1. Сущность брэнд-стратегии инноваций.
2. Этапы создания бренда и принципы эффективного брэндинга.
3. Принцип позиционности и его значение для успешной работы с брендом. Модификации бренда.
1. Брэнд-стратегия инновации включает в себя следующие этапы:
1) анализ ситуации на рынке и выбор направления разработки инновации;
2) поиск идеи и планирование выпуска инновации;
3) организационные мероприятия (маркетинговые исследования, изучение спроса, проведение рекламной компании и т.п.);
4) организацию выпуска инновации;
5) оценку результатов инновации на рынке;
6) разработку и осуществление мер по продвижению и диффузии инновации.
Брэнд инновации имеет определенные свойства. Под свойствами брэнда понимаются функциональные и эмоциональные ассоциации, которые покупатели присваивают новому продукту или операции. При этом под ассоциацией (от лат. associatio – соединение) понимается связь, образующаяся при определенных условиях между ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями и другими психо-физиологическими комплексами (образованиями) человека.
Брэнд инновации обладает определенной индивидуальностью. Индивидуальность брэнда означает его значение для потребителя, т.е. какие-то долгосрочные обещания автора брэнда тем, кто его купит. Индивидуальность брэнда инновации складывается, как правило, из трех компонентов: 1) позиционирования; 2) личности потребителя брэнда; 3) личности самого брэнда.
Позиционирование брэнда означает указание на то место, которое данный бренд занимает в умах покупателей (потребителей) брэнда, а второй компонент – личность потребителя брэнда – выражает характер и психо-физиологические особенности покупателя как будущего владельца купленной инновации.
Личность же самого брэнда показывает отношение этого брэнда к тому, кто его купил. Иначе говоря, личность самого брэнда означает мнение потребителя данного бренда: «А что о нем думает этот брэнд?». Личность самого брэнда обусловлена психологией человеческого сознания. И.Т. Балабанов отмечает в своем учебном пособии, что один из самых ярких примеров – дарение цветов. Так, он подчеркивает: дарение ярких роз вызывает у человека гораздо большие эмоции, нежели дарение, например, гвоздик.
Брэнд инновации обладает определенным имиджем в каждый определенный момент времени. Под этим имиджем понимается набор тех или иных ассоциаций по новому продукту (операции), которые в данный момент времени находятся в умах потребителей. Так, например, депозитный счет, предлагаемый банком, имеет для вкладчика следующие ассоциации: минимальная сумма первого вклада, минимальная сумма дополнительных взносов для начисления процентов по вкладу, величина процентной ставки, возможность ее изменения, другие преимущества депозитного счета. Все эти ассоциации выражают только то, что этот брэнд означает именно в настоящий момент времени.
На рынке действует жесткая конкуренция, что вызывает резкое увеличение затрат продуцента на продвижение его продуктов: старых и новых. Для этих целей за рубежом многие фирмы имеют в своем штате брэнд-менеджера. Такие менеджеры есть также на ряде российских предприятий. Они отвечают за развитие брэндов, занимаются планированием выпуска отдельных продуктов, разрабатывают мероприятия по продвижению брэндов, производят оценку эффективности самих брэндов и мероприятий по их продвижению.
Использование предприятием эффективной брэнд-стратегии дает ему многие конкурентные преимущества, к которым можно отнести:
1) Брэнд предприятия создает естественную преграду на пути конкурентов. Он вынуждает конкурентов к инвестированию капитала в исследование рынка, проводить маркетинговые исследования, заниматься бенчмаркингом, рекламной кампанией, старательно разрабатывать свой брэнд;
2)Наличие эффективного брэнда облегчает предприятию вывод на рынок новых продуктов и операций (технологий), захват новых ниш на отечественном рынке, захват зарубежных рынков;
3)Брэнд дает предприятию дополнительное время для реинжиниринга и перестройки его деятельности на рынке в условиях кризиса.
Однажды сформированный эффективный брэнд может защитить долю субъекта рынка без больших затрат на рекламную кампанию и без резкого снижения цен на продукт.