Антропоцентризм. Каждый человек является прежде всего личностью, индивидуальностью, для которой характерны не только духовные потребности, но и телесные. Человек должен жить на земле не только заботой о будущей загробной жизни, но и о жизни настоящей, не только уповать на Бога, но своими собственными действиями изменять мир вокруг себя.
Принципиальное равенство всех людей. Выдающимся достижением гуманистической мысли была идея о том, что любая человеческая личность должна определяться только через ее личные заслуги и достижения, а не по благородству ее рода или принадлежности к тому или иному сословию.
Свобода воли. Гуманисты считали, что Бог наделил человека способностью «действовать и познавать», а потому человек в мире должен вести себя активно. Именно свободная воля выделяет человека из животного мира и сближает его с Богом. Бог признается творцом всего сущего, а человек — творцом цивилизации и культуры.
Учение о фатуме (роке, судьбе). Фатум понимается, с одной стороны, как божественное Провидение, а с другой ~ как сила природных причин, независимых от человека (например, стихийные бедствия). Перед лицом фатума свобода человеческой воли зачастую бессильна, поэтому фатум выражает власть над человеком абсолютных, внеземных сил.
Понятие фортуны (удачи, счастливого случая). Фортуна у гуманистов понимается как социальная необходимость. Фортуна может. быть благоприятной и неблагоприятной. Для того чтобы фортуна
Тема 12. Философия эпохи Возрождения
была благоприятной, человеку необходимо правильно вести себя в обществе, т.е. фортуна — это не неожиданно выпавшая удача, а социальная закономерность. В этом случае главную роль в событиях человеческой жизни играет его свободная воля, так как все оказывается в руках самого человека. Отсюда выводится задача для человека:
быть активным, деятельным, а не созерцательным.






