Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции

В статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, однако, такой закон до сих пор не принят.

Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором — вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3—8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции.

Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание — особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает одно из следующих решений:

§ подтверждает неизменность Конституции;

§ разрабатывает проект новой Конституции, который:

§ принимается самим Конституционным Собранием двумя третями голосов или

§ выносится на всенародное голосование, где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей.

Отличие Конституции от законов

Конституция:

§ закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;

§ обладает высшей юридической силой;

§ обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);

§ отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;

§ является базой для текущего законодательства.

16. Основы конституционного строя России. Разделение властей как элемент основ конституционного строя. Органы государственной власти России: понятие, принципы деятельности, виды

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

- система принципов, на которых основан конституционный строй РФ. Она отражена в гл. 1 Конституции РФ. Наиболее значительные, собственно основополагающие положения из них следующие: Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2). Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3). Государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны (ст. 10). Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ст. 11). Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ст. 15).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: