Вопросы и задания. 1. Обоснуйте основные принципы контроля знаний и умений в процессе обучения экологии

1. Обоснуйте основные принципы контроля знаний и умений в процессе обучения экологии.

2. Разработайте контрольные задания и вопросы к одной из учебных тем экологии с учетом принципа индивидуализации.

3. В чем состоит взаимосвязь принципов контроля экологических знаний и умений?


11.3. Методика контроля знаний и умений в процессе обучения экологии

Виды контроля знаний и умений. Качество знаний и умений учащихся прямо зависит от их контроля — неотъемлемой части процесса обучения. В процессе контроля получают и фиксируют не только итоговую информацию о результатах обучения, но и выявляют нерешенные задачи обучения, причины неуспеваемости учащихся, проводят самоанализ учителем и учащимися собственной деятельности, обсуждают эти итоги.

Процесс контроля знаний и умений складывается из согласованной деятельности учителя и учащихся. В задачи учителя входит определение целей, задач и отбор содержания контроля, ознакомление с ними учащихся, выбор адекватных контрольных заданий, руководство деятельностью учеников в процессе контроля, оценивание и анализ результатов проверки. Обучаемые в процессе контроля знакомятся с требованиями, предъявляемыми к их деятельности, выполняют контрольные задания, приобретают навыки самоконтроля и самооценки, учатся анализировать собственную деятельность и деятельность своих товарищей.

Выделяют следующие виды контроля: текущий, тематический, заключительный.

Текущий контроль позволяет выявить достигнутый учащимися уровень усвоения учебного материала и своевременно принять меры к устранению обнаруженных пробелов, с помощью текущей проверки знаний и умений учащихся выясняется усвоение ранее изученного материала, без которого школьникам сложно понять новый.

Тематический контроль осуществляется, как правило, на обобщающих уроках. При этом для обобщения выделяют не более 2 — 3 узловых вопросов, вокруг которых группируются уже частные вопросы, конкретизирующие, разъясняющие общие положения. Цель тематического контроля — приведение в систему знаний и умений учащихся, создание возможности обобщить содержание темы, проследить развитие основных понятий и явлений, осмыслить взаимосвязи между ними и ведущими идеями курса экологии. Контроль знаний и умений целесообразен после изучения каждой, даже небольшой по количеству часов учебной темы, поскольку систематический контроль позволяет систематизировать знания и умения учащихся, развивать у них способность применять знания при решении новых учебных задач.

Заключительный контроль проводится после изучения раздела экологии в конце учебного года. Он имеет большое педагогическое значение, так как способствует воспроизведению самого главного и существенного, осознанному пониманию учащимися ведущих идей курса, подводящих к выводам мировоззренческого характера.

Формы контроля. Различают устный и письменный контроль знаний. В ходе и письменного, и устного контроля возможна организация индивидуальной, групповой и коллективной видов деятельности учащихся.

Фронтальный устный контроль предполагает формулирование системы логически связанных вопросов, предусматривающих относительно краткие ответы учащихся. Применение фронтального контроля позволяет активизировать работу учащихся всего класса, сравнительно быстро установить, насколько хорошо они усвоили пройденный материал. Вместе с тем неправильно, когда начинающие учителя сводят весь контроль знаний только к фронтальной проверке, поскольку учащиеся быстро адаптируются к ней, зачастую стремятся «пропустить» сложные вопросы и отвечать лишь на те, которые знают. Кроме того, есть опасность, что работать будут не все учащиеся, а лишь наиболее активные, в то время как остальные предпочтут «отсидеться».

Приведем примеры типичных вопросов, подходящих для фронтального опроса. Вопросы должны быть не только репродуктивного уровня, требующего от учащихся воспроизведения знаний, но и продуктивного характера — частично-поисковые, творческие, которые представляют собой проблемные вопросы или экологические задачи (табл. 3).

Таблица 3

Вопросы для фронтального контроля

Характер вопросов Вид познавательной деятельности Примерные задания
Репродуктивные Восприятие, запоминание, воспроизведение готовых знаний Сформулируйте определение понятия «биогеоценоз». Приведите примеры биогеоценозов. Какова структура биогеоценоза?
Частично-поисковые Применение знаний для решения типовых задач в знакомой ситуации Сравните (т. е. найдите сходство и различие) лесной биогеоценоз и агроценоз. Объясните причины устойчивости или неустойчивости
Эвристические Применение знаний в новой ситуации Какие изменения произойдут, если заболоченную местность подвергнуть мелиорации? Ответ обоснуйте

Индивидуальный устный контроль предполагает, что на конкретные вопросы отвечает один ученик. Преимущества индивидуального опроса проявляются в том, что у учащихся есть возможность давать развернутые ответы, при этом рассуждая и отстаивая свою точку зрения. В связи с этим у учащихся развивается устная речь, формируются умения обобщать, делать выводы. В качестве индивидуальных заданий могут быть и такие, которые предполагают работу учащихся по заполнению таблицы или составлению схем. Однако индивидуальный опрос требует много времени и не позволяет опросить большое количество учащихся.

Индивидуальные письменные работы (доклады, рефераты, эссе и т.д.) выполняются учениками по их желанию, в соответствии с их познавательными интересами и потребностями. К сожалению, педагогическая ценность таких работ бывает невысокой, так как учащиеся переписывают информацию и компилируют материал из энциклопедических изданий. Поэтому для повышения качества выполнения индивидуальных письменных работ учителю необходимо проводить консультации.

Фронтальные письменные работы (самостоятельные, контрольные работы) проводятся при тематическом контроле знаний.

Тестовый контроль. В последние годы широко применяется тестовый контроль. Повышенный интерес к тестовым заданиям связан с организацией ЕГЭ (единого государственного экзамена).

Под педагогическим тестом понимается множество заданий специфической формы, позволяющих объективно измерять уровень подготовленности испытуемого в определенной области знания. Тестовые задания характеризуются определенными статистическими показателями. Отбором заданий и компоновкой теста занимается специальная дисциплина «Теория моделирования и параметризации педагогических тестов» (ТМПТ). Тестовый контроль знаний имеет ряд преимуществ. Например, повышение объективности оценивания достигается проверкой результатов с последующим сравнением количества набранных баллов с заранее установленным эталоном.

Рассмотрим более подробно виды различных тестовых заданий. I. Закрытые тестовые задания. 1. Задания с выбором ответа.

1.1. Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких. Это наиболее распространенный вид тестов. Задание состоит из двух частей — содержательной и ответной.

Содержательная (основная) часть может быть сформулирована в утвердительной форме или в виде вопроса.

Пример. Паразитизм — это пример отношений:

1) биотических,

2) симбиотических,

3) внутривидовых,

4) внутрипопуляционных.

Ключевое слово в тестовых заданиях, как правило, всегда стоит на первом месте, привлекая к себе внимание.

Ответная часть задания содержит перечень возможных ответов, один из которых правильный. Неправильные ответы называются дистракторами.

Дистракторы составляются таким образом, чтобы быть правдоподобными и одинаково привлекательными. Правдоподобие может быть внешним, когда дистрактор напоминает правильный ответ по своей форме, и содержательным, когда имеется определенное, но не полное смысловое совпадение.

Подобные задания направлены на выявление у учащихся сформированное™ умений оперировать элементами знаний, сравнивать, сопоставлять их, устанавливать причинно-следственные связи между вопросом и предлагаемыми ответами и приходить к заключению о правильности только одного ответа.

Пример. Причиной низкой устойчивости искусственных биогеоценозов является:

1) хозяйственная деятельность человека;

2) отсутствие консументов;

3) наличие вредителей и паразитов;

4) небольшое видовое разнообразие.

1.2 Задания с выбором нескольких правильных ответов. Тестовые задания могут включать задания, в которых предлагается выбрать три правильных ответа из предложенного списка, содержащего шесть вариантов.

Пример. Какие факторы относятся к абиотическим условиям?

A) свет;

Б) хищничество;

B) температура;

Г) высота над уровнем моря;

Д) влажность;

Е) паразитизм.

2. Задания на соответствие (классификацию).

Цель этих заданий — проверить знание (понимание) связей между элементами двух множеств. Например, с правой стороны дается пронумерованный список из двух понятий, а слева список из шести утверждений, каждое из которых соответствует только одному пункту из первого списка. Первая и вторая колонки нумеруются отлично друг от друга, например, буквами и цифрами. Задания на соответствие могут касаться классификации экологических процессов или явлений. Ответы заносятся в таблицу после задания.

Пример. Установите соответствие между признаками агроценоза и естественного биогеоценоза

ПРИЗНАКИ

1) богатое видовое разнообразие,

2) бедное видовое разнообразие,

3) относительно замкнутые циклы круговорота веществ,

4) низкий возврат органических и минеральных веществ в почву,

5) длинные пищевые цепи,

6) внесение минеральных веществ человеком.

ТИПЫ БИОГЕОЦЕНОЗОВ

А) агроценоз,

Б) естественный биогеоценоз.

           
Б А Б А Б А

3. Задания на установление последовательности.

Эти задания проверяют умение устанавливать связи между определенными понятиями, признаками, фактами. Тестируемым предлагается установить правильную последовательность этапов процесса, структуру и состав экологических объектов. В задании приводится перечень отдельных этапов, фаз, стадий, который необходимо правильно пронумеровать или проранжировать. По функциональному назначению задания такого типа приближаются к открытым тестам.

Пример. Определите последовательность смены биогеоценозов при зарастании гари:

1. луговой;

2. березовый лес;

3. травянисто-кустарничковый;

4. ельник.

А в Б г

Значение оценки и отметки в процессе контроля знаний и умений. Принято различать оценку и отметку, которые выставляются учителем при контроле знаний и умений учащихся. Отметка — это количественное выражение результата обучения, а оценка — процесс диагностики и выставления отметки.

Отметка как количественное выражение результата обучения играет важную роль в процессе обучения и воспитания, выступая одним из главных мотивов учения. Отметка постепенно превращается в достижение уровня знаний учащегося, влияя на все сферы его жизни и регулируя его отношения и общение как в школе, так и вне ее. Поэтому особое значение имеет объективность выставления отметки. Примечательно, что в результате субъективизма отметки резко снижается ее воспитательное воздействие. И завышение, и занижение отметки одинаково плохо влияют на учащихся. Завышение вызывает пренебрежение к предмету, а занижение подрывает веру учащегося в свои способности, снижает интерес к учебной деятельности.

Объективное оценивание затрудняется существованием пятибалльной системы. Частично компенсировать этот недостаток на практике возможно с введением знаков «плюс» и «минус», но в российской системе образования они официально не приняты. Небесспорна и практика введения 12-балльной системы оценивания, принятая за рубежом. Очевидно, что в настоящее время нет идеальной системы оценивания. В какой-то мере решить данную проблему может четкость следования учителя разработанным критериям оценивания, выведение «поурочного балла» (учет всех достижений ученика в течение урока) и «портфолио» достижений ученика в течение учебной четверти и года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: