Неоклассическая теория фирмы и фирмы в неоинституциональной теории

В настоящее время неоклассическая теория является господствующей теорией, т.е. все современные экономические исследования опираются на теоретическую базу неоклассики.

В исследовании фирмы все неоклассики акцентируют внимание на то, что фирма представляет собой организационно–экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг, а также рассматривают фирму как производную функцию.

Классическая «модель» поведения фирмы в условиях рыночного ценообразования на факторы производства строится на экономических расчетах предельной эффективности затрат и выпуска продукции, т.е. каждая фирма осуществляет экономические расчеты объемов выпуска и количества необходимых для этого ресурсов. В общем виде - это и есть расчет фирмой собственной производственной функции. Производственную функцию любой фирмы можно представить в следующем виде: Q = f (L, K), где Q – объём выпуска продукции, L – количество используемого труда, K – объём капитала.

Для каждой фирмы вычисление собственной производственной функции означает нахождение оптимального соотношения факторов производства для определённого объема выпуска. Для минимизации издержек фирма выпускает такое количество продукции, при котором предельные издержки равны рыночной цене. При соблюдении этого условия прибыль максимизируется.

Кроме того, неоклассиками рассматривается горизонтальный и вертикальный размер фирм. Горизонтальный размер определяется положительным эффектом от масштаба, т.е. производство нескольких товаров в рамках одного предприятия предполагает меньшие затраты, чем производство тех же самых товаров и в том же объеме на нескольких других предприятиях.

Вертикальный размер определяется выбором фирмы между покупкой сырья на рынке и производством его внутри фирмы. Фирма будет вертикально-интегрированной, если издержки совокупного производства товаров меньше, чем при их покупке.

Необходимо также отметить, что неоклассический подход не рассматривал организационные проблемы фирмы, а также проблемы, связанные с принятием фирмой решений, договорные отношения и контроль за выполнением обязательств.

В центре внимания неоинституционализма лежат объяснения существования многообразия деловых предприятий, а также проблем мотивации труда, объяснение пределов роста фирмы, вопросы организации фирмы, проблемы контроля и планирования.

Неоинституционалисты понимают под фирмой, прежде всего, социальный институт, т.е. общность людей, объединенных едиными мотивами деятельности. Они предполагают, что фирма является механизмом реализации рыночных отношений, в основе которых лежат хозяйственные сделки, именуемые трансакциями. Трансакционная концепция наиболее известна в рамках данного направления, согласно ей фирма рассматривается как сеть взаимовыгодных контрактов. Расторжение и перезаключение сделок несет ряд дополнительных издержек.

Наиболее известным представителем неоинституционализма является Рональд Коуз. Им была впервые обоснована контрактная природа фирмы и введено понятие трансакционных издержек[2]. Фирма по Коузу - это коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация издержек.

Представители неоинституционализма для объяснения существования фирмы ввели такие понятия, как оппортунистическое поведение, ассиметрия информации и трансакционные издержки.

Оппортунистическое поведение фирм - есть снижение ими цены на товары по сравнению с имеющейся ценой на рынке. Данное поведение будет иметь место только в том случае, когда разница цен высока по сравнению с издержками на поиск информации о более низкой цене других производителей. Чем больше продавцов на рынке, тем при прочих равных условиях, менее вероятен поиск покупателями фирм, способных предоставить более низкие цены. Экономическая прибыль продавцов за счет цен, превышающих предельные издержки, вызовет вход новых фирм на рынок. Остаточный спрос каждой фирмы будет понижаться до тех пор, пока средние издержки не достигнут уровня рыночной цены, а экономическая прибыль - уровня нуля. В этом случае на рынке возникнет равновесие, которое свойственно рыночной конкурентной монополии. Но основным отличием здесь является не разнообразие товаров, а неинформированность покупателей.

Ассиметрия информации – это ситуация когда одна группа владеет необходимой для ведения дел информацией, а другая нет. Симметричное распределение информации происходит только в условиях совершенной конкуренции, когда цена определяется только спросом и предложением и соответствует альтернативным издержкам. Во всех других типах рыночных ситуаций информация распределяется ассиметрично.

Оппортунистическое поведение основывается на ассиметричном распределении информации.

Трансакционные издержки не связаны с производством как таковым, а с вязаны с сопутствующими ему затратами.

Р. Коуз классифицировал трансакционные издержки следующим образом: 1) издержки, связанные с поиском информации о контрагентах, а также ценах и ценовых ожиданиях; 2) издержки, связанные с разработкой и ведением переговоров по условиям контрактов и заключению сделок; 3) издержки, связанные с принятием системы стандартов, контролем за уровнем количества, потерями от ошибок; 4) издержки по правовому регулированию собственности, соблюдению правового режима; 5)издержки, связанные с нарушением условий контракта.

Р. Коуз впервые в рамках неоинституционализма объединил проблемы организации и анализ издержек, добавив к ним аппарат сравнительных исследований, и за это получил Нобелевскую премию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: