Формирование новых мировоззренческих установок

Определение Возрождения. Общепринято отсчитывать начало эпохи Возрождения с XV в., а ее окончание датируется XVII в. В то же время следует отметить, что в отдельных странах (например, в Италии) этот процесс начался раньше — в XIV в. Однако в любом случае к XVI в. он превратился в общеевропейское культурное явление.

Термин «Возрождение», или «Ренессанс» (франц. Кепа^яапсе), был введен в оборот только в XIX в., первоначально означая стремле­ние ведущих деятелей постсредневековья возродить ценности и идеа­лы античности. Но речь идет не о механической реставрации про­шлого, а о соединении его с новым европейским духом, т.е. о поиске нового мировоззрения с опорой на идеалы античности. Ренессанс — это прежде всего новый взгляд на мир, противопоставивший себя средневековому схоластическому мышлению.

В эпоху Ренессанса светская жизнь общества начинает превали­ровать над религиозной. Главной деятельностью человека в мире признаются усилия, направленные на достижение счастья уже в этой жизни. В общественном мировоззрении центральной фигурой стано­вится человек. Меняются взаимоотношения государства и официаль­ной церкви, и по отношению к последней возникает сильная оппо­зиция. В обществе начинают складываться буржуазные отношения. Возрастает роль умственного труда, появляется интеллигенция, рас­цветают науки и искусства.

Философия в эпоху Возрождения. Человек в эпоху Возрождения уже не уповает только на Божью благодать, но считает, что многое в его жизни зависит от его собственных усилий. Бог создал вещи мира,

Тема 12 Философия эпохи Возрождения

но человеческое общество — не продукт Божьей воли, а результат де­ятельности людей.

Философия Ренессанса воспринимается более как натурфилосо­фия, т.е. как философия природы. Широко распространяется идея пантеизма — «Бог во всем». Бог как бы сливается с природой, а при­рода тем самым обожествляется. Но при этом Бог утрачивает свой трансцендентный характер, т.е. Он уже не «вне» Своего творения, а растворен в Нем.

Появляется идея «прометеизма», согласно которой человек явля­ется сотворцом, сотрудником Бога.

Творчество и наука в эпоху Ренессанса. Эпоха Возрождения харак­теризуется тем, что дала миру много выдающихся личностей. В это время жили и творили знаменитые художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан; ученые Николай Коперник, Томас Мор, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский; поэты Франческо Петрар­ка, Данте Алигьери, Уильям Шекспир и многие другие.

В качестве характерной черты этой эпохи можно назвать культ творческой деятельности. Искусство приобретает сакральный (т.е. священный) характер, поскольку человек проявляет в нем свою спо­собность творить. Бог обладает наивысшей способностью творить, которую Он проявил в сотворении мира. Человек же выражает свое богоподобие в произведениях искусства.

В этот период развиваются астрономия, физика, анатомия, фи­зиология, т.е. экспериментальное естествознание. Польский ученый Николай Коперник (1473—1543) приходит к выводу о том, что солнеч­ная система имеет гелиоцентрическую природу. Это открытие опро­вергает исключительный характер Земли и человечества и позволяет монаху-ученому Джордано Бруно (1548—1600) предположить сущест­вование бесконечного количества других небесных тел, подобных Земле и Солнцу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: