Культура в СССР в послевоенные годы (1945—1955)

Первое послевоенное десятилетие вошло в историю нашей страны как апогей сталинизма. Важнейшей задачей, стоявшей перед государством, победившим в самой кровопролитной из всех войн в мировой истории, было восстановление народного хозяйства, всех его отраслей, включая науку и культуру, которые понесли в военные годы огромные потери. В 1945—1955 гг. развитие отечественной науки было направлено на обеспечение лидерства СССР в оборонных отраслях, а культуры — на изоляцию от Запада. В народном образовании главной задачей стало введение обязательного семилетнего обучения, а для молодежи, не сумевшей получить образование в военную пору, — создание системы вечернего обучения. Эта цель была достигнута к 1950 г.

Увеличилось количество высших учебных заведений, в вузах активно вводились вечерняя и заочная формы обучения. Была усилена административная система управления народным образованием. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР, в 1950 г. в структуре ЦК ВКП(б) был организован Отдел науки и высших учебных заведений. Во второй половине 1940-х гг. была создана сеть научно-исследовательских институтов. В частности, особое внимание уделялось работам в области использования атомной энергии. Научным руководителем проекта по созданию ядерного оружия с 1943 г. был академик И. В. Курчатов. 29 августа 1949 г. на полигоне под Семипалатинском впервые в СССР было проведено испытание атомной бомбы. Советским ученым принадлежит первенство в разработке термоядерного оружия, в которой принимали участие выдающиеся физики И. Е. Тамм, Ю. Б. Харитон, А. Д. Сахаров. Испытание водородной бомбы впервые было произведено в СССР в 1953 г.

Значительные результаты были достигнуты в области физики полупроводников, заложившие основы развития радио-электронной промышленности.

В то же время естественные и гуманитарные отрасли фундаментальных и прикладных наук, не имевшие непосредственного отношения к повышению обороноспособности страны, подвергались жесткому администрированию. Показательными в этом отношении стали гонения на генетику и кибернетику. Эти научные дисциплины были объявлены псевдонаучными, противоречащими законам материализма.

Если в развитии точных и естественных наук вмешательство и диктат партийного аппарата являлись тормозом для исследований, то в сфере гуманитарных наук они стали подлинной катастрофой. Тяжелое положение сложилось в области изучения экономики, где основные усилия были направлены на пропаганду труда И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР».

На развитии науки отрицательно сказалась и кампания по борьбе с космополитизмом, которая была развернута в СССР в конце 1940-х - начале 1950-х гг. Основной ее целью было очернить все несоветское, несоциалистическое, нерусское и поставить прочный барьер между нашим народом, его культурой и достижениями мировой цивилизации.

В основе политики в области культуры в СССР в этот период лежали догматические представления о роли творческой интеллигенции, которая должна была своими произведениями мобилизовывать советский народ на трудовые подвиги в условиях восстановления народного хозяйства, разрушенного войной. От всех деятелей советской культуры требовалось создавать в своих произведениях атмосферу жизнеутверждающего подъема, показывая лишь положительные стороны советского общества. В среде советской интеллигенции, считавшей, что после великой Победы возврат к довоенному курсу диктата невозможен, крушение этих иллюзий привело к серьезным разочарованиям.

Советская литература не могла выходить за рамки современных или исторических, а чаще историко-революционных тем.

Отличительной чертой послевоенного кинематографа стало резкое сокращение общего количества выпускаемых кинолент. В искусстве доминировала парадность, образцом становились «высокие идеалы патриотизма», взятые из истории страны. На сценах театров и в кино создавалась некая параллельная реальность, не имевшая ничего общего с буднями советских людей, окружавшей их жизнью.

Культура в СССР в эпоху «оттепели». Период отечественной истории, тесно связанный с именем Н. С. Хрущева, часто называют «великим десятилетием». Проводившиеся в эти годы преобразования охватывали не только сферы политики и экономики, но и культуру, науку, образование и другие области духовной жизни общества. Значение этой эпохи, особенно в области культурного развития страны, выходит далеко за рамки реформаторской деятельности самого Хрущева.

Образование. В системе школьного образования в середине 1950-х гг. главным направлением стало «укрепление связи школы с жизнью». Уже в 1955/56 учебном году в средней школе были введены новые учебные планы, ориентированные на получение политехнического образования, которое позволило бы выпускникам найти свое место на производстве. Согласно Закону «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятому в декабре 1958 г., вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование. Срок обучения в полной средней школе увеличивался с 10 до 11 лет, при этом школьники старших классов дневных школ должны были совмещать учебу с работой на предприятии или на селе. Аттестат зрелости учащиеся получали одновременно со свидетельством о приобретенной профессии. Вместо многочисленных профучилищ и школ создавалась единая сеть профессионально-технических училищ (ПТУ) со сроками обучения от одного года до трех лет. Однако лозунг связи школы с жизнью на практике слабо реализовывался, так как немногие выпускники шли работать по специальности, полученной в школе. В то же время уровень общеобразовательной подготовки оказался сниженным.

В условиях вступления СССР в эпоху научно-технической революции увеличилась потребность в специалистах с высшим и средним специальным образованием. При этом большое значение придавалось расширению вечернего и заочного обучения.

Наука. Стремительное развитие научно-технического прогресса оказало значительное влияние на советскую науку. Особое внимание в этот период уделялось теоретической физике.

Эпоха «оттепели» вошла в историю мирового технического прогресса как эра покорения космоса. Благодаря достижениям в области ракетно-космической техники СССР стал на многие годы признанным лидером в исследовании околоземного пространства. 4 октября 1957 г. на основе созданных советскими учеными и конструкторами под руководством Сергея Павловича Королева баллистических многоступенчатых ракет в СССР был произведен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. А 12 апреля 1961 г. впервые в истории человечества на космическом корабле «Восток» летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил пилотируемый полет по околоземной орбите, продолжавшийся 108 минут. С 1961 по 1963 г. по программе «Восток» на одноместных кораблях этой серии было совершено еще шесть полетов. В 1965 г. космонавт А. А. Леонов впервые осуществил выход в открытый космос.

Значительные успехи в СССР были достигнуты и в области авиастроения. В 1956 г. в небо поднялся первый турбореактивный пассажирский лайнер Ту-104, созданный под руководством А. Н. Туполева. А в 1957 г. коллективом инженеров и конструкторов во главе с С. В. Ильюшиным был сконструирован четырехмоторный турбовинтовой пассажирский самолет Ил-18, ставший одним из надежных самолетов отечественной гражданской авиации.

Развитие космической и авиационной техники в СССР стало основой для расширения исследований астрономов и астрофизиков. С помощью искусственных спутников Земли советским ученым удалось изучить внешний радиационный пояс и магнитное поле нашей планеты, осуществить фотографирование обратной стороны Луны, открыть новые астрофизические объекты.

Процессы духовного раскрепощения, отказ от жестких догм «Краткого курса ВКП(б)» дали новый импульс для развития обществоведения. С середины 1950-х до начала 1960-х гг. было опубликовано большое количество документальных сборников и мемуарной литературы, раскрывающих проблемы истории советского общества, ранее закрытых для исследователей.

Сфера литературного творчества отмечена ярким проявлением идейного кризиса советского общества после смерти Сталина. В художественной форме можно было затрагивать те острые жизненно важные проблемы, которые нельзя было обсуждать открыто в силу цензурных ограничений.

Значительных успехов в период «оттепели» достиг кинематограф. Лучшие советские фильмы тех лет получили достойное признание многомиллионной зрительской аудитории как у нас в стране, так и за рубежом. На международных кинофестивалях премиями были удостоены фильмы, посвященные Великой Отечественной войне.

Культура в СССР в эпоху «развитого социализма». В период двадцатилетнего руководства страной Л. И. Брежневым управление наукой и культурой в СССР обрело внешне демократические формы, однако большинство проводившихся официальных мероприятий носило парадный характер, а все решения были заранее подготовлены и согласованы с парторганами. Под лозунгом «неуклонного повышения уровня жизни советских людей» росло количество образовательных, учебных и научных учреждений, музеев, театров, библиотек и т.д., но качественных изменений в развитии культуры и науки не происходило. С конца 1960-х гг. постепенно набирали силу тенденции администрирования. Все больше талантливых произведений культуры и искусства, научных открытий и достижений оказывались либо запрещенными, либо невостребованными. Особенно ярко признаки консервации режима проявлялись в реабилитации сталинизма.

В 1970-е гг. стал формироваться образ великого полководца И. В. Сталина, одержавшего победу в Великой Отечественной войне. С конца 1960-х гг. начинается и постепенно набирает размах кампания по возвеличиванию и самого Л. И. Брежнева. В 1973 г. было принято специальное постановление о мерах по «повышению авторитета» главы партии и государства. Вместе с тем проблемы идеологии и организации научной и культурной жизни в стране постепенно усложнялись растущими экономическими трудностями.

В это время широкое распространение получили новые средства связи и коммуникации, способы передачи информации: радио и телевидение (цветное с конца 1960-х гг.), аудио- и видеокассеты. Все это расширило возможности доступа широких слоев советского общества к достижениям западной массовой культуры. Становилось ясно, что самый передовой строй отстает от стандартов жизни «загнивающего капитализма».

Образование. В 1960-1970-е гг. руководство страны взяло курс на рост образовательного уровня населения. Был осуществлен переход ко всеобщему полному среднему образованию. Уже в 1975 г. 86% молодежи вступало в жизнь, имея за плечами 10-летний курс школьного обучения. Более 96% выпускников 8-летней школы продолжали обучение в различных учебных заведениях, дававших среднее образование. В то же время учащихся средних школ готовили в основном для продолжения образования в вузах, тогда как производству остро не хватало квалифицированных специалистов со среднетехническими знаниями. Эту диспропорцию пытались устранить путем увеличения количества профессионально-технических училищ (ПТУ) и техникумов, а также профориентации в системе средней школы. Но противоречие между завышенными социальными ожиданиями выпускников школ и реалиями уровня развития производства в стране, требовавшего большого числа работников неквалифицированного труда, постепенно становилось серьезной социально-психологической проблемой. Необходимость существенной структурной перестройки системы образования в условиях научно-технического прогресса вызвала пересмотр школьных программ, а также попытку внедрения новейших методов обучения. На первом этапе (с 1971 г.) курс начальной средней школы был сокращен до трех лет. В 1983—1984 гг. была предпринята попытка комплексной реформы школы. С апреля 1984 г. законодательно предусматривалось перепрофилирование всеобщего среднего образования с учетом нужд развития экономики. Однако непонимание причин кризисных явлений в сфере образования привели к быстрому отказу от проведения школьной реформы. Уже в 1987 г. она была свернута.

Серьезные проблемы стояли и в сфере высшего образования. Число вузов и университетов в стране постоянно увеличивалось (к 1985 г. в СССР насчитывалось 69 университетов). Значительно возрос их научный потенциал (в системе высшей школы к началу 1980-х гг. работали около 50% докторов наук). Тем не менее основные отрасли экономики испытывали все возрастающую потребность в квалифицированных кадрах, так как отдача вузовской науки, оторванной от производства, была весьма слабой.

Наука. Середину 1960-х — 1980-е гг. в целом нельзя назвать застойным периодом в области развития науки в СССР. За счет массированного финансирования государством целевыми научно-исследовательских программ (до 25 млрд руб. в 1980 г.) сеть научных учреждений и исследовательских центров значительно расширилась. Первоочередными считались задачи интенсификации научных исследований и усиления связи науки с производством. Создавались региональные, межведомственные координационные научные советы. С целью превращения науки в непосредственную производительную силу еще в 1960-е гг. начали организовываться научно-производственные объединения (НПО). Всего к 1985 г. в СССР действовало 250 таких НПО.

Важнейшей из научно-технических задач в этот период являлось обеспечение новых подходов к развитию энергетики. Так, были реализованы крупномасштабные проекты по созданию атомных электростанций, вошел в эксплуатацию крупнейший атомный ледокол «Арктика».

Художественная культура. Развитие советской культуры и искусства в период с 1965 по 1985 г. также отражало двойственность политической ситуации в стране. Наряду с поворотом партийно-государственного руководства к политике «неосталинизма» в обществе сохранялся потенциал творческой энергии, сформированный в период «оттепели».

Культура в СССР в эпоху перестройки. Решающее значение для развития отечественной культуры имела политика «гласности», начатая советским партийно-государственным руководством во главе с М. С. Горбачевым в 1985 г. В выступлениях партийного руководства и документах КПСС классовый подход в оценке художественного творчества с его идейной непримиримостью постепенно заменялся утверждением общедемократических и общечеловеческих принципов, «социалистическим плюрализмом», который вскоре вышел далеко за рамки «социалистического» выбора. Расцвет политики «гласности» выразился в бурном обсуждении в обществе и средствах массовой информации накопившихся за 70 лет пороков командно-административной системы социализма, во всесторонней беспощадной критике его «деформаций» в экономике, политике и духовной сфере. Лидерство в развенчании пороков сталинской модели социализма захватили «шестидесятники» — представители реформаторской части советской интеллигенции, чья мировоззренческая позиция сложилась под влиянием XX съезда. «Дети XX съезда» стали «прорабами перестройки».

С 1988 г. в СССР фактически была ликвидирована цензура. Постепенно на смену диктату КПСС в науке, литературе и искусстве приходит диктат рынка, где спрос, а на качество является основным критерием оценки научного или художественного творчества.

В области образования изменения стали происходить с 1987 г. До этого времени многие провозглашаемые начинания, в том числе и широко разрекламированная программа компьютеризации школьного обучения, оставались лишь красивыми лозунгами. Школьная реформа свелась к введению 11-летнего срока обучения и частичному повышению зарплаты учителей. Выделявшиеся из общего ряда преподаватели-реформаты не смогли оказать реального влияния на систему обучения, которая безнадежно отставала от требований времени. Численность студентов высшей школы с начала 1980-х гг. стала сокращаться, а престиж высшего образования неуклонно падал. Резко понизился интерес молодежи к получению образования, особенно по техническим специальностям. Все это обусловило начавшуюся в 1987 г. реформу высшей школы. Ее главным направлением стала интеграция образования, производства и науки. Вводился принцип взаимоотношений между вузом и предприятием на договорных основах. Устанавливались гибкие учебные планы, упор делался на самостоятельную работу студента, наконец, отменялись различные льготы и привилегии при поступлении в вузы (рабфаки, квоты на подготовку национальных кадров и др.). Преобразования в средней школе осуществлялись путем введения альтернативной образовательной системы. Стали появляться гимназии, лицеи, колледжи, организуемые на базе общеобразовательных школ и техникумов, но разрабатывавшие свои учебные планы. В этих учебных заведениях, как правило вводились предметы, учащимся предоставлялась относительная свобода выбора изучаемых дисциплин.

Советская наука переживала сходные проблемы. Если прикладные отрасли научных знаний в 1985-1991 гг. получили некоторое развитие, поскольку повысилась потребность в конкретных технических разработках как в государственной, так и в негосударственной сфере экономики, то фундаментальные науки, которые всегда были гордостью нашего Отечества, оказались в крайне тяжелом положении. Вторая половина 1980 х и. стала временем больших кадровых потерь в научных коллективах страны. Перед учеными легальная возможность получить работу за рубежом, где авторитет советской научной школы был весьма высок. Период перестройки стал периодом значительной «утечки мозгов» на Запад.

Серьезный методологический кризис охватил общественные науки. Попытки перестроить обществоведение на основе «ленинской традиции научного поиска» потерпели неудачу. Однако политика «гласности» позволила развернуть бурные дискуссии о путях развития советского общества. Важным фактором общественной жизни в период «перестройки» стал громадный интерес к «белым пятнам» отечественной истории.

Таким образом, в годы «перестройки» советское общество вступило в эпоху серьезной трансформации всей системы культурно-нравственных установок, ценностных и мировоззренческих ориентиров, которые и поныне оказывают влияние на развитие нашего общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: