Программированное обучение

Под программированным обучением понимается система учебной работы с преимущественно опосредованным программым управлением познавательной деятельности учащихся.

Впервые программированное обучение в практику обучения было введено в 50-е годы XX века американским психологом Скиннером. В основу технологии программированного обучения он положил 2 требования:

1. уйти от контроля и перейти к самоконтролю;

2. перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.

В основе данного вида обучения лежит программа, состоящая из различных алгоритмов. Скиннер разработал программы с использованием разветвленных и адаптивных алгоритмов.

Сущность линейной программы: учебный материал разбивается на небольшие по объему, логически завершенные учебные дозы, после усвоения каждой дозы школьник отвечает на контрольные вопросы, выбирая правильный, по его мнению. Если ответ правильный, следует очередная доза учебного материала, если нет – школьник опять возвращается к первоначальному материалу.

По разветвленной программе каждый школьник приходит к заданной цели различным путем в зависимости от своих индивидуальных особенностей, т.к. после каждой учебной порции в зависимости от характера ответа на контрольный вопрос ученик переходит либо к следующей порции, либо на «боковые», вспомогательные ветви. Боковых ветвей может быть несколько, они содержат пояснения ошибок, восполняя пробелы в знаниях.

Адаптивные программы предусматривают возможность перехода на менее или более трудные ветви программы.

Основные принципы и достоинства ПО:

1. дозированность учебного материала;

2. активная самостоятельная работа школьников;

3. постоянный контроль усвоения;

4. индивидуализация темпа обучения.

– Какие условия в процессе ПО совершает учитель и ученик (см. таблицу)? Исходя из этого, выделим особенности ПО:

– учебный материал разделяется на порции;

– учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;

– каждый шаг завершается контролем;

– каждый учащийся работает самостоятельно, в посильном для него темпе;

– результаты выполнения всех заданий фиксируется, о них знает и ученик, и учитель;

– педагог выступает и организатором, и консультантом при затруднениях.

Давайте проиллюстрируем ПО.

Выводы: многообразие видов обучения позволяет учителю в зависимости от цели обучения, специфики учебного материала оптимизировать усвоение знаний школьниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: