Инвентаризация нематериальных активов

Согласно п. 1 ст. 12 Закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества в целях подтверждения их наличия, состояния и оценки (в т. ч. и НМА).

Основным нормативным актом, определяющим порядок и сроки проведения инвентаризации, являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом МФ РФ от 13 июня 1995 № 49.

Основными задачами инвентаризации НМА являются:

1. Выявление фактического наличия объектов НМА.

2. Проверка документов, подтверждающих наличие прав;

3. Сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского учета.

4. Проверка правильности начисления амортизации.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение амортизации обязательно, и утверждаются приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации (кроме случаев обязательного проведения инвентаризации - п.1.5. Методических указаний).

Инвентаризации подлежат все нематериальные активы организации, в том числе и права, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете на забалансовых счетах, а также права, не учтенные по каким-либо причинам.

Для проведения инвентаризации в организациях создаются инвентаризационные комиссии. Персональный состав членов инвентаризационной комиссии утверждает руководитель. Как правило, в состав комиссии включаются работники бухгалтерской службы, юрист, экономисты, ревизоры или работники службы внутреннего аудита.

При инвентаризации нематериальных активов проверяется наличие соответствующих первичных бухгалтерских и юридических документов, необходимых для ведения учета, и правильность документального оформления объектов.

При инвентаризации нематериальных активов следует проверить:

1) их документальное оформление;

2) документы, подтверждающие права на нематериальные активы, т.е. является объект собственностью организации или организация обладает только правом на его использование;

3) срок владения правами и другие документально подтвержденные условия закрепления прав собственности или прав на использование данных объектов.

Документальное оформление поступления нематериальных активов зависит от того, созданы они силами организации или приобретены у других юридических или физических лиц.

Если объекты приобретены у других лиц, факт передачи организации прав на них должен подтверждаться договором об уступке прав (договор о передаче прав на использование). К нему должны прилагаться акты приемки-передачи материальных носителей, содержащих объекты информации.

Если объекты разработаны своими работниками или сторонними специалистами, привлекаемыми по договору подряда, право собственности должно подтверждаться документами, свидетельствующими о проведении и завершении работ по созданию данного объекта нематериальных активов. Это могут быть акты сдачи-приемки результатов работ или акты передачи выполненных заказов.

При инвентаризации деловой репутации организации в составе нематериальных активов необходимо проверить:

а) наличие документов (оригиналы или заверенные копии), на основании которых деловая репутация организации была поставлена на учет, а именно – договор купли-продажи государственного или муниципального имущества, план приватизации с прилагаемыми документами (в том числе акты оценки, отчеты об оценке, обоснования и т. п.), договор продажи предприятия;

б) наличие документов, подтверждающих факт расходов или платежей;

в) оформление режима служебной и коммерческой тайны в отношении нематериальных активов группы ноу-хау;

г) правильность и своевременность составления акта приемки (приходования) нематериальных активов и акта оценки;

д) правильность и своевременность заполнения карточки учета нематериальных активов;

е) правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе и на забалансовых счетах;

ж) правильность начисления амортизации.

При инвентаризации нематериальных активов:

– проверяются сведения о наличии нематериальных активов по данным первичных документов; для этого заполняется инвентаризационная опись (форма № 1а);

– в этой описи делается сверка данных о фактическом наличии объектов с данными бухгалтерского учета;

– регулируются выявленные инвентаризационные разницы.

На права использования объектов интеллектуальной собственности, не принадлежащей организации, числящиеся в бухгалтерском учете на забалансовых счетах, составляются отдельные описи.

В случае выявления отклонения от учетных данных составляются сличительные ведомости по имуществу, при инвентаризации которого выявлены такие отклонения. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием НМА и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах следующим образом:

а) излишек нематериальных активов приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации.

если источник поступления не выявлен:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: