В начале своей деятельности Карл Густав Юнг (1875—1961) поддерживал взгляды Фрейда и был одним из ближайших его сотрудников (1907—1912), но впоследствии пересмотрел ряд положений ортодоксального психоанализа. Юнг отрицал главенство сексуального фактора в психике человека, считая, что сексуальный инстинкт — это лишь одмн из многих инстинктов, роль которого не следует преувеличивать.
Юнг открыл феномен, названный им «коллективное бессознательное». Это так называемый внеперсональный, или «родовой», слой бессознательного. Он характеризуется тем, что у разных людей возникают одни и те же ассоциации или видения от прочтения поэтических текстов, просмотра картин известных мастеров. В снах людей различных рас и национальностей присутствуют одинаковые мотивы. Эти мотивы угадываются даже в бреду разных сумасшедших. Их можно найти в оккультных ритуалах и древних обрядах. По Юнгу, коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным. Это наиболее архаичный слой психики, который сфор-
Тема 19 Психоанализ
мировался в процессе эволюции человеческого сознания раньше, чем слой личного или индивидуально бессознательного, и непосредственно связан с инстинктами, т.е. наследуемыми факторами.
Архетипы. Коллективное бессознательное состоит из совокупности коллективных «проформ», которые Юнг назвал архетипами, заимствовав это выражение у Августина Аврелия. Юнг дает следующее определение этому термину: ««Архетип» означает 1уре (отпечаток), определенное образование архаического характера, содержащее как по форме, так и по смыслу, мифологические мотивы. В чистом виде последние присутствуют в сказках, мифах, легендах, фольклоре». Архетипы.— это система установок или реакций на мир древних людей, схемы их инстинктивного поведения. Люди наследуют эти схемы вопреки своему желанию. Они незримо присутствуют в каждом человеке. В архетипах был накоплен опыт сотен тысяч поколений «пралюдей». В своей работе «Архетип и символ» Юнг пишет: «Под архетипами я понимаю коллективные по своей природе формы и образцы, встречающиеся по всей земле как составные элементы мифов... Архетипические мотивы берут свое начало от\архетипических образов в человеческом уме, которые передаются не только посредством традиции и миграции, но также с помощью наследственности....Прообраз или архетип является итогом огромного технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа».
Архетипы — это не врожденные представления, а врожденные возможности представлений, которые проявляются на оснойе нашей свободной фантазии, а потому чаще всего бывают представлены в творчестве, тех или иных художественных образах. *
Теория психологических типов. В работе «Психологические типы» (1921) Юнг формулирует применительно к характеру людей понятия «интраверсия» и «экстраверсия*. Для людей с выраженными экстра-вертными характеристиками события, происходящие во внешнем мире, оцениваются на уровне сознания как максимально важные. Интраверты, наоборот, признают лишь субъективные реакции на события внешнего мира. В каждом человеке присутствуют одновременно черты экстраверта и интраверта, но преобладает обычно одна из характеристик, что и дает основание определить тип индивида.