Цели и программные положения консервативных партий в России

События 1905-1907 гг. создали благоприятные условия для образования множества политических партий — как общероссийских, так и местных, которых насчитывалось до 50. Все эти партии относились к трем основным направлениям: консервативно-монархические; либерально-оппозиционные; революционно-демократические (радикальные).
Существует множество классификаций политических партий: по классовому составу (помещичьи, буржуазные, мелкобуржуазные, пролетарские), по национальному характеру (общероссийские и национальные), по политической направленности (консервативные, либеральные и революционные) и т.д. Для системы политических партий, сложившейся в России, предлагается следующая классификация:
1) консерваторы, выступающие за сохранение самодержавия (черносотенцы);
2) консервативные либералы (октябристы);
3) либеральные демократы (кадеты);
4) неонародники (эсеры и народные социалисты);
5) социал-демократы (большевики и меньшевики).

Как и в Европе, в России партии появились в эпоху капитализма. Однако российский процесс образования политических партий сильно отличался от европейского. Во-первых, партии в России появились в условиях самодержавной монархии – абсолютной власти царя. Какого-либо органа власти, хотя бы отдалённо напоминавшего западный парламент в России не существовало. Союзы, собрания и уж тем более различные организации (прежде всего политические) запрещались. Поэтому политические партии в нашей стране вели нелегальное или полулегальное существование, тогда как на Западе большинство партий действовало на законных основаниях. Во-вторых, в Европе первыми появились партии феодалов и буржуазии. В России эти два класса сильно зависели от монархии, поэтому были политически пассивны. Первыми в нашей стране появились пролетарская (РСДРП) и крестьянская (партия социалистов-революционеров) партии. Причём первые российские политические партии были революционными, тогда как в Европе вначале появились консерваторы и либералы.
Консервативный лагерь в России был представлен черносотенцами (по своим политическим взглядам их ещё называют крайними монархистами). «Чёрной сотней» в средневековой Руси называлось податное посадское население, однако с возникновением в начале ХХ в. монархических организаций, стоявших за неограниченное самодержавие и проводивших еврейские погромы, этот термин приобрёл негативную окраску. Черносотенцы не имели одной партии, скорее это было движение ряда самостоятельных организаций с общими взглядами. Первая такая организация – Русское собрание – возникла в 1900 г. Революция 1905–1907 гг. заставила монархические силы более активно приступить к созданию собственных организации. Наиболее крупными из них были «Союз русского народа» (СРН), созданный в ноябре 1905 г. в Петербурге, «Русская монархическая партия», возникшая в апреле 1905 г. в Москве, и «Русский народный союз им. Михаила Архангела». Основателями самой крупной черносотенной организации – СРН – были А. И. Дубровин, курский помещик Н. Е. Марков, бессарабский помещик В. М. Пуришкевич (позже возглавил «Русский народный союз им. Михаила Архангела»). СРН выпускал газеты «Русское знамя», «Объединение», «Гроза» и имел отделения почти на всей территории России. Членами черносотенных организаций были помещики, крупные домовладельцы, чины полиции, купцы, зажиточные крестьяне, средней руки чиновники, духовенство. В руководящие органы крупнейших таких организаций входили представители гражданской и военной бюрократии (министры, губернаторы, полицейские чины). Самой подвижной частью черносотенных организаций были рабочие и крестьяне. Сами черносотенцы заявляли, что в их союзах состоит более 3 млн. чел., тогда как их политические противники называли цифру 10–20 тыс. чел. К 1907 г. (пик черносотенного движения, связанный с поражением первой российской революции) численность организаций черносотенцев составляла 410 тыс. чел. [8, с. 64]. В последующие годы численность этих организаций значительно уменьшилась.
В основе программы всех черносотенных организаций лежала теория «официальной народности», выдвинутая еще в первой половине XIX в. министром просвещения С.С. Уваровым. Данная теория опиралась на трёхчленную формулу – «православие, самодержавие, народность». Православие и самодержавие трактовались как исконно русские начала, а «народность» – как приверженность народных масс к первым двум элементам. В вопросах политического устройства России черносотенцы были сторонниками неограниченного самодержавия. Даже появившуюся в ходе революции 1905–1907 гг. Государственную думу они воспринимали как совещательный орган при царе (а «Русская монархическая партия» была вообще против созыва Думы). Проведение реформ в России черносотенцы считали невозможным и бесперспективным. В то же время в программах черносотенных организаций (например, в программе СРН) декларировались свобода слова, вероисповедания, печати, собраний, союзов, неприкосновенность личности и т. д.
Аграрная программа черносотенцев была бескомпромиссной. Они не хотели идти ни на какие уступки (частичная конфискация помещичьих земель и т.д.) и предлагали ограничиться продажей крестьянам пустующих государственных земель, развитием системы аренды и кредита.
Крайне консервативной была политика черносотенцев в национальном вопросе – ведь стержнем её был антисемитизм. Черносотенцы не просто стояли за единую и неделимую Россию, но предлагали лишить евреев всех прав и не скрывали своего желания выселить их за пределы страны. Руководство СРН в 1905 г. призвало организовать еврейские погромы. Черносотенные организации создавали собственные боевые дружины для организации погромов и борьбы с участниками революционных действий.
Своеобразное положение в системе российских политических партий занимали октябристы (партия «Союз 17 октября»). По своим политическим взглядам они находились между либералами и консерваторами. Их называют консервативными либералами, т.е. относят к правому крылу либерального лагеря. Однако грань, отделявшая октябристов от кадетов и от черносотенцев, была крайне размыта. Часть октябристов на деле почти смыкалась с кадетами, в то время как другая их часть практически не отличалась от крайних монархистов.
«Союз 17 октября» был образован в ноябре 1905 г. Возглавили её промышленник А.И. Гучков, помещики М.В. Родзянко и В.В. Шульгин. Членами организаций октябристов были представители крупной торгово-промышленной и финансовой буржуазии и крупные помещики, перестраивавшие свои хозяйства на капиталистический лад. Царском манифест
17 октября 1905 г. октябристы считали величайшим поворотом к созданию правового государства в России (отсюда и название их партии). Однако, поскольку почти все положения данного манифеста были фикцией, в народе партию прозвали «Союз пропавшей грамоты». Численность октябристов в период 1905–1907 гг. составляла 75–77 тыс. чел. [8, с. 89].
Политическая программа октябристов полностью базировалась на положениях царского манифеста 17 октября 1905 г. Октябристы представляли будущее государственное устройство страны в виде конституционной монархии, где власть царя была бы ограничена Основными законами. В то же время они были противниками парламентского строя, хотя признавали необходимость наличия двухпалатного «народного представительства». Нижняя палата (Государственная дума) должна была формироваться на основе цензовых выборов (в городах – прямые, в других местностях – двухстепенные). Верхняя палата (Государственный Совет) должна была корректировать решения Думы, а половина её членов назначалась царём. Однако это «народное представительство» не играло решающей роли в управлении государством, т.к. его полномочия по сравнению с монархом были сильно урезаны. Ни один закон не мог вступить в силу без санкции царя, он же имел право назначения и смещения министров. Функции «народного представительства» ограничивались лишь правом законодательной инициативы, запроса и утверждения правительственного бюджета.
В области гражданских правпрограмма октябристов включала стандартные для всех либералов требования свободы совести и вероисповедания, собраний, союзов, передвижения, неприкосновенности личности и жилища и др.
В национальном вопросе октябристы выступали за сохранение единой и неделимой России, а право на автономию признавали только за Финляндией. Следует отметить и такое сходство с черносотенцами, как настроенность значительной части октябристов (в основном западных и юго-западных районов страны) против предоставления равноправия евреям.
Октябристы признавали справедливыми требования крестьян об увеличении наделов, поэтому их аграрная программа носила более компромиссный вариант, чем проект черносотенцев. Члены «Союза 17 октября» предлагали наделить крестьян землёй за счёт передачи им через земельные комитеты пустующих казённых, удельных и кабинетских земель, а также принудительного отчуждения части помещичьих земель за выкуп. Кроме этого, октябристы считали необходимым ликвидацию общины и осуществление ряда мер для улучшения экономического положения крестьян (развитие сельскохозяйственного кредита, внедрение агротехнических знаний и др.).
По отношению к рабочему вопросу они считали, что следует предоставить трудящимся свободу собраний, стачек (кроме предприятий государственного значения) и право на организацию профсоюзов. В то же время они отрицали необходимость сокращения рабочего дня и были против социального страхования. Такая непоследовательность наиболее точно характеризует промежуточное положения октябристов между консервативным и либеральным лагерями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: