В статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, однако, такой закон до сих пор не принят.
Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором — вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3—8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции.
Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание — особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает одно из следующих решений:
|
|
§ подтверждает неизменность Конституции;
§ разрабатывает проект новой Конституции, который:
§ принимается самим Конституционным Собранием двумя третями голосов или
§ выносится на всенародное голосование, где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей.
Отличие Конституции от законов
Конституция:
§ закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;
§ обладает высшей юридической силой;
§ обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);
§ отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;
§ является базой для текущего законодательства.
16. Основы конституционного строя России. Разделение властей как элемент основ конституционного строя. Органы государственной власти России: понятие, принципы деятельности, виды
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- система принципов, на которых основан конституционный строй РФ. Она отражена в гл. 1 Конституции РФ. Наиболее значительные, собственно основополагающие положения из них следующие: Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2). Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3). Государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны (ст. 10). Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ст. 11). Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ст. 15).
|
|