Психологическая практика бакалавры 4 курс

Предложенная схема педагогического анализа урока (занятия) используются студентом, как образец, при характеристике основных аспектов урока. Рекомендуется внимательно изучить схему анализа, в соответствии с нею собрать материалы и обобщать их в общей характеристике урока.

1. Общие сведения: дата, класс, предмет, педагог (студент).

2. Организация урока; точность начала и окончания: подготов­ленность организационного момента; подготовленность педагога к уроку: наличие плана и необходимых учебно-наглядных пособий; темп урока.

3. Общая характеристика урока: тема, образовательные, разви­вающие и воспитательные задачи; тип; структура урока; распределение времени на отдельные этапы; законченность основных этапов, их ло­гическая связь; завершенность всего урока.

4. Содержание учебного материала: соответствие материала про­грамме; научность, доступность и посильность: актуальность и связь изучаемого материала с жизнью: новизна, проблемность и привлека­тельность учебной информации; оптимальность объема учебного ма­териала, предложенного для усвоения.

5. Анализ деятельности педагога:

- характеристика и эффективность применяемых методов и ор­ганизационных форм работы;

- рациональность использования времени урока;

- использование наглядности и ТСО;

- приемы активизации познавательной деятельности учащихся;

- контроль за работой учащихся: уровень требовательности и объективность в оценке;

- реализация внутрипредметных и межпредметных связей;

- организация самостоятельной работы учащихся;

- развитие общеучебных (анализ, синтез, сравнение, систематиза­ция, обобщение, классификация и т.д.) и специальных умений и навыков;

- осуществление личностно-ориентированного подхода к уча­щимся;

- дисциплина на уроке, приемы ее поддержания;

- соблюдение правил охраны труда и техники безопасности в ходе урока.

6. Анализ деятельности учащихся:

- степень познавательной активности и самостоятельности уча­щихся;

- наличие и эффективность коллективных (групповых) форм ра­боты в ходе урока;

- проявление дисциплинированности, организованности и заин­тересованности в предмете во время занятия.

7. Личностные качества педагога: знание предмета и общая эру­диция: характеристика педагогического и методического мастерства; культура речи, ее точность и выразительность, чувство такта и демо­кратичность во взаимоотношениях с учащимися; внешний вид, мими­ка, жесты.

8. Общие выводы по уроку: выполнение плана урока и достиже­ние основных целей (обучающий эффект, воспитательный эффект, воз­действие на развитие учащихся); общая оценка урока.

Задание 4

Посетите внеклассные мероприятия и уроки, проводимые студентами-практикантами и педагогами ОУ. Заполните лист взаимопосещений:

Дата. ОУ. Фамилия студента или педагога, проводившего мероприятие или урок Тема мероприятия, урока Цели и задачи мероприятия, урока   Ход мероприятия, урока Достоинства проводимого мероприятия или урока Недостатки, недоработки в организации и проведении мероприятия или урока Оценка мероприятия или урока
             

Психологическая практика БАКАЛАВРЫ 4 курс

Цель практики: обоснованное применение студентами в учебной и воспитательной работе психологических знаний для построения эффективной работы с классом, решения возникающих конфликтных ситуаций, верной оценки перспектив развития классного коллектива, компетентного выбора воспитательных и оценочных воздействий.

Задачи практики:

1) Итоговая подготовка студентов к выполнению функций педагога в процессе педагогической деятельности;

2) овладение студентами методологией изучения школьного коллектива на основе усвоенных знаний по дисциплинам психологического курса;

3) построение плана воспитательных воздействий для конкретного классного коллектива с учетом полученных результатов психологических исследований;

4) овладение комплексом педагогических умений;

5) выработка собственного индивидуального стиля педагогической деятельности.

Требования к студентам-практикантам:

1) обязательное посещение предварительной и итоговой конференций;

2) выполнение всего комплекса заданий, полученных от методиста кафедры психологии;

3) предоставление методисту по психологии своего рабочего школьного расписания в течение первой недели практики;

4) сдача отчетной документации своему методисту в течение последней недели практики;

5) проведение психологических исследований в течение всего периода практики;

6) выводы психологических исследований должны быть полными, развернутыми, научно обоснованными и аргументированными;

7) результаты исследований должны быть представлены в рабочей тетради установленного образца;

Отчетная документация по психологии представляет собой:

1) дневник наблюдений в течение первой недели практики;

2) характеристика школьного коллектива;

3) приложение №1 - протоколы проведенных исследований;

4) приложение №2 - эмпирический материал, на основе которого была написана характеристика.

Этапы работы:

1) первую неделю студенты посещают все уроки и ежедневно заполняют дневник наблюдений, особое внимание уделяя выбору педагогических ситуаций для анализа (педагогическая ситуация – это момент любого педагогического взаимодействия между субъектами учебного процесса (учащимися, учителями, родителями, администрацией));

2) в течение всей практики студенты изучают ученический коллектив, используя различные метода сбора психологической информации, при этом собирается и сохраняется весь эмпирический материал исследований;

3) за 10 дней до окончания практики начинается оформление характеристики школьного коллектива;

4) в течение последней недели практики заполненная рабочая тетрадь сдается методисту.

Критерии оценивания результатов психологической практики:

«отлично»

1) отчетная документация сдана вовремя;

2) наличие всех компонентов отчета;

3) полная, подробная характеристика школьного коллектива с научно обоснованными, развернутыми выводами;

4) использование научной терминологии, опора на знания, полученные в ходе изучения общей, возрастной и педагогической психологии;

5) соответствие выводов, сделанных в характеристике, эмпирическим материалам приложения №2;

6) применение психологических методов сбора информации в соответствии с требованиями к ним и целями и задачами исследования.

«хорошо»

1) отчетная документация сдана вовремя;

2) наличие всех компонентов отчета;

3) полная, подробная характеристика школьного коллектива с научно обоснованными, развернутыми выводами;

4) не всегда точно использована научная терминология, недостаточно продемонстрирована опора на знания, полученные в ходе изучения общей, возрастной и педагогической психологии;

5) незначительные несоответствия выводов, сделанных в характеристике, эмпирическим материалам приложения №2;

6) применение психологических методов сбора информации в соответствии с требованиями к ним и целями и задачами исследования.

«удовлетворительно»

1) отчетная документация сдана не вовремя;

2) наличие большинства компонентов отчета;

3) неполная или неподробная характеристика коллектива;

4) грубые ошибки в использовании научной терминологии, недостаточно продемонстрирована опора на знания, полученные в ходе изучения общей, возрастной и педагогической психологии;

5) грубые ошибки при формулировании выводов, сделанных в характеристике, отсутствие ссылки на эмпирические материалы приложения №2;

6) нарушение требований к применению психологических методов сбора информации, несоответствие этих методов целям и задачам исследования.

«неудовлетворительно»

1) отчетная документация сдана не вовремя;

2) отчет неструктурирован и не соответствует плану характеристики;

3) характеристика школьника не соответствует эмпирическим данным исследования;

4) грубые ошибки в использовании научной терминологии, не продемонстрирована опора на знания, полученные в ходе изучения общей, возрастной и педагогической психологии, неоправданное употребление языка житейской психологии;

5) грубые ошибки при формулировании выводов, сделанных в характеристике, отсутствие ссылки на эмпирические материалы приложения №2;

6) нарушение требований к применению психологических методов сбора информации, несоответствие этих методов целям и задачам исследования.

План характеристики учебного коллектива.

1. Общие сведения о классе (количество учащихся, из них мальчиков и девочек, количество второгодников, когда сформирован класс, были ли слияния с другими классами, смены классных руководителей и т.д.)

(беседа, наблюдение)

2. Характеристика мотивов и структура учебной деятельности:

1) учение (характеристика успеваемости, наличие контроля за оценками учеников, требования к ним классного руководителя, дисциплина класса на уроках, отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывание))

2) мотивация (преобладающие мотивы учебной деятельности, к каким учебным предметам проявляют наибольший интерес, почему, что именно интересует в учебном предмете)

(беседа, наблюдение, анкетирование)

3. Особенности познавательных процессов:

1) внимание (включаемость в работу, наличие колебаний внимания, концентрация и устойчивость внимания, их зависимость от вида деятельности на уроке, переключаемость с одного вида деятельности на другой, от чего зависит скорость переключения и т.д.)

(наблюдение, тест 1)

2) память (преобладающие виды памяти по способу запоминания, по характеру запоминаемого материала, по времени сохранения; владеют ли приемами запоминания, какими именно)

(наблюдение, тест 2)

3) мышление (какие мыслительные операции развиты соответственно возрасту, какие требуют дальнейшего развития, какой вид мышления преобладает у учащихся в классе, умеют ли ученики рассуждать, аргументировать свою точку зрения, владеют ли научными понятиями)

(наблюдение, тест 3)

4. Внеучебные интересы (чем любят заниматься в свободное время)

(беседа, анкетирование)

5. Руководство классным коллективом и его организация:

1) лидер класса, его характеристика (авторитет, организаторские способности, инициативность, положение в системе межличностных отношений)

2) структура класса (наличие неофициальных вожаков, причины их влияния на класс, наличие отверженных, причины отвержения и возможные пути изменения отношения класса к данным ученикам)

3) взаимоотношения внутри коллектива (степень сплоченности, наличие или отсутствие группировок, особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками, общий психологический климат класса, наличие дружбы)

(беседа, наблюдение, социометрия)

Проведение социометрии обязательно, результаты социометрии представляются в виде социометрической матрицы в соответствующем протоколе в приложении.

6. Профессиональные интересы (количество учащихся, сделавших профессиональный выбор, обоснованность этого выбора, картина профессиональных интересов, предполагаемое место получения профессии)

(анкетирование)

7. Общие выводы (уровень развития коллектива, основные недостатки в организации деятельности коллектива (конфликты, разобщенность, наличие отверженных и.т.п.) и пути их преодоления).

Примечание: тесты для исследования психических особенностей наблюдаемого школьника можно взять в следующих источниках:

1. Методики психодиагностики в спорте./ Марищук В.Л. и др. - М., 1990.

2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995.

3. Энциклопедия психологических тестов. - М., 1997.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. - Ростов-на-Дону, 1999. и др.


При этом методики должны быть проведены, по возможности, на всех учениках класса.

Результаты анкетирования должны быть представлены в виде сводных обобщающих таблиц (таблица по мотивам, таблица по внеучебным интересам и т.п.) в тексте характеристики

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: