Софиология ПА. Флоренского и С.Н. Булгакова

Софиология Флоренского. На мыслителя-священника Павла Алек­сандровича Флоренского (1882—1937) имели сильное влияние идеи В. Соловьева, особенно идея всеединства, но в философском отно­шении более значимым явилась разработанная Флоренским софио-логия — учение о Софий, Премудрости Божией.

Флоренский пытается обосновать и объяснить всеединство всего тварного мира в Боге через понятие Софии, которая есть «начаток и центр искупленной твари, — Тело Господа Иисуса Христа, т.е. твар-ное естество, воспринятое Божественным Словом». Для него тварная София — «четвертый ипостасный элемент.., входящий в полноту бытия Троичных недр... по благоволению Бога». София есть образ Божий в человеке, т.е. его Ангел-хранитель.

Флоренский считает понятие Софии глубоко символичным, многогранным, а потому способным одновременно выражать и поня­тие Церкви, и даже Божьей Матери как носительницы Софии. София входит в сферу Абсолюта и сам космос вместе с Софией также входит в эту сферу, поэтому, по Флоренскому, происходит смыкание космоса и абсолюта во всеединство.

Учение Флоренского о Софии достаточно противоречиво и запу­танно. Ценность же его в том, что оно подчеркивает живое единство космоса, а также связь видимого и невидимого бытия.

Софиология Булгакова. Сергей Николаевич Булгаков (1871—1944) оставил значительный след своим экономическим учением, фило­софскими и богословскими идеями. В зрелом возрасте он принял священнический сан (1918). Под влиянием П. Флоренского занялся разработкой софиологической концепции, которая вызвала бурную полемику в церковных кругах.

Булгаков предлагает софиологическое понимание догматов христи­анства. Понятие Софии он рассматривал как предвечный замысел Божий о мире и человеке, с помощью которого можно установить непрерывную иерархию сущностей от Бога до человека и тем самым преодолеть до известной степени разрыв между Творцом и Тварью.


Раздел VIII. Русская философия

София есть четвертая ипостась, это третья форма бытия. Она занима­ет место между Богом и миром, между бытием и сверхбытием. Не бу­дучи Богом, она имеет нечто непосредственно от Бога. Она не явля­ется вечностью, но свободна от времени. София есть мир идей и в ней содержатся идейные семена всех вещей, т.е. она является идеальной основой мира. "

Одно из главных имен Софии — Красота, а искусство — это спо­собность увидеть и показать софийность мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: