double arrow

Словообразовательный разбор

Словообразовательный разбор предполагает уста­новление, от какого производящего слова (т. е. слова, от которого образовано другое слово) с помощью каких словообразовательных средств и каким способом обра­зовано производное слово (т. е. слово, которое образо­валось). Например, слово лесник образовано от осно­вы слова лес суффиксальным способом: лес ник –лес. Найти слово, от которого образовано данное, поможет определение лексического значения производного сло­ва: лесникчеловек, который охраняет лес.

Словообразовательному анализу подвергаются только производные слова. Непроизводные слова не являются объектом словообразовательного анализа.

Основа того слова, от которого образовано данное, называется производящей. Она может быть произ­водной и непроизводной: берег ов ойберег (берег – непроизводная производящая основа), карьерист­ ск ийкарьерист(карьер ист – производная про­изводящая основа).

Для проведения словообразовательного анализа желательно поставить слово в начальную форму:

убежал — форма от убежать; у бежатьбежать (пристав.).

Словообразование нужно отличать от формообра­зования. Перерисовал — это форма прошедшего вре­мени глагола перерисовать, здесь суффикс -л- слу­жит для образования не нового слова, а формы сло­ва. Словообразовательный же разбор данного слова будет таким: пере рисовать «- рисовать (пристав.).

При словообразовательном разборе необходимо учитывать закономерности словообразовательного процесса. Например:

1. Производящее слово должно быть ближайшим по форме к производному: не заметныйзаметный (не от «заметить»), рас чудесный –чудесный (не от «чудеса»).

2. В образовании нового слова обычно участвуют только разные морфемы: приставка и суффикс (приставочно-суффиксальный способ), приставка и пост­фикс (приставочно-постфиксальный способ), суффикс и постфикс (суффиксально-постфиксальный способ),
приставка, суффикс и постфикс (приставочно-суффиксально-постфиксальный способ) и т. д. Поэтому, напри­мер, слово обезболить образовано от слова боль не при помощи двух приставок (о-, без-) и суффикса -и- (нет приставочно-приставочно-суффиксального способа), а при помощи приставки обез- и суффикса -и- (приставочно-суффиксальным способом). Слово подберезовик образовано от слова береза не при помощи приставки под- и двух суффиксов (-ое-, -ик) (нет приставочно-суффиксально-суффиксального способа), а при помощи приставки под- и суффикса -овик (приставочно-суффиксальным способом).

3. Если слово образовано приставочным, постфиксальным или приставочно-постфиксальным спосо­бом, часть речи остается той же: не красивыйкрасивый, мыть сямыть, кто- то – кто, в думать сядумать. При этом приставка и постфикс при­соединяются не к производящей основе, а к целому самостоятельному слову.

4. Если при образовании слова морфемным спо­собом изменилась часть речи, значит, в словообра­зовании участвовал суффикс (один либо в сочетании с другими морфемами): яблоч н ыйяблок о, с ни­з и тьнизк ий. При этом суффикс может быть нулевым: синь осин ий (нулевая суффиксация), без ус о ыйус (приставочно-суффиксальный способ (нулевой суффикс)), бел о бород о ыйбел ая + бород а (сложно-суффиксальный способ (нулевой суффикс)).

5. Существительные, обозначающие лиц женско­го пола, обычно образуются от соответствующих им существительных, обозначающих лиц мужского по­ла: учитель ниц аучитель, молчунь[ й 'а] – молчун.

6. Существительные, обозначающие опредмеченное качество, признак, как правило, образуются от соответствующих прилагательных: зелень озелен ый, добр от адобр ый.

7. Существительные, обозначающие опредмеченные действия, состояния, как правило, образуются от соответствующих глаголов: бег обежа ть, ожида ни [ й э]ожида ть.

8. Основа изменяемых существительных всегда оканчивается на согласный, поэтому словообразова­тельный разбор слов типа отстаивание необходимо
оформлять так: отстаива ни [ й э] – отстаива ть.

9. Сложные существительные могут быть образо­ваны от уже имеющихся сложных прилагательных: полноводн остьполноводн ый (суффиксальный спо­соб). Сложные прилагательные могут быть образо­ваны от уже имеющихся сложных существительных: железобетон н ый – железобетон (суффиксальный способ).

10. Глаголы с суффиксами -ва-, -ива-, -ыва- чаще всего образуются от соответствующих им глаголов без данных суффиксов, при этом суффикс -ва- обыч­но ударный: разли ва ть– разли ть, обу ва ть – обу ть, навеи ва тьнавея ть, обвеш ива ть – обвеси ть, замаринов ыва тьзамаринова ть.

11. Наречия на -о, -е образуются преимущественно от соответствующих им прилагательных: бесстраш­н обесстрашн ый, вызывающ евызывающ ий.

12. Слова с уменьшительно-ласкательными суф­фиксами обычно образуются от слов этой части речи без данных суффиксов: пробеже чк апробежк а, тихонькотихо.

13. Иногда непроизводные слова могут иметь основу, состоящую не только из корня: дыша ть.

14. Необходимо учитывать, что большинство производных слов русского языка относится к 1– 4-й ступеням словообразования:

1-я ступень: камин н ый – камин.

2-я ступень: каменист остькамен ист ыйка­мень.

3-я ступень: покрасне ни [ й 'э]по красне тькрасн е тькрасн ый.

4-я ступень: неподдельн остьне поддельн ыйподдель н ыйпод дела тьделать.

Производные слова 5– 6-й ступени встречаются редко: примиренческ ипримиренч еск ийприми­рен ецпримир ени [ й э]при мири ть – мир и тьмир.

15. Иногда существуют несколько вариантов об­разования одного и того же слова: 1) накрахмали­вать сянакрахмаливать (постфиксальный);2) накрахмал ива ться – накрахмали ть ся (суффик­сальный).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: