(Экзамен – 4 семестр)
1. Пренатальное развитие. Влияние среды на пренатальное развитие.
2. Психологический аспект рождения.
3. Общая характеристика младенчества: хронологические границы, физическое развитие младенца, социальная ситуация развития.
4. Психическое развитие новорожденного. Кризис новорожденности,
его психологическое значение.
5. Переход ребенка от стадии новорожденности к собственно младенчеству. «Комплекс оживления», его психологическое значение.
6. Особенности эмоционального развития ребенка 1-го года жизни.
7. Эмоциональное отношение к взрослому и значение общения с ним
для психического развития младенца. Особенности эмоционального отношения младенца к предметному миру.
8. Влияние эмоционального опыта 1-го года жизни на дальнейшее психическое и личностное развитие ребенка. Явление госпитализма.
9. Основные новообразования младенческого возраста. Подготовка к развитию речи.
10. Кризис 1-го года жизни, его психологическое значение.
11. Общая характеристика раннего детства: хронологические границы,
физическое развитие в этом возрасте, социальная ситуация развития.
12. Овладение ребенком 1–3 лет предметными и орудийными действиями. Предметная деятельность как ведущий вид деятельности в раннем
детстве.
13. Возникновение предпосылок ролевой игры в раннем детстве. Роль
взрослого в этом процессе.
14. Развитие психических процессов и речи ребенка 1–3 лет. Новообразования психического развития в раннем детстве.
15. Особенности эмоционального и волевого развития ребенка в раннем детстве.
16. Раннее детство – начальный этап формирования личности ребенка.
Личностное новообразование раннего детства.
17. Роль общения и взаимодействия со взрослым для психического развития ребенка в раннем детстве.
18. Кризис 3 лет, его психологическое значение.
19. Общая характеристика дошкольного детства: хронологические границы, физическое и физиологическое развитие дошкольника, социальная
ситуация развития.
20. Игра: этимология и определение. Историческое происхождение игровой деятельности, ее социальная природа.
21. Игра как ведущая деятельность дошкольника: ее структура. Другие
виды деятельности, характерные для дошкольного детства.
22. Игра как ведущая деятельность дошкольника: ее развитие и виды.
Значение игры в психическом и личностном развитии ребенка.
23. Анализ зарубежных теорий игры.
24. Развитие психических процессов и речи в дошкольном возрасте.
25. Роль общения со взрослыми и сверстниками в развитии личности
дошкольника.
26. Психосексуальное развитие ребенка в раннем и дошкольном детстве. Новообразования дошкольного возраста.
27. Кризис 7 лет, его психологическое значение.
28. Понятие психологической готовности ребенка к школьному обучению. Ее структура. Варианты развития психологической готовности к обучению и адаптация первоклассника к школе.
29. Содержательная характеристика компонентов психологической готовности ребенка к школьному обучению.
30. Кризис 6–7 лет и психологическая готовность ребенка к школьному
обучению.
31. Общая характеристика младшего школьного возраста: хронологические границы, физиологическое развитие младшего школьника, социальная ситуация развития.
32. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.
Соотношение игры и учения, трудовая деятельность младшего школьника.
33. Развитие познавательной деятельности учащихся 1–3 классов.
Формирование теоретического мышления как возрастного новообразования
младшего школьного возраста.
34. Психосексуальное развитие в младшем школьном возрасте.
35. Характеристика межличностных отношений младшего школьника.
36. Развитие личности младшего школьника. Основные новообразования младшего школьного возраста.
37. Общая характеристика подросткового возраста: хронологические границы, физиологическое развитие подростка, социальная ситуация развития.
38. Проблема кризиса подросткового возраста.
39. Психосексуальное развитие в подростковом возрасте.
40. Особенности взаимоотношений подростков со взрослыми.
41. Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками.
42. Развитие личности подростка.
43. Основные новообразования подросткового возраста.
44. Общая характеристика юношеского возраста: хронологические границы, физиологическое развитие юношей, социальная ситуация развития.
45. Формирование жизненных планов и проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
46. Особенности взаимоотношений юноши со взрослыми.
47. Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками.
48. Особенности дружбы в юношеском возрасте. Любовь и психосексуальное развитие в юности.
49. Развитие самосознания и формирование различных сторон Я-концепции в юношеском возрасте.
50. Половые различия в развитии самосознания и Я-концепции в юности. Роль Я-концепции в личностном самоопределении юношей.
51. Основные новообразования юношеского возраста.
52. Взрослость: хронологические границы и стадии. Общая характери-
стика акмеологии. Психофизиологическая динамика взрослости.
53. Особенности развития личности взрослого. Кризисы в период
взрослости.
54. Старение и старость: хронологические границы. Общая характеристика геронтопсихологии. Изменения в психическом развитии человека в
старости.
55. Возрастная динамика творческой продуктивности. Проблема трудовой деятельности в старости. Особенности личности пожилых и старых
людей, долгожителей.