double arrow

Государство в политической системе общества. Политическую систему можно определить как систему политических и иных социальных институтов, организаций


Политическую систему можно определить как систему политических и иных социальных институтов, организаций, взаимодействующих в соответствии с определенными принципами и нормами, которые служат средством осуществления власти, управления общественными делами.

В состав политической системы входят государство, политические партии, различного рода общественные объединения, движения. В зависимости от партийного состава политические системы могут быть многопартийными, двухпартийными, однопартийными, многопартийными с одной доминирующей, ведущей партией.

Государство занимает важное место в политической системе. Вокруг государственной власти складываются политические отношения и связи. Овладение государственной властью ставят своей задачей многочисленные политические партии и движения.

Особое место и роль государства в политической системе обусловлены свойствамигосударства, какими не обладает ни одно структурное звено этой системы. В частности, государство:

1) объединяет абсолютно все население, проживающее на его территории, независимо от национальной, социальной, профессиональной и иной принадлежности;




2) выражает общие интересы общества, является официальным представителем общества в целом;

3) определяет основные направления развития и функционирования общества;

4) вправе принимать властные решения, которые распространяются на всех, кто находится на его территории;

5) обладает государственным суверенитетом, т. е. верховенством, единством и независимостью от какой-либо иной власти;

6) является носителем политической власти и распространяет свою юрисдикцию на соответствующую территорию;

7) располагает специальным аппаратом управления и принуждения: судебными органами, армией, тюрьмами, другими карательными органами и учреждениями. Это придает государству реальную силу. Никакие другие органы, кроме государственных, не вправе применять принуждение в отношении всех граждан;

8) располагает широким арсеналомсредстввоздействия на граждан, юридических лиц и др. в целях подчинения их своим предписаниям. Это и меры убеждения, и принуждения, и договорные формы, и рекомендации, и поощрения, и меры контроля и надзора и др. Государство также определяет процедуры осуществления другими компонентами политической системы своей деятельности, границы последней, например порядок участия в избирательных кампаниях.

Одновременно государство использует так называемое социальное партнерство, т. е. привлекает к своей деятельности для сотрудничества негосударственные объединения, в том числе союзы предпринимателей, религиозные организации, профсоюзы и др. Тем самым расширяется социальная база государства и усиливаются процессы демократизации последнего.



Государство это основной элемент политической системы, чья роль состоит в том, что оно представляет собой организацию всех граждан, являясь единственной полновластной организацией для всего общества. Оно является единственным собственником государственного сектора экономики и оказывает решающее влияние на экономическую жизнь общества. Государство осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть, издает правовые нормы, а также обладает механизмом принуждения. Государство обладает внешним и внутренним суверенитетом и при этом определяет основы внутренней и внешней политики страны.

Основным фактором, влияющим на образование политической системы, является государственная власть (общественные отношения по поводу борьбы за власть, ее завоевания, удержания, использования). Каждый элемент политической системы в большей или меньшей степени заинтересован в наличии и активности государственной власти. Более всего к этой цели стремятся политические партии - организации, созданные для выражения интересов определенных классов, слоев общества, социальных групп.

Государство - это как раз тот социальный институт, где партийные интересы, цели, идеалы могут выступать как общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмами их реализации. Поэтому государство и выступает важнейшим и очень ценным объектом политической борьбы, определяет участие партий в завоевании государственной власти.



В структуру партии входят партийный аппарат, региональные отделения, рядовые члены партии и ее сторонники. Партии имеют свою внутреннюю иерархию, постоянное членство и организованы должным образом, т.е. имеют свою программу, устав, а также они должны быть зарегистрированы.

В зависимости от партийного состава политические системы могут быть многопартийными, двухпартийными, однопартийными, многопартийными с одной ведущей, доминирующей партией.

Для демократических политических систем характерен политический и идеологический плюрализм (множественность). При недемократической политической системе правящая партия одна, а при многопартийности ведущая, доминирующая роль отводится одной из партий.

Легальными функциями партий являются избирательная, управления и контроля. Политические партии участвуют в избирательной кампании с целью завоевания мест в представительных органах власти. Функция управления, политического руководства государством осуществляется правящей партией, одержавшей победу на выборах. Функция контроля отводится оппозиционным партиям.

Нельзя не отметить такие важные элементы политической жизни, как выражение собственных взглядов и идей общественно-политическими движениями, инициативными группами. В соответствии с критериями, чьим требованиям должны отвечать составляющие политической системы, данные элементы в нее не входят, но при этом могут оказывать существенное влияние на политическую жизнь общества.

Государство является собственно политической организацией и частью политической системы. В литературе ведется спор о том, правильно ли считать государство главным, ключевым, центральным звеном политической системы. По мнению М.Н. Марченко и С.А. Комарова, правильнее говорить, что государство особое, а не главное звено политической системы. Главным звеном они считают личность.

Кроме того, рассмотрение государства как главного звена политической системы привело бы к смешению государства с такими разнопорядковыми явлениями, как экономические, социальные, идеологические основы политической системы.








Сейчас читают про: