Вопросы и задания. 1. Что представляет собой контроль знаний и умений в системе обучения экологии в школе?

1. Что представляет собой контроль знаний и умений в системе обучения экологии в школе?

2. Какие этапы выделяют в структуре процесса контроля знаний?

3. Какие функции выполняет контроль знаний и умений?


11.2. Принципы контроля знаний и умений в процессе обучения экологии

Принципы контроля знаний и умений. Требования к учебно-воспитательному процессу и его компонентам определяются дидактическими и методическими принципами.

Принцип системности обеспечивает организацию процесса контроля знаний и умений при обучении экологии как единой системы, компоненты которой взаимосвязаны между собой и подчинены общей цели — выявлению динамики развития у учащихся экологических знаний и умений, формированию интереса к изучению экологии и экологических ценностей. Принцип системности обусловливает единство целей контроля и взаимосвязь его этапов.

Принцип научности выступает как основа отбора содержания, выбора форм, видов и методов контроля. Содержание контроля определяется целями и содержанием экологического образования, отбор которого непосредственно основан на требованиях принципа научности, означающем включение в это образование выверенных, достоверных научных знаний и фактов, источниками которых служат экология, педагогика, психология и методика обучения экологии. Данный принцип находит свое выражение в научном обосновании построения системы контроля знаний и умений, позволяющих четко определить содержание контроля, особенности которого определяют выбор оптимальных методов и средств контроля.

Принцип сознательности и активности — один из важнейших дидактических принципов, согласно требованиям которого обучение эффективно в том случае, когда обучаемые проявляют познавательную активность, выступают в качестве субъектов деятельности. Поскольку контроль, помимо своих специфических функций, выполняет обучающую, развивающую и воспитательную функции, требования данного принципа справедливы и для контроля знаний и умений. Согласно этим требованиям, в процессе контроля необходимо создавать условия для проявления учащимися активности, самостоятельности, осознания ими целей контроля и понимания его значения в процессе обучения, для овладения школьниками умениями и навыками взаимоконтроля и самоконтроля. В связи с этим важно развивать у учащихся положительные мотивы учения.

Требования дидактического принципа рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы в процессе контроля за усвоением учащимися экологических знаний и умений диктуют необходимость применения групповых и индивидуальных форм контроля.

Дидактический принцип систематичности и последовательности предполагает, что усвоение знаний и умений осуществляется в определенном порядке, для чего требуется логическое построение содержания и этапов контроля, отражающих изучаемый материал, а также последовательность использования различных форм, видов и методов контроля на разных этапах обучения. Соблюдение требований принципа систематичности и последовательности позволяет получать наиболее полную и своевременную информацию о степени достижения планируемых результатов учебно-воспитательного процесса по экологии. Кроме того, требования принципа систематичности определяют то, что контроль знаний и умений должен осуществляться на всех этапах обучения — от начального восприятия до практического применения знаний и умений.

Другой важный принцип контроля — принцип объективности, обусловливающий необходимость научного обоснования содержания контролирующих заданий, критериев оценивания качества их выполнения, ровного доброжелательного отношения учителя ко всем учащимся.

Принцип наглядности, или гласности, обусловливает проведение открытых испытаний и оценивание по одним и тем же критериям всех обучаемых. При этом в процессе контроля устанавливается определенный рейтинг каждого учащегося, который носит наглядный сравниваемый характер. Согласно принципу наглядности, оценки оглашаются и мотивируются, что служит для учащихся ориентиром, показывающим требования и объективность учителя.

Принцип самостоятельности утверждает необходимость ориентации процесса контроля знаний на овладение учащимися умениями и навыками взаимоконтроля и самоконтроля.

Принцип индивидуализации предполагает, что процесс контроля знаний и умений учащихся основан на личностно ориентированном и дифференцированном подходе к обучению. Он предполагает ориентацию процесса контроля на учет и раскрытие индивидуальных особенностей школьников, формирование у них стремления к реализации своих способностей в ходе решения учебных задач, развитию интересов и мотивов к экологической деятельности.

Рассмотренные принципы дают целостную характеристику требованиям к организации процесса контроля, формулируют его цели, отбирают содержание, формы, методы и средства контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: