Государственный и общественный контроль над соблюдением трудового законодательства

В соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции РФ к числу способов защиты трудовых прав работников следует отнести ведение индивидуальных и коллективных трудовых споров. В законодательстве перечень возможных вариантов восстановления нарушенного права работников не определен исчерпывающим образом.

В ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждому гарантируется защита своих прав, в том числе и в сфере труда, не запрещенными законом способами. Поэтому работник может использовать различные способы защиты нарушенного права, которые не запрещены федеральным законом.

Одним из способов защиты трудовых прав работников является государственный надзор за соблюдением трудового законодательства. Надзор за соблюдением трудовых прав работников могут осуществлять полномочные государственные органы. Как правило, основанием для их вмешательства в трудовые отношения является обращение работника с заявлением о восстановлении нарушенного права.

Однако в установленных федеральным законом случаях государственные органы по надзору за соблюдением норм трудового права могут выступать в защиту неопределенного круга работников, например, при осуществлении деятельности, направленной на признание недействующими нормативных правовых актов.

Государственные органы по надзору за соблюдением трудового законодательства перечислены в ст. 353 ТК РФ. Однако правовое положение этих органов (с изменениями от 20.05.2004 г. № 649), изменилось в связи с изданием Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", поскольку основные органы надзора за соблюдением трудового законодательства входят в систему государственной исполнительной власти.

Органом государственного надзора за соблюдением норм трудового права является государственная инспекция труда, которая до издания названного Указа Президента РФ, находилась в ведении Минтруда РФ и его региональных органов. В настоящее время создается Федеральная служба по труду и занятости в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которая будет осуществлять государственный надзор за соблюдением трудового законодательства. В этой Федеральной службе будет находиться государственная инспекция труда.

В ч. 2 ст. 353 ТК РФ к числу органов государственного надзора за соблюдением трудового законодательства в отдельных отраслях и на отдельных объектах промышленности отнесены специально уполномоченные органы, которые в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 также имеют статус федеральной службы.

В ст. 366 ТК РФ к числу специально уполномоченных органов отнесен Государственный горный и промышленный надзор, который названным Указом Президента РФ преобразован в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, находящуюся в непосредственном ведении Правительства РФ.

Специально уполномоченным органом по надзору за соблюдением безопасности мероприятий при обслуживании электрических и теплоиспользующих установок в ст. 367 ТК РФ названы органы государственного энергетического надзора. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 функции по осуществлению данного вида надзора также переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В ст. 368 ТК РФ специально уполномоченным органом по надзору за соблюдением санитарно- гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил названы органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 функции по осуществлению государственного надзора за соблюдением указанных норм и правил переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

В ст. 369 ТК РФ специально уполномоченным органом за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности назван Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России). Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 функции по осуществлению данного вида надзора переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и по атомному надзору, находящейся в ведении Правительства РФ.

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные эму прокуроры в соответствии с имеющейся у них компетенцией. В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор может выступить в защиту неопределенного круга работников путем предъявления в суде требований о признании недействующими нормативных правовых актов. В частности, прокуроры Генеральной прокуратуры РФ могут обращаться с заявлением о признании недействующими любых нормативных правовых актов в сфере труда.

Прокуроры субъектов Российской Федерации могут требовать в суде признания недействующими нормативных правовых актов соответствующего субъекта РФ, органов местного самоуправления, локальных актов организаций, которые действуют на территории их юрисдикции. Районные (городские) прокуроры могут потребовать признания недействующими нормативных правовых актов соответствующего органа местного самоуправления, а также локальных нормативных правовых актов организаций, действующих на территории их юрисдикции.

Таким образом, реализация надзорных полномочий прокуроров в сфере нормативного регулирования заканчивается обращением в суд, который по заявлению прокурора может признать нормативный правовой акт недействующим, то есть не порождающим правовых последствий с момента вступления судебного решения в законную силу.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ прокурор может выступить в защиту прав и свобод конкретного гражданина только на основании поданного им заявления. Однако прокурор не имеет властных полномочий для воздействия на работодателя, допустившего нарушение трудовых прав гражданина. В связи с чем при защите прав и законных интересов конкретного гражданина прокурор может потребовать их устранения в судебном порядке.

Причем обращение прокурора в суд в защиту конкретного гражданина может состояться на основании п. 1 ст. 45 ГПК РФ, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может самостоятельно защитить свои права. К числу таких причин может быть отнесено отсутствие у работника навыков для ведения судебного дела о восстановлении нарушенного права. Следовательно, для обращения прокурора в защиту трудовых прав конкретного гражданина должны быть доказаны следующие юридически значимые обстоятельства.

Во-первых, наличие обращения гражданина к прокурору с целью защиты нарушенного права, что подтверждается письменным заявлением гражданина. Во-вторых, наличие уважительных причин для вступления прокурора в гражданский процесс с целью защиты прав конкретного гражданина. Данное обстоятельство также подтверждается заявлением гражданина, в котором указаны такие причины, и указанием на данные причины в заявлении прокурора, подаваемом в суд.

Таким образом, при осуществлении надзорных функций по защите прав и свобод конкретного гражданина прокурор также не имеет властных полномочий для воздействия на работодателя для устранения допущенных им нарушений. Поэтому в принудительной форме прокурор может восстановить нарушенное право лишь в судебном порядке.

В связи с чем деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением трудового законодательства в случае обнаружения нарушений прав работников заканчивается в суде заявлением об устра- нении указанных нарушений.

В соответствии с ч. 3 ст. 353 ТК РФ внутриведомственный надзор за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В связи с чем работники организаций, которые находятся в ведении государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, могут обратиться с заявлением в эти органы с целью устранения нарушений трудовых прав. В свою очередь указанные органы могут потребовать от руководителей подведомственных организаций устранения нарушений трудовых прав работников.

Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства могут осуществлять профессиональные союзы в лице соответствующих органов. На основании ст. 370 ТК РФ общероссийские профессиональные союзы и их объединения, межрегиональные, а также территориальные объединения (ассоциации) организации профессиональных союзов с целью осуществления контроля за соблюдением норм трудового права могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений, а также в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации, в которых работают члены профсоюза, с целью осуществления общественного контроля за соблюдением их прав.

В соответствии с ч. 6 ст. 370 ТК РФ профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда имеют право:

1. осуществлять контроль за соблюдением работодателем норм трудового права по отношению к членам соответствующего профсоюза

2. проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации

3. принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

4. получать информацию от представителей работодателя о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях

5. защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на работе

6. предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников

7. направлять работодателям представления об устранении нарушений трудовых прав работников, которые обязательны для рассмотрения полномочными представителями работодателя

8. осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателем по коллективному договору и соглашению

9. принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов

10. принимать участие в рассмотрении трудовых споров с целью защиты прав своих членов

11. принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

12. обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудовых прав работников

В соответствии с ч. 7 ст. 370 ТК РФ профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении общественного контроля взаимодействуют с государственными органами по надзору за соблюдением норм трудового права. Профессиональные союзы на основании заключения инспекции труда могут подготовить заявление в судебный орган по защите прав неопределенного круга лиц.

Профсоюз вправе обжаловать нормативный правовой акт любого уровня на предмет его признания противоречащим федеральному или региональному закону. Признание нормативного правового акта недействующим исключает возможность его применения с момента вступления в законную силу решения суда.

С согласия работника, выраженного в письменной форме, профессиональные союзы могут обращаться в защиту прав в государственные органы по надзору за соблюдением трудового законодательства, а также в суд. В этом случае интересы работника может представлять профсоюзный инспектор или уполномоченный по охране труда.

Таким образом, реализация полномочий по общественному контролю за соблюдением трудовых прав работников также может заканчиваться обращением в государственные органы, имеющие механизмы по восстановлению нарушенных прав работников.


36 Дисциплинарная и материальная ответственность работников.

Трудовая дисциплина – это добросовестное выполнение работником своих обязанностей, предусмотренных трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, творческое отношение к работе, бережное отношение к оборудованию и материальным ценностям, четкое исполнение приказов и распоряжений руководителей и достижение высоких результатов в труде.

Внутренний трудовой распорядок – это система регулируемых нормами трудового права отношений, представляющих собой режим, обеспечивающий полное и рациональное использование рабочего времени, повышение производительности труда, выпуск качественной продукции и выполнение обязанностей всеми участниками трудового процесса. Внутренний трудовой распорядок регулируется Трудовым кодексом Республики Беларусь, другими актами законодательства: правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР), уставами о дисциплине, локальными нормами, утверждаемыми руководителями нанимателей по согласованию с профсоюзами и действующими в пределах одного нанимателя; техническими правилами, инструкциями.

ПВТР – основной документ, регулирующий организацию труда, укрепление трудовой дисциплины. ПВТР подразделяются на типовые, отраслевые и местные.

Типовые правила внутреннего трудового распорядка утверждены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 5 апреля 2000 г. № 46 и являются образцом для разработки отраслевых и местных правил. В них сформулированы общие положения, определяющие внутренний трудовой распорядок у нанимателя. Отраслевые ПВТР отражают специфические условия труда (режим работы, дополнительные меры по охране труда и т.п.) в каждой отдельной отрасли экономики. Утверждаются министерствами и ведомствами, не должны противоречить ТК Республики Беларусь, Типовым ПВТР и не могут устанавливать дополнительные меры дисциплинарных взысканий. Местные ПВТР утверждаются нанимателем с участием профсоюзов. Их наличие (в отличие от отраслевых ПВТР) обязательно. Более подробно отражают специфику производственных условий у конкретного нанимателя. Являются локальным нормативным актом. Могут включать следующие разделы:

– общие положения;

– порядок приема и увольнения работников;

– обязанности работников;

– обязанности нанимателя;

– правовое регулирование рабочего времени и его использования;

– порядок поощрения за успехи в работе;

– ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

К числу локальных нормативных актов, регулирующих внутренний трудовой распорядок, относятся должностные инструкции. Они уточняют права и обязанности работников по отдельным профессиям, специальностям, должностям. Действуют в пределах конкретного нанимателя.


Наниматель вправе поощрять работников. Виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

При установлении более высокой квалификации (разряда, класса, категории и др.) по профессии (должности) или при продвижении по работе нанимателем учитываются успешное прохождение работниками профессиональной подготовки, повышение квалификации, прохождение стажировки, переподготовки, общее среднее и профессионально-техническое образование, а также получение ими среднего специального, высшего образования, наличие ученой степени, звания (ст. 205 ТК Республики Беларусь).

За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам в соответствии с законом.

Дисциплинарный проступок – это виновное противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником, состоящим в трудовых правоотношениях с нанимателем, за совершение которого предусмотрено трудовым правом применение дисциплинарных взысканий. Дисциплинарный проступок, как любой вид правонарушений, характеризуется составом правонарушения, включающим 4 элемента: субъект, объект, субъективную сторону, объективную сторону.

Субъектом дисциплинарного проступка является работник, который находится в трудовых правоотношениях с нанимателем и, следовательно, обязан подчиняться трудовому распорядку, установленному у данного нанимателя.

Объект дисциплинарного проступка – это трудовые обязанности работника, закрепленные в должностных положениях, инструкциях, технических правилах и трудовым распорядком, установленным ПВТР.

Субъективная сторона дисциплинарного проступка – это психическое отношение нарушителя трудовой дисциплины к своему неправомерному поведению. Признаками субъективной стороны дисциплинарного проступка являются цель, мотив, вина (центральный признак).

Вина – это такое отношение работника к выполнению принятых им на себя обязанностей и возможным последствиям, при котором он не проявил надлежащего внимания, старательности, заботливости, инициативы, будучи обязанным и имея возможность их проявить. Вина работника проявляется в форме умысла (прямого или косвенного) или небрежности (неосторожность или самонадеянность). При совершении дисциплинарного проступка с умыслом работник сознает противоправность его последствий и желает (или не желает, но сознательно допускает) их наступления (например, нарушения норм по технике безопасности и др.). При совершении дисциплинарного проступка по небрежности (наиболее распространенная форма вины в трудовых правоотношениях) работник предвидит возможность наступления вредных последствий своего противоправного деяния, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит вредных последствий, хотя должен был их предвидеть в силу должности, профессии, специальности (переоценивает свои знания, умение, опыт).

Объективная сторона дисциплинарного проступка – это внешнее выражение правонарушения. Характеризуется следующими признаками: противоправное деяние (действие либо бездействие), посягающее на трудовой распорядок; вредные последствия деяния; причинная связь между ними; место; время; способ.

Противоправным считается деяние, нарушающее какое-либо правовое предписание или трудовой договор либо приводящее к неисполнению или ненадлежащему исполнению возложенных на работника трудовых обязанностей. Необходимо учитывать характер и степень общественной вредности проступка.

По общему правилу противоправное деяние признается дисциплинарным проступком, если оно совершено в рабочее время. Но для некоторых категорий работников (работники правоохранительных органов, работники, выполняющие воспитательные функции) дисциплинарным проступком является недостойное поведение в нерабочее время постольку, поскольку наносит ущерб авторитету нанимателя.

Факт совершения дисциплинарного проступка должен быть зафиксирован в установленном порядке, иначе работник не подлежит дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарный проступок служит основанием для дисциплинарной ответственности работника. Дисциплинарная ответственность – это законная форма воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, устанавливающая неблагоприятные последствия для работника за совершенный дисциплинарный проступок. Работник несет дисциплинарную ответственность в пользу нанимателя.

Согласно ч. 3 ст. 199 ТК Республики Беларусь за каждый дисциплинарный проступок может быть наложено лишь одно дисциплинарное взыскание. Трудовым законодательством установлены правовые гарантии против необоснованного наложения дисциплинарных взысканий. Они выражены в обязанности нанимателя соблюдать установленную процедуру привлечения работника к дисциплинарной ответственности, а именно:

· предварительно получить от работника объяснения в письменной форме;

· довести до сведения работника под расписку приказ или распоряжение о наложении дисциплинарного взыскания;

· соблюсти установленные Трудовым кодексом сроки привлечения работника к дисциплинарной ответственности.

Перечень дисциплинарных взысканий, установленных Трудовым кодексом, является исчерпывающим: замечание, выговор, увольнение.

Систематически нарушающим трудовую дисциплину считается работник, если, имея дисциплинарное взыскание, он в течение года со дня его применения вновь нарушил трудовую дисциплину.

Сущность увольнения как дисциплинарного взыскания состоит в том, что оно прекращает трудовые правоотношения данного нанимателя с работником, для которого в связи с этим наступают наиболее невыгодные правовые последствия по сравнению с замечанием, выговором, являющимися моральными мерами воздействия и состоящими в осуждении поведения работника нанимателем и в трудовом коллективе.

Материальная ответственность работника - это обязанность работника возместить в установленных законодательством пределах и порядке ущерб, причиненный по его вине нанимателю, с которым он состоит в трудовых правоотношениях.

Условия наступления материальной ответственности работника:

· причинение прямого действительного ущерба (ч. 2 ст. 400 ТК Республики Беларусь);

· противоправность деяния работника – нарушение работником нормативных актов, выражается в форме действия или бездействия;

· вина конкретного работника в причинении ущерба – в форме умысла (прямого или косвенного) или неосторожности в виде самонадеянности или небрежности;

· прямая причинная связь между противоправным деянием работника и наступившим ущербом.

Работник не несет материальную ответственность за ущерб, причиненный в силу необходимой обороны или крайней необходимости. В трудовом праве действует презумпция невиновности лица в причинении ущерба. Обязанность доказать факт причинения вреда и других условий материальной ответственности лежит на нанимателе, но при наступлении полной материальной ответственности на основании ст. 404 ТК Республики Беларусь работник обязан доказывать отсутствие своей вины.

Материальная ответственность отличается от гражданско-правовой по следующим признакам:

1) к ней могут привлекаться только лица, состоящие в трудовых отношениях с нанимателем, которому по вине работников причинен ущерб;

2) носит личный характер;

3) наступает лишь при наличии вины работника, от ее формы зависит размер взыскиваемого ущерба;

4) возмещению подлежит только прямой действительный ущерб за исключением п. 6 ст. 404 ТК Республики Беларусь;

5) размер ограниченной материальной ответственности соизмеряется с величиной заработной платы работника;

6) как правило, солидарная ответственность работников не допускается за исключением лиц, причинивших ущерб преступными деяниями;

7) порядок возмещения ущерба более дифференцирован (допускается удержание нанимателем части заработной платы работника);

8) более краткие сроки для привлечения к материальной ответственности – для обращения в суд – 1 год со дня обнаружения причиненного работником ущерба.

Размеры материальной ответственности зависят от формы вины. Умышленное причинение ущерба обычно влечет более строгую материальную ответственность. Согласно ст. 401 ТК Республики Беларусь работники несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный нанимателю по их вине. Ограниченная материальная ответственность в указанных случаях может быть установлена ТК Республики Беларусь, коллективными договорами.

Полная материальная ответственность наступает в соответствии со ст. 404 ТК Республики Беларусь. Основанием является письменный договор об обеспечении сохранности имущества, переданного работнику для хранения или других целей. Договор может быть заключен с работником, достигшим 18 лет. При этом выполнение соответствующих обязанностей должно составлять для работника его основную трудовую функцию, что оговаривается при приеме на работу. Отказ от заключения такого договора без уважительных причин рассматривается как неисполнение трудовых обязанностей со всеми вытекающими последствиями. Отказ от заключения договора по уважительным причинам влечет обязанность нанимателя предложить работнику другую работу.

О необходимости заключить договор о полной материальной ответственности работник должен быть предупрежден не позднее чем за один месяц. В случае отказа он может быть уволен по п. 5 ст. 35 ТК Республики Беларусь. Обязательно соблюдение простой письменной формы договора и оформление его в 2 экземплярах.

Примерный перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, и Примерный договор о полной индивидуальной материальной ответственности утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2000 г. № 764.

Разновидностью полной материальной ответственности является коллективная (бригадная) материальная ответственность, которая устанавливается при наличии следующих условий:

· работы, при выполнении которых надлежит установление материальной ответственности, выполняются работниками совместно;

· нет возможности разграничить материальную ответственность каждого работника на основании договора об индивидуальной материальной ответственности;

· каждый из работников достиг 18 лет.

Члены коллектива освобождаются от возмещения ущерба, если:

· установлено, что ущерб причинен не по их вине;

· известны конкретные виновники причиненного ущерба из числа членов данного коллектива;

· ущерб относится к категории нормального производственно-хозяйственного риска.

Положение о коллективной (бригадной) материальной ответственности, Примерный перечень работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность и Примерный договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности утверждены постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 54.

Согласно п. 3 ст. 404 ТК Республики Беларусь работник несет полную материальную ответственность за ущерб, причиненный действиями, содержащими признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке. Доказательства совершения такого деяния должны быть установлены приговором суда или постановлением следственных органов. При этом суд на основании п. 3 ст. 404 ТК Республики Беларусь вправе возложить на подсудимых солидарную ответственность, если будет установлено, что ущерб причинен совместными умышленными действиями нескольких работников.

Ограниченная материальная ответственность наступает в случаях и для лиц, установленных ТК Республики Беларусь, коллективными договорами, соглашениями. Согласно ст. 403 ТК Республики Беларусь ограниченная материальная ответственность наступает в пределах среднего месячного и трехкратного среднего месячного заработка в случае причинения ущерба объектам, перечень которых приведен в указанной статье.

Среднемесячный заработок определяется за 2 последних календарных месяца работы лица, причинившего ущерб, или фактически проработанного времени, если оно менее 2 календарных месяца.

Размер ущерба, причиненного работником нанимателю, определяется в соответствии с Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 24 марта 2003 г. № 39/69.

Размер возмещения ущерба, причиненного по вине нескольких работников, определяется для каждого из них с учетом степени вины, вида и предела материальной ответственности. Ответственность может наступить долевая или солидарная. Порядок возмещения ущерба зависит от его размера и волеизъявления работника, и других обстоятельств. Ущерб может быть возмещен в добровольном или принудительном порядке. Добровольно может быть возмещен ущерб независимо от срока, размера ущерба и вида материальной ответственности. В целях возмещения ущерба работник может передать равноценное имущество или исправить повреждение с согласия нанимателя, или внести денежные суммы в кассу нанимателя.

Принудительный порядок возмещения ущерба подразделяется на внесудебный и судебный. Внесудебный порядок предусмотрен для случаев возмещения ущерба в размере, не превышающем среднего месячного заработка работника. Производится путем удержания из заработной платы работника по распоряжению нанимателя, которое должно быть сделано не позднее 2 недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба и обращено к исполнению не ранее 10 дней со дня сообщения об этом работнику.

Судебный порядок возмещения ущерба применяется при пропуске нанимателем 2-недельного срока для издания приказа об удержании, при отказе работника от добровольного возмещения ущерба либо когда ущерб превышает среднемесячный заработок.

В исковом заявлении должно быть указано на отказ работника, размер прямого действительного ущерба, изложены факты, подтверждающие вину, противоправность деяния работника, причинную связь между деянием и ущербом. Срок исковой давности составляет 1 год со дня обнаружения ущерба (ст. 242 ТК Республики Беларусь) со дня, следующего за днем обнаружения ущерба.

Суд вправе с учетом степени вины, конкретных обстоятельств и материального положения работника уменьшить размер ущерба, подлежащего возмещению (ст. 409 ТК Республики Беларусь). При этом к конкретным обстоятельствам относятся обстоятельства, препятствовавшие работнику выполнить надлежащим образом возложенные на него обязанности. Но если работник знал либо мог и должен был знать о наличии этих обстоятельств или о возможном их возникновении и влиянии на сохранность материальных ценностей, но не принял всех зависящих от него мер к предотвращению ущерба, наличие указанных обстоятельств не может служить основанием для уменьшения ущерба, подлежащего взысканию.

Суммы потерь от недостач (хищений, порчи сверх норм естественной убыли материальных ценностей) подлежат возмещению виновными лицами. Если виновные лица не установлены либо отказываются в добровольном порядке возмещать ущерб, то наниматель обязан направить соответствующие материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела либо в суд для взыскания сумм недостач (хищений).

Выявление фактов причинения вреда, недостач и хищений денежных средств (иного имущества), необоснованных списаний денежных средств и товарно-материальных ценностей осуществляется согласно Порядку организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673.


37 Трудовой договор: понятие, стороны и содержание, общий порядок заключения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: