Глава 7. Речевая деятельность слепых

§ 1. Понятие о речи и ее функциях

Речевая деятельность, являющаяся процессам общения посред­ством языка, имеет ярко выраженный социальный характер. Она возникает и развивается в трудовой деятельности. Будучи сред­ством общения, речь в то же время является специфически обоб­щенной формой отражения действительности.

В русской и зарубежной тифлопсихологии XIX — начала XX столетия речь рассматривалась с ассоцианистских, сенсуалистичес­ких позиций, речевое развитие считалось результатом индивиду­ального опыта. В связи с этим трактовка данного психического феномена страдала односторонностью и неизбежно приводила к выводу, отрицавшему возможность полноценного овладения и по­нимания слепыми речи. В основе такого утверждения лежало убеж­дение в том, Что отсутствие зрения создает ничем не компенсируе­мый разрыв между словами, отражающими, по мнению К. Бюрклена, Л. Крогиуса и др., главным образом зрительные впечатления, и представлениями, которые у слепых формируются на основе принципиально отличного от зрительного — осязательного воспри­ятия. «Слепой ребенок, — писал К. Бюрклен, — слышит слова, обозначающие предметы, о которых он не может приобрести ни­какого предметного представления или только очень неясное. Этот недостаток при большой трудности наглядной передачи представ­лений остается и в дальнейшем и никогда не сможет быть вполне устранен. Поэтому речь слепого является так часто бессодержа­тельной и приводит к недостаткам, которые у каждого человека выражаются в различии между формальным и реальным образова­нием"1.

Установление такой односторонней зависимости развития речи от способа восприятия дало толчок для ряда попыток «изобрести» особый язык для слепых на том основании, что слепые не понима­ют языка зрячих и не могут его правильно использовать. Слепые, по мнению А. Штумпфа, пользуются «чужим языком*, который следует изъять из употребления и заменить новым. Впервые о не­обходимости специального языка для слепых заговорил в середине XVIII в. французский просветитель Д. Дидро в своем знаменитом «Письме о слепых в назидание зрячим», чья мысль почти сто лет спустя была развита Дюфо, который писал: «Язык, сочиненный слепыми и для слепых, должен был бы иметь мало сходства с на­шим; он должен был бы опираться исключительно на слуховые и осязательные впечатления, и хотя он был бы таким образом беден формами и выражениями, но необычайно ясен и определенен. Его строго логическая конструкция и его строение были бы, правда, малопригодны для ораторского воодушевления и поэтического пафоса, но зато наука могла бы найти в нем подходящее средство для строгого анализа и систематического обоснования».

Эта точка зрения развивалась в ряде работ конца XIX — на­чала XX в.в. (Штумпф, Крогиус, Скребицкий), хотя несостоятель­ность сенсуалистического толкования речевой деятельности и ее общественно-историческое происхождение были уже доказаны, как и неправомерность противопоставления зрительного и осязатель­ного восприятии.

Следует полагать, что широко распространенное материалис­тическое понимание природы речи все-таки оказало влияние на некоторых тифлологов (Оппель, Шимбетц и др.), отрицавших не­обходимость создания особого языка слепых. Не исключая прин­ципиальной возможности создания такого языка, исследователи справедливо полагали, что он, во-первых, может быть создан толь­ко при условии полного обособления слепых от зрячих на протя­жении многих поколений и, во-вторых, вряд ли между языком слепых и зрячих имелись бы практически значимые различия.

Материалистический подход к изучению речи слепых не отри­цает, а, напротив, предполагает в ряде случаев неизбежность воз­никновения у них разрыва между словом и образом (например, обозначение и представление цвета). Однако значение слов, даже обозначающих только зрительно воспринимаемые объекты, в силу их обобщенности может быть доступно слепым. Следует также помнить, что отраженные в понятии и закрепленные в слове свой­ства, связи и отношения предметов и явлений объективной реаль­ности адекватно отражаются не только зрительно, но и при помо­щи других органов чувств. Поэтому в соотношении слова и образа у нормально видящих и слепых имеется преимущественно коли­чественное, а не качественное различие.

Установив, что речь слепых, так же как и речь зрячих, в прин­ципе адекватно отражает действительность, можно утверждать общность основных речевых функций для всех членов общества независимо от состояния их анализаторных систем, и в частности зрительного анализатора.

Помимо основных — коммуникативной (общения), сигнифи­кативной (обозначений), обобщения, абстрагирования и побужде­ния — функций, в тнфлопсихологии выделяется компенсаторная функция речи. Выделение этой функции не означает возникновения каких-либо принципиальных особенностей в содержании, структуре и характере речи, а только указывает на новый, появля­ющийся в связи с сужением сферы чувственною познания и на­правленный на ликвидацию ею последствий в психическом разви­тии личности аспект речевой деятельности.

Речевая компенсация последствий слепоты проявляется глав­ным образом в сфере чувственного познания. Известно, что речь, слово уточняют, корригируют и направляют чувственное отраже­ние действительности. Дефекты зрения ведут к полному либо час­тичному выпадению зрительных образов из чувственного опыта, причем в ряде случаев предметы и явлении внешнего мира ока­зываются недоступными для восприятия сохранными органами чувств. Возмещение этих пробелов, а также уточнение и корригирование недостаточно полных и точных, а зачастую искаженных до полного несоответствия оригиналу осязательных, зрительных (при наличии остаточного зрения) и других образов является, функцией речи совместно с мышлением.

Здесь следует заметить, что специальное выделение компенса­торной функции речи связано лишь с серьезными отклонениями сферы чувственного познания при слепоте от нормы, так как по суш дела речевое возмещение недостатков чувственного опыта имеет место и у зрячих, хотя не на таком уровне и не в таких мас­штабах.

Процесс отражения действительности имеет условнорефлекторную природу и основан на образовании временных нервных связей между первой и второй сигнальными системами, причем уже в раннем детстве вторая сигнальная система занимает ведущее положение. Благодаря этому человек способен опосредованно, по­мимо непосредственного чувственного опыта, проникать в сущ­ность явлений и предметов окружающего мира. Отсюда ясно, что при выпадении или сокращении и редуцированности зрительных ощущений и восприятий возможность приобретения знаний, по­нимания сущности вещей сохраняется, хотя при этом возникают серьезные затруднения. В основе этого процесса у слепых лежит установление сложных системных связей между сохранными ком­понентами первой и второй сигнальных систем.

На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными для слепого чувственными данными, а у ослепших, кроме того, сохранившимися зрительными образами, лица с дефектами зрения получают представление о многих недоступных для их восприятия предметах и явлениях действительности.

Компенсаторная функция речи отчетливо выступает во всех видах психической деятельности слепых: в процессе восприятия, когда слово направляет и уточняет его, при формировании представлений и образов воображения, в ходе усвоения понятий и т.д.

Для успешного познания действительности непременным ус­ловием является связь обедненного чувственного опыта слепых со словом, которое способствует выделению существенных признаков, установлению связей и отношений между объектами и их частями, позволяет преодолеть формальное усвоение понятий. Зна­чимость речевого подкрепления подчеркивалась многими извест­ными тифлопсихологами и педагогами, требовавшими словесной проработки объектов познания, трудовых операций и ориентиро­вочных действий. Речь, слово учителя, художественная литература и т.н. «не только помогают слепым в живой форме расширить и углубить понимание близкого и далекого, но и дает слепым возможность осваивать то, что иначе им было бы недоступно и что зрячие получают при помощи непосредственного восприятия».

Компенсаторная функция речи не исчерпывается познавательной деятельностью — она имеет огромное значение для формиро­вания личности слепого в целом. Только благодаря речи слепые могут поддерживать контакт с окружающими людьми, ориентиро­ваться в обществе, оставаться его полноправными членами, активно участвующими в общественно полезной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: