Вопрос №42 Взаимоотношения с союзниками по социалистическому лагерю при Н.С.Хрущеве. Отношения с США. Карибский кризис

«События развивались не в нашу пользу,— вспоминал Н. С. Хрущев.— США с их могущественной экономикой помешали тому, чтобы разрушенная экономика европейских стран привела к революционным взрывам, чего мы ожидали в соответствии с теорией марксизма-ленинизма. К сожалению, все эти страны остались капиталистическими. И нас постигло разочарование. Тогда мы сосредоточили свои усилия на упрочении завоеваний социализма в братских странах Восточной Европы и Азии».

При прямом содействии Москвы — в частности, через образованное в 1947 г. Информационное бюро, координировавшее деятельность в основном компартий восточноевропейских государств,— устанавливаются коммунистические и просоветские режимы в Болгарии (1944 г.), Югославии (1945 г.), Албании (1946 г.), Польше и Румынии (1947 г.), Венгрии и Чехословакии (1948 г.), а также на Азиатском континенте: в Северном Вьетнаме (1945-г.), в Северной Корее (1948 г.). В 1949 г. коммунисты пришли к власти и в Китае. Этим странам оказывалась интенсивная материальная поддержка, в том числе через учрежденный в 1949 г. Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

Истинные масштабы перекачки средств в страны «народной демократии» держались в секрете от населения СССР. Известно только, что одних долгосрочных льготных кредитов им было предоставлено в 1945—1952 гг. на 15 млрд. рублей, или 3 млрд. долларов. В ответ И. В. Сталин требовал послушания и проведения политических и социально-экономических преобразований по советской модели. Любое отклонение от нее воспринималось крайне враждебно. Именно это стало основанием для разрыва в 1948 г. отношений с Югославией, чей лидер И. Тито попытался отстоять свою самостоятельность.

Попытки же иного рода, направленные на расширение границ «социалистического лагеря», встречали у Москвы полное понимание. Так, Сталин безоговорочно поддержал руководство КНДР в его открытом противоборстве с Южной Кореей (1950—1953 гг.).

Успешные на первых порах боевые действия быстро перешли в затяжную фазу и грозили перерасти в мировую войну после вмешательства в события войск США под флагом ООН и противостоящих им Вооруженных сил Китая, выступивших на стороне КНДР под видом добровольцев. СССР принял в войне самое активное участие, не вмешиваясь, однако, непосредственно в боевые операции. Советское правительство перебросило в Китай несколько дивизий истребительной авиации, участвовавших в отражении американских налетов на КНР снабжало Корейскую народную армию и китайских «добровольцев» оружием, включая самолеты и танки, боеприпасами, транспортом, продовольствием, медикаментами. На крайний случай были подготовлены пять советских дивизий для отправки в Корею.

Корейская война была прекращена дипломатическими усилиями вскоре после смерти И. В. Сталина. Объединение страны под эгидой коммунистов сорвалось. Корея осталась разделенной на два государства. Та же участь постигла Вьетнам, а в Европе — Германию.

Проблема послевоенного устройства поверженной Германии была одной из самых острых во взаимоотношениях бывших союзников. СССР выступал поборником принципа территориальной целостности будущего немецкого государства, так как опасался, что в противном случае возникнет сепаратное западногерманское государство, усиленное за счет обладания потенциалом промышленного Рура и способное лелеять мечты о реванше на Востоке. Но именно в этом и заключалась ближайшая цель западных держав. С 1 января 1947 г. американцы и англичане поспешили в одностороннем порядке слить две свои оккупационные зоны в Германии в общую — «Бизонию», объединявшую весь Рур. В июне 1948 г. там проведена денежная реформа. Немного спустя к «Бизоний» была присоединена часть Германии, контролируемая Францией, и образована «Тризония».

Москва с помощью неудачной блокады Западного Берлина, предпринятой весной 1949 г., попыталась прервать процесс складывания сепаратного немецкого государства, но фактически лишь подтолкнула его. В мае того же года была принята конституция Федеративной Республики Германии и сформированы правительственные органы. В ответ СССР в октябре 1949 г. создал в собственной зоне оккупации второе государство — Германскую Демократическую Республику.

Небывалый в истории феномен «разорванных надвое народов» в Европе и Азии на долгие десятилетия стал трагическим символом раскола мира на две враждебные системы: капиталистическую и социалистическую.

Карибский кризис – это критического уровня противостояние между Соединёнными Штатами и Советским Союзом по поводу размещения СССР ядерных ракет на территории Кубы в октябре 1962 года. Кубинским народом он называется «Октябрьским кризисом», а в США – «Кубинским ракетным кризисом». Накануне кризиса, в 1961 году, Соединённые Штаты разместили на территории Турции ракеты средней дальности, которые своим присутствием создавали угрозу западной части Советского Союза и были способны «накрывать» Москву и ключевые промышленные центры. Адекватным ответом этому стали размещенные советским руководством на территории Кубы ракеты средней дальности Р-12.

Непосредственное начало кризиса произошло 14 октября 1962 года. В этот день самолёт-разведчик U-2 ВВС США при очередном облёте кубинской территории выявил на окраинах деревни Сан-Кристобаль присутствие советских ракет средней дальности Р-12. Президентом США Джоном Кеннеди был срочно создан специальный Исполнительный комитет, на котором осуществлялся поиск возможных путей решения этой проблемы. Изначально заседания исполкома имели секретный характер, но, затем, 22 октября американский президент сообщил своему народу о пребывании на кубинской территории советского «наступательного оружия». В результате была объявлена блокада Кубы.

Изначально советским руководством отрицалось присутствие на острове Куба советского ядерного оружия. Потом ему пришлось убеждать Соединённые Штаты в сдерживающем характере присутствия ракет на острове. Фотографии ракет 25 октября были предъявлены в ходе заседания Совета Безопасности ООН.

На исполнительном комитете достаточно серьёзно шло обсуждение силового варианта разрешения проблемы. Кроме того, инициаторы таких мер убеждали Джона Кеннеди начать массированную бомбардировку кубинской территории как можно быстрее. Но в ходе очередного облёта U-2 была установлена готовность нескольких ракет к пуску, поэтому такие действия однозначно привели бы к войне.

Президент США выступил с инициативой по отношению к Советскому Союзу о демонтаже установленных ракет и возврате направлявшихся к Кубе советских кораблей в обмен на предоставление гарантий ненападения на кубинский остров, а также не свержения режима Фиделя Кастро. Советское руководство в ответ предложило вывести американские ракеты из Турции. В итоге страны пришли к соглашению и 28 октября начался демонтаж советских ракет, закончившийся 20 ноября, после чего произошло снятие кубинской блокады. Карибский кризис длился 13 дней и имел важное историческое значение. Во время него всё человечество пребывало на грани самоуничтожения, а в результате его разрешения началась разрядка международной напряжённости.

Вопрос №43 Попытки экономических преобразований и причины их неудачи. Власть и общество: курс на стабильность, переросшую в застой. Негативные тенденции во внутрипартийной жизни. Л.И. Брежнев. Ю.В.Андропов.

1964—1985 годы — один из наиболее сложных периодов в истории страны. С одной стороны, были начаты реформы в эко-номике, принята Конституция 1977 года, рос уровень жизни народа. С другой стороны, — свертывание демократических преобразований, серьезные просчеты в политике, идет сфере, отсутствие гласности, нарушение законности и социальной справедливости, рост оппозиции власти, инакомыслия (диссидентство).

В эти годы были приняты сотни новых законов, но большинство из них носили декларативный характер и никогда не е поднялись. Среди населения распространялся правовой нигилизм (отрицание).

В 1977 г. принимается третья по счету Конституция СССР. В ней было заявлено, что в СССР построено развитое социалистическое общество — высшее достижение человечества. В 6-й статье Конституции законодательно закреплялась руководящая роль КПСС. КПСС стала по существу государственной партией.

Но разрыв между нормами Конституции (огромного количества прав, предоставляемых Конституцией советскому чел веку) и реальной жизнью углублялся. Любая критика КП С Советского государства жестоко подавлялась. Профсоюзы: фактически не защищали права трудящихся. Местные Советы почти ничего не решали. Руководство страны заявило, ч национальный вопрос решен в СССР полностью и окончательно, что возникла новая историческая общность людей советский народ. Но в действительности существовали серьезные национальные проблемы в Средней Азии, Закавказье Прибалтике, на Украине. Однако эти проблемы замалчивались, любое проявление национального недовольства объявлялось буржуазным национализмом.

Вопреки общепризнанной точке зрения перестройку в СССР начал не Горбачев в 1985 г., а И.В.Сталин в 1936г. и продолжил которую Юрий Андропов в 1983году. И началась она с речи Сталина еще на XVII съезде ВКП(б) в январе 1934 года он говорил "Бюрократизм и канцелярщина аппаратов управления… отсутствие ответственности… - вот где источники наших трудностей, вот где гнездятся теперь наши трудности’ “Сталин хотел отстранить партию от власти., поэтому задумал сначала новую Конституцию,а потом, на ее основе, альтернативные выборы. Андропов в своей статье «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР» (март 1983 г.) и шокировавшего номенклатуру выступления на июньском, 1983 г., пленуме ЦК, на котором он сказал: «Если говорить откровенно, мы еще до сих пор не изучили в должной мере общество, в котором живем и трудимся, не полностью раскрыли присущие ему закономерности, особенно экономические. Поэтому порой вынуждены действовать, так сказать, эмпирически, весьма нерациональным способом проб и ошибок». В статье Андропов посягнул на одну из «священных коров» советской идеологии, отказавшись не только от покушений на «развернутое строительство коммунизма», но и от претензий на то, что в СССР создан полноценный социализм. Гораздо интереснее и актуальнее были реформаторские замыслы и планы, которые Андропов начал воплощать в краткий период руководства страной после Брежнева. То было время народных, а не элитных реформ. Андропов в отличие от других учеников Сталина, реформатор-державник. Больше всего его волновала проблема очищения общества: "криминальная экономика", взяточничество и бюрократизм госаппарата, повсеместное нарушение порядка и дисциплины. Но все же это не могло заменить программы преобразований. Идеи глубоких структурных реформ уже носились в воздухе. И все же история оставила открытым вопрос: как далеко пошел бы державник и сторонник социализма Андропов по пути рыночных реформ? В силу своей биографии, склада ума, ценностных установок он мало был подготовлен к роли "рыночника" в современном понимании. Одно несомненно: если бы он пошел по этому пути, то делал бы реформы примерно так же, как в Китае, при сохранении твердой власти, порядка и недопущении разорения страны и растаскивания ее богатств. Он никогда бы не допустил полной утраты влияния нашего государства в странах Восточной Европы, в Африке, Азии, Латинской Америке. Он искал бы новые формы альянсов, их модернизации в духе нового времени. Андропов особенно интересовался шведской социал-демократической моделью экономики. В первую очередь его привлекали эффективная система перераспределения национального дохода в пользу бедных и средних слоев населения, развитая система социальной защиты и роль в ней профсоюзов. Концепция «социального партнерства» с ее признанием частной собственности была для Андропова как коммуниста неприемлемой. Размышляя о варианте Андропова, можно сказать, что реально он был ближе всего к модели реформ, которая была апробирована в

Китае Дэн Сяопином. Смысл китайской модели заключался в том, чтобы, сохраняя политические устои государства, постепенно вести преобразования на основе экономических реформ, развития многоукладной экономики, введения рыночных отношений под контролем государства, пресекающего казнокрадство и коррупцию. Андропов искал возможности привлечь на свою сторону молодых партийных секретарей, поэтому заботился о карьере лично известного ему Михаила Сергеевича Горбачева. Горбачева вытолкнул на вершину власти Андропов, он же дал дорогу Ельцину, а Ельцину добровольно уступил власть Горбачев, Путина "назначил" президентом Ельцин. Так что если танцевать от печки, то надо танцевать от Андропова, как вдохновителя перестройки, а еще лучше от Сталина. Был ли у Андропова свой план осуществления перестройки в России, зная, что он не успеет осуществить свои замыслы, дальнейшие события показали, что был.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: