Премия Малкольма Болдриджа

Премия им. М. Болдриджа была учреждена в августе 1987 г. Этому предшествовала кропотливая работа по подготовке критериев оценки претендентов на премию, которая началась в 1982 г. по инициативе Американского общества контроля качества (American Society for Quality Control — ASQ). Целью премии явилось повышение значимости качества в работе американских компаний.

Создание Конгрессом США национальной премии по качеству совпало с возрождением американской промышленности. В 80-х годах качество продукции, производимой в США, было низким. Возрастающая конкуренция в мировой экономике заставила предприятия пересмотреть свое отношение к качеству. Согласно требованиям, установленным МВА, компании, которые получают премию, должны информировать другие компании за счет публикаций и проведения лекций о ходе и результатах своей работы по улучшению качества. В результате такой информационной атаки, по мнению ASQ, можно повысить значимость качества в работе американских компаний и обеспечить распространение знаний в области качества, которые будут давать практические результаты для улучшения экономики США.

Премия была названа именем Малкольма Болдриджа (Malcolm Baldrige), который с 1981 г. являлся секретарем торговли (Secretary of Commerce) no 1987 г., когда он погиб во время родео. Он оказал огромное влияние на улучшение и эффективность работы правительственной администрации, а также был активным сторонником идеи присуждения премии качества промышленным компаниям по результатам их работы и качеству продукции

Первоначально было решено присуждать премию им. М. Болдриджа трем категориям компаний:

- производственным компаниям,

- компаниям обслуживания,

- компаниям малого бизнеса, занимающимся производством или обслуживанием, с общей численностью работников не более 500 человек. Однако в последние годы этот список пополнился еще двумя категориями:

- образовательные учреждения,

- предприятия здравоохранения.

Премия им. М. Болдриджа присуждается не более чем двум компаниям в каждой категории.

В качестве основы при разработке национальной премии М. Болдриджа была выбрана премия Э. Деминга. Поэтому требования этих двух премий близки, например, в части критериев, оценивающих работу претендентов. Тем не менее критерии премии М. Болдриджа более детализированы, чем критерии премии Деминга, а системы претендентов различны.

Премия М. Болдриджа присуждается ежегодно предприятиям-победителям на конкурсной основе. От компаний, претендующих на премию, требуется представить документацию на свою систему качества и заявление на участие в конкурсе. Затем совет ревизоров (examiners board), состоящий из 150 экспертов по качеству, представляющих промышленность, правительство и университеты, рассматривает просьбу компании в соответствии с принятой процедурой.

Оценка участников конкурса проводится по 1000-балльной системе по 32 показателям, сгруппированным по следующим семи направлениям: руководство качеством A00 баллов); информация и анализ F0 баллов); стратегическое планирование качества (90 баллов); использование человеческих ресурсов A50 баллов); обеспечение качества продукции и услуг A80 баллов); достигнутые результаты в области качества A40 баллов) и удовлетворение требований потребителей C00 баллов.

Разработка и введение премии М. Болдриджа дали прекрасные результаты. Сорок три штата создали программы премий по образцу премии Болдриджа. В этом движении приняли участие тысячи предприятий. Вот мнения американских специалистов о роли премии:

«В течение десятилетия (с 1988 по 1998 г.) премия способствовала освоению американской промышленностью методов улучшения качества».

«В 80-х годах многие страны оказались далеко впереди нас, однако мы догнали их, стали мировым лидером, и теперь нас считают эталоном», — таково мнение г-на Мартина Маринера (Martin Mariner), руководителя группы поддержки совета директоров Фонда М. Болдриджа.

Благодаря премии Болдриджа стало возможным тесное сотрудничество конкурирующих американских деловых кругов. Критерии премии Болдриджа, полученные в результате ранее проведенного анализа и процесса их улучшения, вобрали в себя все преимущества установившейся практики менеджмента. Несколько лет назад критерии подверглись изменениям: произошел переход от концентрации внимания на качестве продукции к совершенствованию деятельности

всей компании. Премия сместила акцент к философским аспектам менеджмента качества.

Несмотря на критические замечания в адрес премии, которые звучат также и в США, общее мнение таково: премия сыграла свою выдающуюся роль и имеет хорошие перспективы в будущем, хотя, несомненно, подвергнется изменениям в соответствии с быстро меняющимся миром.

Компании, получившие сертификат на соответствие требованиям ИСО 9001, могут набрать лишь 200—300 баллов по системе оценки премии Болдриджа, шкала которой предусматривает от 0 до 1000 баллов, а победители набирают более 500 баллов.

Что касается соотношения возможности — результаты, то в первоначальном варианте премии Болдриджа 80% отдавалось системе качества (т. е. возможностям) и лишь 10% составляла весомость результатов для потребителей и внутренних результатов. Затем эти показатели были увеличены до 14 и 18% соответственно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: