Жизненные цели

По Адлеру, цель покорения окружающей среды — слишком широкое понятие, чтобы с его помощью логически объяснить, как люди выбирают свою линию в жизни. Поэтому Адлер выдвинул идею, согласно которой личность вырабатывает специфическую жизненную цель, используя ее в качестве ориентира. На жизненную цель человека влияют его личный опыт, его ценности, склонности и личные свойства. Жизненная цель не есть ясная и осознанная цель.

«Цель превосходства для каждого человека персональна и уникальна. Она зависит от значения, которое он придает жизни. Это значение не просто слова. Оно строится на основе его стиля жизни и проходит через всю эту жизнь» (Adler, 1956, р. 181).

«Человек — всего лишь капля воды... но капля с большим тщеславием» (Adler in: Way, 1950, p. 167).

Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, незащищенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненные цели обычно служат защитой от чувства бессилия, мостом из неудовлетворяющего настоящего в яркую, подвластную нам, полноценную будущую жизнь. Потом, когда мы становимся взрослыми, у нас могут появиться четкие, логические причины для нашего выбора карьеры. Однако жизненные цели, которые руководят нами и побуждают нас к действию, формируются в раннем детстве и остаются скрытыми от сознания. В качестве примера Адлер указывал на то, что многие врачи, как и он сам, выбирают свою карьеру в детстве, надеясь таким образом совладать со своими опасениями относительно смерти.

Жизненные цели — всегда нечто нереалистичное, и они могут быть невротически преувеличены, если чувство неполноценности слишком сильно. Для невротика обычно существует огромная пропасть между сознательно поставленными целями и саморазрушительными жизненными целями, поставленными бессознательно. Фантазиям о личном превосходстве и самоуважении уделяется больше внимания, чем целям, приводящим к реальным достижениям. Адлер любил задавать своим пациентам вопрос: «Что бы вы делали, если бы у вас не было этой проблемы?» По ответам на него он обычно обнаруживал, чего стремился избежать пациент, прячась за симптомы своего заболевания.

Жизненные цели определяют направление и конечную цель нашей деятельности, позволяют стороннему наблюдателю объяснить конкретные аспекты нашего мышления и поведения с точки зрения этих целей. Адлер указывал, что черты характера не являются ни врожденными, ни неизменяемыми, они вырабатываются как интегральные части нашей целевой ориентации: «Это не первичные, а вторичные факторы, вызванные скрытыми целями личности, и их надо понимать телеологически (teleologically)» (1956, р. 219). Например, тот, кто стремится к превосходству, добиваясь личной власти, вырабатывает в себе различные необходимые для достижения этой цели свойства, такие, как честолюбие, зависть, недоверие.

Для размышления. Понимание целей

Адлер обращал внимание, скорее, на притяжение будущего, чем на давление прошедшего. Для Адлера гораздо важнее то, куда мы надеемся прийти,чем то, где мы были. Чтобы разобраться, как ваша повседневная деятельность относится к вашим жизненным целям, попробуйте выполнить следующее упражнение.

Отведите на это упражнение 15 минут. Сядьте, возьмите 4 листа бумаги, карандаш или ручку. Напишите вверху на первом листе: «Каковы мои цели в жизни?» Потратьте 2 минуты, чтобы ответить на этот вопрос. Пишите все, что приходит вам в голову, каким бы общим, абстрактным или тривиальным это ни казалось. Вы можете включить сюда личные, семейные, карьерные, социальные, общественные или духовные цели. Дайте себе еще 2 минуты, чтобы просмотреть весь список и сделать дополнения и исправления. Отложите первый лист в сторону.

Возьмите второй лист и напишите вверху: «Как бы я хотел провести следующие три года?» Потратьте 2 минуты, чтобы ответить на этот вопрос. Потратьте еще 2 минуты на то, чтобы просмотреть список. Этот вопрос должен помочь вам выявить ваши цели более отчетливо, чем первый. Отложите в сторону и этот список.

Чтобы увидеть свои цели с другой точки зрения, напишите на третьем листе: «Если бы я знал, что мне осталось жить 6 месяцев, начиная с сегодняшнего дня, как бы я их прожил?» Этот вопрос нужен, чтобы выявить, что важно для вас, но о чем вы до сих пор даже не задумывались. Снова потратьте на ответы 2 минуты и еще 2 минуты на то, чтобы проверить список, и отложите лист в сторону.

На четвертом листе выпишите 3 цели, которые считаете наиболее важными из всех перечисленных. Сравните все четыре списка. Есть ли темы, проходящие красной нитью через все разнообразие ваших желаний? Не принадлежат ли все ваши цели к одной категории, например социальной или личной? Появляются ли какие-то цели во всех трех первых списках? Не отличаются ли цели, которые вы выбрали как самые важные, от остальных перечисленных вами целей?

Хотя этот метод и не раскрывает целиком неосознанные жизненные цели, о которых говорил Адлер, он может помочь вам понять взаимоотношения между вашими целями и вашей повседневной деятельностью. Полезно повторять это упражнение каждые 6 месяцев, чтобы увидеть, какие изменения произошли за это время (adapted from: Lakein, 1974).

Основная литература:

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Прогресс, 1995.

2. Райх В. Анализ характера. – М.: Апрель Пресс, 2000.

3. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. - М.: Академический проект, 2004.

4. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. - Москва: Апрель-Пресс, 2000.

5. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Прогресс, 1993.

Тема 9. Сравнительный анализ понимания неврозов в психоанализе и других психологических школах

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

А. Что такое ноогенный невроз? В какой связи он находится с психоневрозом в психоаналитическом понимании?

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФРУСТРАЦИЯ
Человеческое стремление к смыслу жизни вполне может быть фрустрировано, и в таком случае логотерапия говорит об "экзистенциальной фрустрации". Термин "экзистенциальный" мы будем использовать в трех значениях: для обозначения 1) переживаемого существования как такового, т.е. специфически человеческого способа бытия; 2) смысла существования; и 3) личного стремления к выявлению смысла в своем существовании, т.е. воли к смыслу.

Экзистенциальная фрустрация может привести к неврозу. Для невроза такого типа логотерапия изобрела термин "ноогенный невроз", чтобы отличить его от невроза в обычном смысле слова, т.е. психогенного невроза. Ноогенный невроз имеет место не в психической, а ноогенной (от греческого "ноос", "нус" – ум как носитель смыслов) сфере человеческого существования. Это еще один логотерапевтический термин, обозначающий нечто, принадлежащее к "духовному" ядру человеческой личности. Следует, однако, иметь в виду, что в контексте логотерапии понятие "духовного" не имеет религиозной окраски и относится к собственно человеческому измерению существования.

Большинство ноогенных неврозов возникает не из -за конфликтов между сознанием и влечениями. Эти расстройства формируются внутри личности из-за конфликтов между разными ценностями в результате духовных проблем, напрямую связанных с утратой смысла существования, незнания куда пойти, чем заняться, другими словами в результате духовной бедности.

Ноогенные неврозы часто порождают суицидальное поведение, наркоманию иалкоголизм. Многочисленные исследования, посвященные этой проблеме, наглядно демонстрируют, что количество подобных расстройств резко возрастает в условиях сложных экономических и политических ситуаций.

Отсутствие жизненного смысла либо невозможность его правильно и осмысленно реализовать вызывает у человека состояние, называемое вакуумом, это и есть причиной ноогенного невроза.

Принято считать, что любые неврозы — это результат драматического столкновения личности определенного склада с конкретной травмирующей психику ситуацией, которая, как правило, воздействует на личность в течение длительного периода. Исходя из сказанного выше, лучшая профилактика неврозов — избегание стрессовых ситуаций, которые так разрушающе влияют на человеческий организм. Но на практике добиться такого результата практически невозможно, разве что удалится из общества на определенное расстояние, к примеру, в лесную чащу. Таким образом, эффективная профилактика неврозов — это выработка у пациента зрелых, разумных способов совладания со стрессовыми ситуациями.

Экзистенциальная фрустрация возникает тогда, когда фрустрировано стремление к смыслу. Апатия и скука — главные характеристики экзистенциальной фрустрации. Экзистенциальная фрустрация сама по себе не является ни патологической, ни пато генной. Тревога людей, даже их отчаяние, обусловленное тщетными поисками смысла жизни, — это скорее духовное бедствие, чем болезнь. Франкл считает, что экзистенци альный вакуум с сопутствующей ему фрустрацией является «чем-то социогенным, но только не неврозом» (Frankl, 1975a, р. 139). Отчаяние, в основе которого лежит ощуще ние бессмысленности жизни, может быть признаком интеллектуальной искренности и честности. В своих более поздних работах Франкл (Frankl, 1977, 1988) утверждает, что нет ни малейшего сомнения в том, что экзистенциальный вакуум распространя ется.

Экзистенциальный вакуум может вести к развитию неврозов. Термин «ноогенный не вроз» используется в тех случаях, когда экзистенциальный вакуум ведет к появлению клинической симптоматики.

Франкл определяет ноогенный невроз как «невроз, в основе которого лежат духов ная проблема и моральный или этический конфликт, например конфликт между Су пер-эго и истинным сознанием...» (Frankl, 1988, р. 89). Экзистенциальная фрустрация играет большую роль в развитии ноогенных неврозов. Такие неврозы являются резуль татом духовных конфликтов, имеющих отношение к стремлению людей к осмысленно му существованию и к фрустрации их стремления к смыслу. Доктора и консультанты должны проводить четкое различие между духовным и инстинктивным измерениями проблем.

Б. Охарактеризуйте основные подходы к пониманию этиологии неврозов в рамках бихевиоральной традиции. Чем они отличаются друг от друга. Учитываются ли в каком-то из них теоретические представления психоанализа?

Бихевиористы уделяли теории формирования и методам лечения навязчивых действий больше внимания, чем навязчивым идеям. Хотя сама по себе бихевиористская теория формирования навязчивых действий получила сравнительно небольшую поддержку клиницистов, бихевиористские методы психотерапии оказались весьма успешными и помогли изменить неблагоприятный прогноз в случае этого заболевания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: