Баланс мощности трактора показывает, куда расходуется мощность, развиваемая двигателем. При установившейся работе трактора на горизонтальном участке пути баланс мощности может быть выражен суммой отдельных составляющих:
+ + + + , где:
- мощность полезная (на крюке)
- потери мощности в трансмиссии;
- на ведущем участке гусеничного обвода;
- на буксовании;
- на самопередвижение.
Расчет баланса мощности после построения тягово-динамических характеристик удобен тем, что можно использовать результаты предыдущих расчетов.
Потери мощности в трансмиссии и на ведущем участке гусеничного обвода не зависят от силы тяги на крюке. Их следует объединить в одну группу потерь и определять по формуле:
+ = (1 - ) (5)
Потери мощности на буксование рассчитываются через коэффициент буксования:
= [ + )] d (6)
= = f G (7)
= - – ( + + ) (8)
Целесообразно использовать зависимость (7) как основную расчетную, а (8) как проверочную. Результаты расчета по обеим формулам должны близко совпадать.
График мощностного баланса для трактора, в отличие от автомобиля, строится в зависимости от силы тяги на крюке.
|
|
График строится для одного значения мощности двигателя: либо для максимальной мощности, либо для расчетной. Использовать при расчете зависимости, непосредственно связывающие составляющие мощностного баланса с силой тяги на крюке, затруднительно. Поэтому при построении графика мощностного баланса будем использовать данные таблицы 6 тягово - динамических характеристик трактора.
В таблице 6 соответствующее значение крутящего момента двигателя определено номером расчетной точки. На внешней скоростной характеристике двигателя по величине момента можно определить мощность. А в таблице тягово-динамических характеристик для выбранной расчетной точки известны значения . Подставив эти значения в расчетные формулы, легко определить составляющие мощностного баланса.
Результаты расчета целесообразно оформить предварительно в виде таблицы, а потом перенести на график.
После построения необходимо проанализировать график с целью выяснения характера изменения составляющих мощностного баланса при работе на различных передачах в трансмиссии.
Пример.
Определить составляющие мощностного баланса проектируемого трактора на расчетном режиме движения и построить график баланса мощности. Расчетный режим движения соответствует точке 4 на графике крутящего момента двигателя. Мощность двигателя на этом режиме равна = 99 кВт.
Потери мощности в трансмиссии и на ведущем участке гусеничного обвода не зависят от номера передачи и определяются по формуле(5):
|
|
+ = (1 - ) = 99 (1 – 0,9 0,95) = 14,3 кВт.
Потери мощности на буксование зависят от передачи, т.к. рассчитываются по формуле (6).
Величину коэффициента буксования нужно взять из таблицы 6 для расчета теоретических тяговых характеристик трактора. |
Рис.4 График мощностного баланса
Так для первой передачи = 0,085:
= (99 – 14,3) 0,085 = 7,2 кВт.
Мощность на самопередвижение определим из уравнения баланса мощности:
= – ( + + ) - .
Значение для каждой передачи на расчетном режиме известно из таблицы расчета.
Например, для первой передачи:
= 67,4 кВт;
= 99 – (14,3 + 7,2) – 67,4 = 10,1 кВт
Если рассчитать по формуле (8), то:
= 0,1 60 1,9 = 11,4 кВт.
Суммарная погрешность графоаналитического расчета оказалась равной:
100 = 11,4%.
Результаты расчета заносятся в таблицу 8 баланса мощности.
На основании данных таблицы строится график мощностного баланса (рис 4). Значение Ркр для каждой передачи на расчетном режиме берутся из таблицы тягового расчета.
Графики баланса мощности дают наглядное представление о характере изменения затрат мощности при работе трактора с различной силой тяги на крюке.
При работе трактора в диапазоне малых тяговых усилий и, соответственно, больших скоростей движения среди составляющих баланса мощности преобладают потери на качение. С переходом трактора в режим повышенных тяговых усилий возрастают потери на буксование. При работе на первой передаче потери на буксование приблизительно равны потерям на качение.
Баланс мощности трактора при расчетном режиме движения.
Таблица 8
Передача Наименование составляющих | I | II | III | IV | V | VI | VII |
Сила тяги на крюке, кН | 26,2 | 17,5 | |||||
Мощность двигателя, кВт | |||||||
Потери мощности в трансмиссии и гусенице, кВт | 14,3 | ||||||
Мощность на буксование, кВт | 7,2 | 4,7 | 3,6 | 2,96 | 2,43 | 1,9 | 1,48 |
Мощность на самопередвижение, кВт | 10,1 | 13,6 | 18,1 | 20,5 | 21,5 | 26,2 |
При защите курсовой работы студент должен объяснить способы снижения потерь мощности в трансмиссии, на буксование и качение.
Критерием для оценки трактора как полевой энергетической установки может служить тяговый коэффициент полезного действия ().
, где
– ( + + + + )
Для современного трактора значение тягового к.п.д. должно составлять не менее 0,7.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кутьков Г.М. Тракторы и автомобили. Теория и технологические свойства. – М.: КолосС, 2004. – 504 с.
2. Николаенко, А.В. Теория, конструкция и расчет автотракторных двигателей/ А.В. Николаенко. - М.: Колос, 1992. - 335 с.
3. Смирнов М.А., Беляков В.В. Основы теории трактора. Методические указания. СПбГАУ, 2008.
4. Смирнов В.Т., Смирнов М.А. Методические указания по тяговому и топливно-экономическому расчёту трактора. СПбГАУ, 2005.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Рекомендуемые единицы измерения.
Стандартом (ГОСТ 8.417-2002) введено положение, согласно которому подлежат обязательному применению единицы Международной системы единиц (СИ).
Основными единицами в системе СИ являются:
длина – метр (м);
масса – килограмм (кг);
время - секунда (с);
сила электрического тока – ампер (А);
температура – градус Кельвина (К);
сила света – свеча (св).
Дополнительные единицы в системе СИ
плоский угол – радиан (рад);
телесный угол – стерадиан (стер).
Остальные единицы являются производными и в их числе:
единица силы – ньютон (Н);
единица работы и количество теплоты – джоуль (Дж);
единица мощности – ватт (Вт);
единица скорости – метр в секунду (м/с);
единица ускорения – метр на секунду в квадрате (м/ );
и т.д.
Этим же стандартом предусматривается применение десятичных, кратных и дольных от них, из которых наиболее часто встречаются приставки:
мега (М); деци (д);
кило (К); санти (с);
гекто (г); милли (м);
дека (да); микро (мк).
Методическим письмом №1 о порядке введения единиц Международной системы (СИ) допускается применение ряда единиц измерения, предусмотренных соответствующими ГОСТами, и среди них следующие:
|
|
время – час, минута (ч, минута);
плоский угол – градус, минута, секунда (град., мин, с);
угол поворота – радиан (рад);
температура – градус Цельсия (С).
Таким образом, делается возможным применение таких производных единиц, как единица скорости – километр в час (км/ч), угловой скорости – обороты в минуту (об/мин) и т. д.
Соотношение между некоторыми единицами МКС и международной системой (СИ):
1кгс = 9,80665 Н 9,81 Н;
1кгс м/с 9,80665 Дж;
1 л.с. 735,499 Вт
Приложение II
Основные параметры колесных тракторов
Таблица П.2.1
Модель | Колесная формула | Масса эксплуатационная, кг | Марка двигателя | Мощность двигателя, кВт | Шины ведущих колес | |
Тяговый класс 2 кН | ||||||
МТЗ-132Н | 4К4 | GX340 Honda | 9,2 | 6L-12 | ||
КМЗ-012 | 4К2 | СК-12 | 8,82 | 5.50-16.00 | ||
Тяговый класс 6 кН | ||||||
ВТЗ-2027 | 4К2 | Д - 120-25 | 18,4 | 9,5-32;10-28 | ||
ВТЗ-2032 | 4К2 | Д - 120 | 22,1 | 9,5-32 | ||
ВТЗ 2032А | 4К4А | Д - 120 | 22,1 | 9,5-32 | ||
Беларус 310/320 | 4К2 | 1620/1700 | LDW 1503CHD | 24,6 | 12,4L16 | |
Беларус 320А | 4К4А | LDW 1503CHD | 24,6 | 12,4L16 | ||
ХТЗ-2511 | 4К2 | Д - 120-25 | 18,4 | 9,5R32 | ||
ХТЗ-3510 | 4К2 | F2L 511 | 25,7 | 9,5R32 | ||
ХТЗ-3521 | 4К4А | F2L 511 | 24,5 | 9,5R32 | ||
ВТЗ-30СШ | 4К2 сам.шасси | Д - 120 | 22,1 | 9,5-32 | ||
Тяговый класс 9 кН | ||||||
ВТЗ-2048A | 4К4А | Д-130Т-10 | 33,1 | 12.4R28 | ||
Т-50 | 4К4А | Д-130Т-10 | 33,1 | 12.4R28 | ||
ЛТЗ-55 | 4К2 | Д - 144 | 13,6-38; 9,42 | |||
ЛТЗ-55А | 4К4А | Д - 144 | 13,6-38 | |||
ВТЗ-2048А | 4К4А | Д - 130 | 33,1 | 9,5-32 | ||
ХТЗ-5020 | 4К4А | Д - 144 | 36,8 | 12R28 | ||
Беларус-422 | 4К4А | LDW 2204 | 36,6 | 11,2-20 | ||
Беларус-622 | 4К4А | LDW 2204 | 360/70R24 | |||
Продолжение таблицы П.2.1
Тяговый класс 14 кН | |||||
ЛТЗ-60АВ | 4К4А | Д-65М1Л | 44,1 | 13,6R38 | |
ЗТМ-60Л/62Л | 4К2/4К4А | 3400/3600 | Д - 242 | 45,5 | 15,5R38 |
Т-85 | 4К4А | Д - 130Т-10 | 62,5 | 12,4R28 | |
Беларусь 80.1 | 4К2 | Д - 243 | 15,5R38 16,9R34 | ||
Беларусь 82.1 | 4К4А | Д - 243 | 15,5R38 16.9R34 | ||
Беларус-1005/1025 | 4К2/4К4А | 4025/4480 | Д - 245 | 16,9R38 | |
Беларус- 550/552 | 4К2/4К4А | 3600/3800 | Д - 244 | 15,5R38 | |
Беларус 922 | 4К4А | Д - 245.5 | 16,9R38 | ||
Беларус 900/920 | 4К2/4К4А | 3700/3900 | Д - 243 | 16,9R38 | |
ЮМЗ-60/62 | 4К2/4К4А | 4000/4200 | Д - 242 | 44,5 | 15,5R38 |
ЮМЗ-8040/8240 | 4К2/4К4А | 4000/4200 | Д - 243 | 15,5R38 | |
Т-85 | 4К4А | 1104D PERKINS | 62,5 | 16,9 R38 | |
Тяговый класс 20 кН | |||||
ЛТЗ-155 | 4К4Б | Д - 442-47; ЯМЗ - 236 | 16.9R38; 13,6R38; 9,45-42 | ||
РТ-М-160 | 4К4Б | ЯМЗ - 236Д-2 | 16,9R30 | ||
Беларус-1221 | 4К4А | Д - 260.2 T | 18,4R38 | ||
Тяговый класс 30 кН | |||||
Беларус-1523 | 4К4А | 5500-6000 | Д - 260.1 T | 520/70R38 | |
Беларус-2022 | 4К4А | Д - 260.4 | 580/70R42 | ||
Т-150К-09 | 4К4Б | ЯМЗ - 236Д | 128,7 | 23,1R24 | |
Т-150К | 4К4Б | СМД - 60 | 117,5 | 16,9R38 | |
ХТЗ-121 | 4К4Б | СМД - 19Т.02 | 88 (106,6Х) | 16,9R38 15,5R38 | |
ХТЗ-16231 | 4К4Б | Д -260.9 | 121,3 | 23,1R26 | |
К-3140АТМ | 4К4А | Д - 260.2 | 20,8R38 20,8R42 | ||
К-3160АТМ | 4К4А | Д - 260.1 | 20,8R38 | ||
Продолжение таблицы П.2.1 | |||||
К-3180АТМ | 4К4А | Д - 260.9 | 20,8R38 | ||
Тяговый класс 40 кН | |||||
МТЗ-2522ДВ | 4К4А | S40E 8,7 LTA M142 Детройт | 580/70R42 | ||
ХТЗ-17221 | 4К4Б | ЯМЗ - 236Д | 23,1R26 | ||
ХТА - 200 | 4К4Б | Д - 260.4 | 23,1R26 | ||
Тяговый класс 50 кН | |||||
Беларус-3022 | 4К4Б | Deutz BF06M1013FC | 220,6 | 580/70R42 620/70R42 | |
К-700А | 4К4А | ЯМЗ - 238НД2 | 28,1R26 | ||
К-701 | 4К4Б | ЯМЗ - 238НД5 | 28,1R26 | ||
К-704 | 4К4Б | ЯМЗ-240М2 | 28,1R26 | ||
К-744 | 4К4Б | ЯМЗ - 238НД4 | 28,1R26 | ||
TERRION АТМ 5280 | 4К4А | Deutz BF 6M 1013 FC | 650/65 R42 |
Основные параметры гусеничных тракторов
|
|
Таблица П2.2
Модель | Масса эксплуатационная, кг | Марка двигателя | Мощность двигателя, кВт | Шаг звена гусеничной цепи, м | Число звеньев гусеницы, укладывающихся на окружности ведущей звездочки, Zк |
Тяговый класс 20 кН | |||||
Т-120 | Д-240 | 51,5 | 0,176 | 11,5 | |
Тяговый класс 30 кН | |||||
ДТ-75 | А-41И | 0,17 | |||
ДТ-75М | А-41 | 0,17 | |||
ДТ-75Б | СМД-14 | 58,8 | 0,184 | ||
Тяговый класс 30 кН | |||||
ВТ-100 | Д-442-24 | 88 (106,8х) | 0,17 | ||
ВТ-100ДТ | Д-442-24 | 88 (106,8х) | 0,184 | ||
ВТ-150 | Д-442-25ВИ | 0,17 | |||
ВТ-175 | Д-4405 | 125,1 | 0,17 | ||
Продолжение таблицы П.2.2 | |||||
Т-150-05-09 | ЯМЗ-236 | 128,7 | 0,17 | ||
Беларус-2102 | Д - 260.4 С2 | 0,17 | |||
Т-4А | А-01М | 95,6 | 0,176 | ||
Тяговый класс 40 кН | |||||
Т-402 | Д-461-11 | 0,176 | |||
ХТЗ-181 | ЯМЗ - 238КМ2-3 | 139,7 | 0,17 | ||
ВТ-200 | Д-461ВСИ | 0,17 | |||
Тяговый класс 50 кН | |||||
Т-404 | Д-461-13 | 0,176 | |||
Т-250 | Д4601 | 183,5 | 0,176 | ||
Т-100М | Д - 108 | 0,203 | |||
Т-130 | Д - 160 | 0,203 |