб. | Ni | ||||||||
4. Переменные расходы на единицу продукции, тыс. руб. | 204,6 | 255,7 | 102,2 | 154,8 | 243,5 | 259,6 | 179,0 | 224,0 | |
5. Общая величина переменных расходов, тыс. руб. | |||||||||
6. Постоянные расходы, тыс. руб. (распределены пропорционально выручке по видам продукции) | |||||||||
7. Маржинальная прибыль, тыс. руб. | |||||||||
8. Маржинальная прибыль на единицу реализованной продукции, тыс. руб. | 135,41 | 89,25 | 75,83 | 57,20 | 157,49 | 171,37 | 120,32 | 117,55 | |
9. Доля маржинальной прибыли в выручке от продаж | 0,40 | 0,26 | 0,43 | 0,27 | 0,39 | 0,40 | 0,40 | 0,34 | |
10. Критический объем продаж продукции (количество), тыс.м2. | |||||||||
11. Переменные расходы в точке безубыточности, тыс. руб. | |||||||||
12. Критический объем продаж продукции в стоимостном выражении, тыс. руб. | |||||||||
13. Запас финансовой прочности, тыс.м2 | ЗФПq | ||||||||
14. Запас финансовой прочности, тыс. руб. | ЗФПN | ||||||||
15. Прибыль от продаж, тыс. руб. | EBIT | ||||||||
16. Рентабельность продаж, % | ROS | 14,1 | 3,7 | 16,9 | 4,8 | 13,6 | 17,6 | 14,5 | 12,3 |
Приведенные данные таблицы 15 также показывают, что за счет изменения переменных расходов на единицу продукции в 2013 году значительно снизилась прибыль и рентабельность по Слопласт П и Слопласт Б и повысилась на Слопласт ТГ.
|
|
За счет роста цен на продажу продукции в 2013 году по всем видам можно отметить снижение запаса финансовой прочности в тыс.м2 и рост запаса финансовой прочности в стоимостном выражении.
Вывод: Данные таблицы показывают высокий уровень запаса финансовой прочности, рентабельности, прибыли по каждому виду продукции, что свидетельствует о том, что предприятие выпускает прибыльную и рентабельную продукцию, которая пользуется спросом.
Тем не менее, следует сократить выпуск продукции Слопласт П и Слопласт Б, как низкорентабельных и повысить выпуск продукции Слопласт ТГ или ввести новые технологии в производство продукции, которые позволят сократить переменные расходы на единицу.
В таблице 16 представлены расчеты влияния на динамику выручки от продаж факторов количества, структуры и цен реализованной продукции.
Данные таблицы 16 показывают, что выручка 2013 года по каждому виду продукции и в целом по предприятию превосходит выручку 2012 года в пересчете на объемы, что положительно характеризует деятельность организации.
Расчетвлияния использования основных средств на выручку от продаж таблицы 17 позволяет отметить, что на рост выручки положительное влияние оказали все факторы: роста величины основных средств, общего времени работы активной части основных средств, выручки от продаж в расчете на 1 час работы активной части основных средств, роста удельного веса активной части основных средств.
Таблица 16
Расчет влияния на динамику выручки от продаж факторов количества, структуры и цен реализованной продукции
Виды продукции | Количество реализованной продукции, тыс.м2 | Цена единицы продукции, тыс. руб.: | Выручка за 2012 г., тыс. руб. | Выручка с учетом коэффициента роста общего количества продукции в 2013 г., тыс.р. | Выручка с учетом коэффициента роста общего количества продукции и изменения ее состава в 2013 году, тыс. руб. | Фактическая выручка за 2013 г., тыс. руб. | ||
2012 г. | 2013 г. | 2012 г. | 2013 г. | |||||
Слопласт П | ||||||||
Слопласт Б | ||||||||
Слопласт ТГ | ||||||||
Итого: | - | - |
Таблица 17
Расчетвлияния использования основных средств на выручку от продаж
Показатель | Усл. обозначение | ±D | Темп роста, % | ||||
1. Среднегодовая балансовая величина основных средств, тыс. руб. | 107,8 | ||||||
2. Среднегодовая балансовая величина активной части основных средств, тыс. руб. | 106,0 | ||||||
3. Доля активной части основных средств в общей среднегодовой балансовой величине основных средств | 0,097 | 0,098 | 0,002 | 101,6 | |||
4. Общее время работы активной части основных средств, час. | 4091,3 | 75,30 | 101,9 | ||||
5. Выручка от продаж в расчете за 1 час работы активной части основных средств, тыс. руб. | 0,1442 | 0,1501 | 0,0059 | 104,1 | |||
6. Выручка от продаж, тыс. руб. | N | 116,2 | |||||
7. Влияние на прирост выручки от продажфакторов, тыс. руб. – всего, в т.ч. | Δ.N | - | - | - | - | ||
a) среднегодовой балансовой величины основных средств | а | - | - | - | |||
b) доли активной части основных средств в общей среднегодовой балансовой величине основных средств | в | - | - | - | |||
c) общего времени работы активной части основных средств | с | - | - | - | |||
d) выручки от продаж в расчете за 1 час работы активной части основных средств | d | - | - | - | |||
В таблице 18 представлен расчет влияния факторов на динамику прибыли от продаж.
|
|
На основании анализа можно сделать вывод, что основным фактором, влияющим на прибыль от продаж является фактор роста выручки от реализации продукции.Это показывает, что продукция предприятия пользуется спросом у покупателей, что оценивается положительно. Прибыль от продаж 2013 года ниже прибыли 2012 года в пересчете на условия 2012 года. Необходимо направить усилия на введение мероприятий по снижению себестоимости продукции.
Оценка экстенсификации и интенсификации использования ресурсного потенциала приведена в таблице 19.
Таблица 18