Антропоцентризм. Каждый человек является прежде всего личностью, индивидуальностью, для которой характерны не только духовные потребности, но и телесные. Человек должен жить на земле не только заботой о будущей загробной жизни, но и о жизни настоящей, не только уповать на Бога, но своими собственными действиями изменять мир вокруг себя.
Принципиальное равенство всех людей. Выдающимся достижением гуманистической мысли была идея о том, что любая человеческая личность должна определяться только через ее личные заслуги и достижения, а не по благородству ее рода или принадлежности к тому или иному сословию.
Свобода воли. Гуманисты считали, что Бог наделил человека способностью «действовать и познавать», а потому человек в мире должен вести себя активно. Именно свободная воля выделяет человека из животного мира и сближает его с Богом. Бог признается творцом всего сущего, а человек — творцом цивилизации и культуры.
Учение о фатуме (роке, судьбе). Фатум понимается, с одной стороны, как божественное Провидение, а с другой ~ как сила природных причин, независимых от человека (например, стихийные бедствия). Перед лицом фатума свобода человеческой воли зачастую бессильна, поэтому фатум выражает власть над человеком абсолютных, внеземных сил.
|
|
Понятие фортуны (удачи, счастливого случая). Фортуна у гуманистов понимается как социальная необходимость. Фортуна может. быть благоприятной и неблагоприятной. Для того чтобы фортуна
Тема 12. Философия эпохи Возрождения
была благоприятной, человеку необходимо правильно вести себя в обществе, т.е. фортуна — это не неожиданно выпавшая удача, а социальная закономерность. В этом случае главную роль в событиях человеческой жизни играет его свободная воля, так как все оказывается в руках самого человека. Отсюда выводится задача для человека:
быть активным, деятельным, а не созерцательным.