Особенности речевого общения слепых

Как уже отмечалось в § 1, основной функцией речи является коммуникативная. Общение является непременным условием раз­вития психики, социализации ребенка и ресоциализации ослепше­го взрослого.

При нарушениях зрения роль речи возрастает, так как она дополнительно берет на себя компенсаторную функцию. Одновре­менно использование языка как средства общения при слепоте на­талкивается на определенные трудности, к ним относятся труднос­ти анализа ситуации речевого общения и невозможность или слож­ность восприятия невербальных элементов общения, характеристи­ки партнеров, расстояния между ними, места общения и т.п.

Важную роль в общении играет обратная связь. Полное вык­лючение или серьезное ограничение пропускной способности зри­тельного канала отрицательно влияет на взаимодействие партнеров по общению.

Говоря о процессе общения, в нашем случае следует выделять три специфические ситуации: I) зрячий — слепой, 3) слепой — зрячий, 3) слепой — слепой.

Затруднения, которые возникают в первом случае, связаны, главным образом, е тем, что зрячий партнер, не учитывая возмож­ностей слепого, широко использует невербальные средства обще­ния (мимика, пантомимика, интонация; создавая тем самым дефи­цит понимания со стороны незрячего партнера. Правда, слепые до­статочно тонко реагируют на особенности темпа, тембра, оттенка голоса, вот что говорит но этому поводу одна слепая: «Я полагаю, что душа человеческая открывается для нас больше, чем для зря­чих, — голос передает ее состояние более непосредственно, более искренне, чем выражение лица. Люди, обреченные довольствовать­ся слухом, большей частью вырабатывают способность наблюдать и изучать самые топкие изменения голоса. Приходится обращать внимание не только на звук голоса, сколько на его музыкальный тембр: доброта или жестокость, благосклонность или озабочен­ность, глупость, ум, расположение к неопределенности или мечта­тельности — все это передается ударениями, вибрациями, его уклонами и изгибами, его очертаниями и контурами». По особенно­стям интонаций слепые достаточно четко ориентируются в душев­ных переживаниях партнеров, подтверждая высказывание Т. Ман­на, что голос — «этокакая-то раздетость, что-то интимно обна­женное».

Тем не менее слух не может полностью компенсировать отсут­ствующую зрительную информацию, и ее дефицит в ряде случаев влечет за собой конфликты, отказы от общении со зрячими, фор­мирование установки на избегание последних. Отсюда следует, что при общении со слепыми зрячие должны максимально полно от­ражать в речи сиюминутную ситуацию, избегать утверждающих (отрицающих), указующих, изобразительных и символических жестов, правильно оформлять речь интонационно.

Во втором случае контакт между партнерами также оказывается затрудненным в силу того, что речь слепых бедна интонацион­но, почти не сопровождается выразительными движениями, осо­бенно мимическими. Точно так же как зрячий, частично лишен­ный возможности судить о реакциях слепого на обращенные к не­му высказывания из-за маскообразного выражения лица, ничего не выражающих иди отсутствующих глаз (вспомним выражение — глаза — зеркало души), так и слепой, не видя дина партнера, ис­пытывает дефицит обратной связи.

Стратегия зрячего партнера в ходе общения должна в этом случае заключаться в постоянном поддержании разговора, исполь­зовании различного рода восклицаний, реплик, разъясняющих си­туацию, тактильном контакте и т.д.

В последнем варианте (общение инвалидов по зрению между собой) указанные недостатки и трудности речевой деятельности проявляются особенно рельефно, поэтому в ходе реабилитацион­ной работы важно воспитывать культуру речевого поведения, воо­ружать инвалидов По зрению способами общения.

При спонтанном речевом развитии слепота провоцирует ряд особенностей, которые заключаются вследующем: ограничении речевых контактов, нарушении понимания смысла речи из-за не­возможности (ограниченности) восприятия ее невербальных ком­понентов и ситуации, затруднениях, связанных с незнанием участ­ников разговора, их месторасположения и удаленности, изменении (сокращение или чрезмерная развернутость) объема речевой продукции, отсутствии или ограниченности использования мимико- жестикуляторной речи и другие.

Затруднения в общений связаны также с чисто психологичес­кими причинами. Ограничение речевых контактов у слепых в ос­новном обусловлено упоминавшейся уже установкой на избегание зрячих (следствие негативного опыта общения), аутизацией лично­сти на почве затянувшейся после -утра ты зрения депрессии, неадек­ватных представлениях об отношении к ним как людям «второго сорта» со стороны зрячих, жестком делении общества на «мы» (слепые) и «они» (зрячие).

Объективности ради следует указать, что представления значи­тельной части зрячих о слепых и их возможностях, особенностях их душевной жизни, так же как и уровень понимания и характер от ношения далеко не всегда способствуют процессу общения и уста­новлению взаимопонимания. Все это еще раз подтверждает, что интеграция инвалидов в обществе зрячих зависит не только и даже не столько от слепых, сколько от самого общества.

Резюмируя сказанное, еще раз подчеркнем необходимость целенаправленного, управляемого тифлопедагогом процесса форми­рования умений и навыков речевой деятельности, культуры обще­ния, которое знаменитый писатель Сент-Экзюпери считал самой большой роскошью, которая доступна человеку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: