Автор: Уварова И. В., воспитатель МБДОУ «Детский сад №2» (г. Лысьва, Пермский край)

Реквизиты: корзина с яблоками, корзина с сюрпризными яблоками, ведро с водой, муха.

Ход:

Выходит Филька с корзинкой яблок; наклоняется над корзинкой, и жадно ест яблоко.

Ведущая. Кто же к нам пришёл сегодня! Филька, здравствуй! (Филька не реагирует). Ведущая повторяет слова.

Филька. Здравствуйте, здравствуйте…(Продолжает есть.)

Выходит Степашка.

Степашка. Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети! Здравствуй, Филька!

Филька. Привет, Степашка. (Ест, прячет от Степаши яблоко.)

Степашка. Что ты делаешь, Филька?

Филька (недовольно). Не видишь, что ли? Ем!

Степашка. Ты ешь один и никого не угощаешь?

Филька (раздраженно). Да, это действительно так!

Степашка. Ты что Филька, жадина?

Филька. И вовсе я не жадина! Просто яблоко грязное…

Степашка. Филька! Нет, ты жадина! Да ещё и чуня! Нельзя есть немытые овощи и фрукты!

Филька. И нет! Я не жадина и не чуня. Вот я сейчас помою яблоко и всех ребят угощу.

Филька моет яблоко – за ширмой слышатся журчание и всплески воды; Степашка заглядывает за ширму.

Степашка (Фильке). Мой. Мой, Филечка, хорошо! Вымой щёточкой. И не забудь ополоснуть в кипячёной водичке. Дети, никогда не ешьте немытые ягоды, овощи и фрукты. Пока же Филька моет яблоки, давайте вспомним, какие ягоды вы знаете. (Дети отвечают.) Молодцы! Ягоды надобно промыть, и лишь только затем чистыми руками их возможно есть.

Дети по просьбе ведущей называют овощи и фрукты, которые знают. Появляется Филька с одним яблоком.

Филька. Чтобы ты, Степашка не заявляла, что я жадина, я тебя первую угощу яблоком. Я его хорошо помыла, ополоснула чистой водичкой и вытерла чистым полотенцем.

Степашка. Спасибо, Филька. Теперь все видят, что ты не жадный поросёнок и не чуня!

Степашка берёт яблоко.

Филька. Я и ребят сейчас угощу яблоками (уходит.)

Летит муха, садится на Степашино яблоко.

Степашка. Кыш! Кыш! Чуня!

Выскакивает Филька.

Филька. Это кто чуня? Я?

Степашка. Нет, это муха чуня! Кыш! На лапках же грязь!

Степашка с Филькой гоняются за мухой, размахивая руками. Муха улетает.

Степашка и Филька (спрашивают у детей). Улетела? Нет нигде мухи?

Филька. Давай яблоко, Степашка, я его ещё раз помою хорошенько.

Степашка. Ребята, если муха посидела на яблоке, или на чём-нибудь съедобном, надо обязательно их помыть.

Филька (возвращаясь с яблоком, подаёт его Степаше). Держи!

Яблоко падает перед ширмой на пол.

Филька. Сейчас я его достану…

Филька вылезает из-под ширмы, берёт яблоко. Слышно, как за ширмой он «моет» его.

Филька (из-за ширмы). Ну и яблоко! Третий раз его мою!

Степашка. Если надо, и ещё сто раз помоем, а грязное есть не будем. Лучше много раз помыть, чем один раз заболеть. Правда, ребята?

Выходит Филька с яблоком.

Филька. Возьми, Степашка, ешь скорей, пока ты не уронила снова яблоко.

Степашка. Теперь уж не уроню. А кушать ещё не буду: я ещё руки не мыла.

Филька. Правильно, Степашечка, руки перед едой надо мыть. Да, ребята? А вы моете руки перед едой?

Ведущая. Наши дети не забывают мыть руки перед едой, моют с мылом очень тщательно!

Филька (подаёт корзинку с сюрпризным яблоком). Молодцы! Угощайтесь, ребята! Я не жадина. Яблоки мытые. Ешьте на здоровье!

Ведущая. Спасибо большое, Филька! Конечно, ты не жадина!

Филька выглядит грустно.

Ведущая. А что ты Филька печалишься?

Филька. У меня не осталось яблок.

Ведущая. Ребята, у нас с вами много яблок, а у Фильки нет ни одного. (Даёт Фильке яблоко.)

Филька (весело). Спасибо! Вы все такие добрые, не жадные, хорошие! Спасибо вам за это!

Филька и Степашка. До свидания!

Ведущая. До свидания, Филька. До свидания, Степашка. Дети, приглашайте Фильку и Степашку к нам ещё в гости.

Филька. Пойдем скорей, Степашка, помоем руки, и будем, есть яблоки!

Степашка. Пойдём, пойдём, Филька…

Степашка с Филькой уходят, помахивая рукой на прощание.

Ведущая. И мы, ребята, пойдём в группу, помоем руки, пообедаем и съедим свои яблоки.

Данная методическая разработка соответствует ФГОС дошкольного образования. По направлению «Социально-коммуникативное развитие» происходит развитие взаимодействия ребенка. Направление «Художественно-эстетическое развитие» отражается в следующем: формирование представлений о кукольном театре, восприятие музыки, использованной в спектакле.

Для того чтобы провести театрализованные занятия в детском саду необходимо провести соответственные организационные работы. Лишь правильная организованная театрализованная деятельность детей поможет педагогическому коллективу выбрать лучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу. Это будет содействовать исполнению новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его исполнения, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.

Формы театрализованной деятельности должны проводиться небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий. В соответствии со склонностями и интересами детей, в вечернее время может быть организована театральная студия («В гости к сказке», «Театр - малышам», «Театральный дом»).

Для правильного использования театра в работе с детьми дошкольного возраста педагогу необходимо обратить внимание на следующие рекомендации.

Театральные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подго­товительной групп без специального отбора. Оптимальное количество детей - 12-16 человек, в подгруппе должно быть не менее 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время. Продолжи­тельность каждого занятия: 15-20 минут в младшей группе, 20-25 минут — в средней и 25-30 минут — в старшей. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут.

Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в се организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

Во время занятий необходимо:

• внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

• при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними.

Зимина И.В. в своей статье выделила основные требования к организации театрально-игровой деятельности в детском саду:

1. Содержание и разнообразие тематики.

2. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

3. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в се организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

Чурилова Э. Г. определила следующие принципы организации театрально-игровых занятий:

1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов ра-
боты.

2. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры
и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают
движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

3. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

4.Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

5. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

Методические рекомендации по организации кукольного театра в дошкольном учреждении заключаются в следующем.

1. Занавес на сцене не должен быть слишком тяжелый, не должен быть яркий.

2. Следует учитывать пространство, необходимое для движения кукол. Тростевая кукла требует большего пространства, чем перчаточная.

3. Детали оформления должны быть выполнены в одном стиле.

4. Детали оформления, находящиеся на переднем плане, должны быть выполнены и проработаны более подробно, чем расположенные на заднем плане.

5. Детали оформления, находящиеся на первом плане, должны быть пропорциональны размерам куклы. Декорации дальнего плана создают иллюзию глубины пространства.

6. Головы всех кукол в спектакле должны быть выдержаны в одном масштабе.

7. У куклы постоянное выражение лица. Поэтому надо сделать это выражение настолько нейтральным, чтобы зритель мог легко вообразить все перемены настроения персонажа.

8. Костюм подчеркивает характер кукольного персонажа. Его фасон не должен мешать движениям кукол. Без надобности не следует членить его на мелкие разноцветные поверхности.

9. Народный костюм должен иметь национальный характер. Этому способствует фасон, расцветка и расположение узора. Крупный узор зрительно как бы уменьшает куклу, мелкий — увеличивает.

10. Среди персонажей кукольного спектакля часто встречаются звери — большие и маленькие. Размеры этих кукол несколько уравниваются: величина большого зверя чуть уменьшается, а маленького — увеличивается.

11. Маленький зритель должен с первого взгляда узнать зверя, изображенного куклой. Поэтому необходимо найти ту степень обобщенности, которая подчеркивает наиболее характерные признаки животного.

12. Куклу, изображающую животного, следует одевать лишь частично, чтобы не исчезли характерные черты.

13. Глаза животного имеют разный вид, величину, цвет. Изготовленные одним способом и из одного и того же материала глаза разных зверей лишают кукол их индивидуальных примет и выразительности.

14. Цвет костюма куклы надо решать в зависимости от раскраски декораций и освещения сцены. Он не должен совпадать с цветом декорации.

15. При изготовлении голов кукол надо следить за тем, чтобы жесткие волосы и борода не касались туловища, иначе кукла не сможет наклонять и запрокидывать голову.

В группе детского сада педагогам рекомендуется организовать уголки для театрализованных игр и представлений. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром на рукавичках, театром шариков и кубиков, костюмов. В уголке должны располагаться:

• различные виды театров (настольный, теневой, пальчиковый, театр и др.);

• реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);

• атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссера, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, программки, касса, билеты, би­нокль, «деньги», номерки, виды бумаги, ткани, краски, фломастеры, клей, карандаши, нитки, пуговицы, коробки, банки, природный материал).

Для полноценного развития театрально-игровой деятельности детей необходимо обогащать их представления: обсуждать прочитанные книги, проводить интересные беседы по просмотренным спектаклям, насыщать свободную деятельность детей художественными впечатлениями. Взяв в работу какой-либо сюжет, воспитатель должен заинтересовать им ребенка, дать ему возможность путем свободного следования по тексту раскрыть уровень его понимания. Затем, постепенно углубляя представления, вовлекать в игру по ролевому обозначению присущих данному персонажу свойств характера, особенностей поведения, манер, жестов, интонации голоса.

Таким образом, можно говорить о том, что в качестве педагогических путей использования театрального искусства в процессе художественного развития дошкольников можно выделить такие как: театрализованные игры (в них дошкольники знакомятся с театром «вживую», а не как зритель, самостоятельно выстраивают сценарий своих действий, например, когда дети играют роль какого-либо животного, то для себя представляют его и пытаются сыграть его в соответствии со своими представлениями и опытом), представление определенной ситуации, обстановки, явления (развивается творческое воображение), спектакли (в них ребенок может заметить соединение различных видов искусства вместе, выразительность стихотворных и музыкальных произведений, что может вызвать у них эмоциональный отклик).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: