Вопросы и задания. 1. Объясните роль экологических знаний в формировании ответственного отношения человека к природе

1. Объясните роль экологических знаний в формировании ответственного отношения человека к природе.

2. В чем состоят цели экологического воспитания школьников?

3. Какую роль в экологическом воспитании играет принцип многофункциональности природы?


12.2. Формирование научного мировоззрения

Сущность категории «научное мировоззрение». Категория «научное мировоззрение» — прежде всего категория философская. Научное мировоззрение представляет собой целостную систему

взаимосвязанных теоретических знаний, взглядов и убеждений личности. В философском словаре «мировоззрение» трактуется, как «система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации». Система взглядов на окружающий мир основывается на совокупности философских, научных, политических, экономических, правовых, этических, эстетических и других знаний.

Человек всегда стремился познать мир как единое целое именно потому, что он часть этого целого, он старался понять наиболее общие свойства и законы природы, которые распространяются и на него самого. Благодаря познанию этих законов и свойств человек осознает не только целостность и единство мира, но и свое единство, свою неразрывную связь с миром. Познавая мир, человек познает и себя.

Мировоззрение формируется за счет развития научных знаний, зависит от философского их переосмысления и от существующей научной картины мира. На развитие и становление мировоззрения непосредственно влияет наука и характер научных знаний, составляющих гносеологическую структуру мировоззрения.

формирование научного мировоззрения включает такую важную проблему современности, как разработка гуманистических принципов взаимодействия в системе «человек — общество — научно-техническая среда — природа».

Понятия «мир» и «человек» составляют концептуальный остов мировоззренческого отношения. Знания о природе — важный компонент в составе мировоззренческих знаний, поскольку позволяют человеку сориентироваться в окружающей действительности.

С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что именно мировоззрение имеет решающее значение для характеристики личности, является системообразующим компонентом ее структуры. От обобщенного, итогового отношения человека к жизни зависит и поведение субъекта в любой ситуации, в которой он находится, и степень зависимости его от этой ситуации или свободы в ней.

Экологические знания — неотъемлемый компонент научного мировоззрения. На их основе получают научное обоснование способы рационального природопользования, законы и закономерности взаимодействия общества и природы. На протяжении всей истории науки экологические знания обязательно включались в совокупность представлений о мире.

Другим компонентом в структуре мировоззрения следует считать убеждения. Под убеждением понимают совокупность мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами. Убеждение трактуется и как твердый взгляд на что-нибудь, основанный на определенных положениях, мнениях, которые в сознании человека связаны с глубоким и искренним признанием и переживанием их истинности, бесспорной убедительности. Вследствие этого убеждения побуждают к определенному поведению, поступкам. Убеждения есть осознанные мотивы, а их наличие предполагает высокий уровень активности личности, органическое единство, сплав трех основных компонентов: знаний как основы принятия решения, позитивного личного отношения к этому знанию, потребности поступать в соответствии с имеющимися знаниями.

Цели формирования мировоззрения. Мировоззрение личности формируется под влиянием различных факторов: социально-экономических, политических, научных, общественных институтов (школы, дома творчества юных), семьи и т.д.

Главная цель формирования научного мировоззрения учащихся заключается в том, чтобы объективные мировоззренческие позиции стали внутренними, субъективными, определяющими поведение и поступки учащихся.

У школьников, изучающих экологию в старших классах, бурно развивается самосознание, характеризующееся углубленным самоанализом, самооценкой всех своих качеств, способностей, поиском ответа на самые сокровенные и сложные вопросы жизни: для чего я живу? В чем смысл жизни? Каково мое место в жизни? Этот период жизни часто называют «философским». Объект самосознания — это связь «я — мир внутренний — мир внешний». Самосознание не исчерпывается познавательной и деятельностной активностью по отношению к собственному интеллектуальному и духовному пространству человека. Старшие школьники поставлены в ситуацию социального выбора, когда они должны определить свое место в жизни, сделать свой выбор, что сопряжено с выбором не только профессии, но и жизненного пути.

Потребность самоопределения у старшеклассников сопутствует потребности глубже разобраться в окружающей жизни, дать оценку происходящим событиям, иметь собственную точку зрения. Мировоззренческие вопросы не решаются раз и навсегда, каждый поворот жизни побуждает личность снова возвращаться к ним, подкрепляя или пересматривая их. Возможность формирования мировоззрения в старшем школьном возрасте в большей степени связана с развитием абстрактного мышления, проявлением устойчивости эмоциональной сферы школьников. Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Формирование мировоззрения влияет на общее развитие учащегося, так как воспитательная работа, преследующая относительно узкие цели, при ее правильной организации и успешном осуществлении обычно содействует общему развитию личности, служит средством всестороннего совершенствования.

Мировоззренческий потенциал содержания экологического образования. Формирование научного мировоззрения должно основываться на идеях материальности мира, всеобщности развития и взаимосвязи явлений и тел природы. Большое значение должно приобрести вычленение основных связей, генеральных идей. На необходимость включения в содержание естественно-научного образования идей еще в середине XX в. указывал Б.Е.Райков. К таким идеям он относил материальность или реальность мира, познаваемость мира, закономерность развития мира, взаимообусловленность во Вселенной; связь теории с практикой (возможность построения экосообразных отношений природы и общества). Мировоззренческие идеи — основа генерализации знаний учащихся по экологии. Мировоззренческие знания, взгляды и убеждения учащихся основываются на мировоззренческих идеях.

В содержание современного экологического образования школьников входят следующие мировоззренческие идеи (табл. 4).

Таблица 4

Мировоззренческие идеи экологического образования

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ  
Идея системной и разноуровневой организации живой природы Наличие в живой природе систем различного уровня: от молекулярного до биосферного, взаимосвязь экосистем различного уровня. Изменение элементов в системе живой природы взаимно обусловлено  
Идея целостности экологических систем, взаимосвязи их строения и функции Экологические системы целостны, что проявляется во взаимосвязи их структуры и функциях. Экологические системы — регулирующиеся системы, для которых важно сбалансированное развитие, нарушение которого порождает глобальные проблемы. Гармония природы заключается в многообразии биологических и экологических систем, единстве всех процессов и явлений. Живое вещество, находящееся в постоянном движении, изменении, и биосфера неразрывно связаны  
Идея коэволюции человека и природы Концепция биосферы, ноосферы. В пределах биосферы совершается история человечества. Человек и общество — результат естественной эволюции природы  
  Идея об эволюции органического мира Многообразие экологических систем — результат эволюции природы. Эволюция идет по пути усложнения организации живых систем. Любая экологическая система проходит стадии возникновения, прогрессивного развития, распада, гибели. Необратимость эволюции, неповторимость, ценность каждого отдельного вида. Эволюция человека связана с эволюцией живой природы
  Идея открытости экосистем, динамической взаимосвязи с внешней средой Осуществление обратной связи живых систем и окружающей среды. Открытость экосистем проявляется в обмене веществ, энергии, информации с окружающей средой. Стремление экологических систем к динамическому равновесию
  Идея самоорганизации и саморегуляции живых систем Самоорганизация и саморегуляция — особенности взаимодействия открытых систем с окружающей средой; способность к саморегуляции проявляется через обмен информацией и энергией с окружающей средой
  Идея о жизни как форме материи Форма активированной материи — планетарно организованная, многоуровневая эволюционирующая система. Природа представляет собой живую материю. Живое вещество — форма активированной материи. Материя бесконечна в своих свойствах, потому и познание человека никогда не будет полным. Жизнь на Земле — абсолютная ценность, ее сохранение — цель развития современной цивилизации. Жизнь на Земле поддерживается благодаря биологическому разнообразию
  Идея периодичности явлений в природе Ритмичность процессов жизнедеятельности, круговорот веществ в биосфере, популяционные волны, сезонные явления в природе, смена биогеоценозов
  Идея единства противоположных процессов и явлений в живой природе Создание и разрушение органических веществ в биосфере, биогеоценозах. Сукцессии — смена биогеоценозов. Все явления природы рассматриваются как изменяющиеся, развивающиеся в результате взаимодействия противоположных сил
         

Помимо идей в содержание экологического образования входит система экологических знаний, обладающих значительным мировоззренческим потенциалом, которые системно характеризуют сущность и взаимосвязь природных явлений и процессов (табл. 5).

Таблица 5

Группы экологических знаний мировоззренческого характера

Группы мировоззренческих знаний Содержание мировоззренческих знаний
О научном мировоззрении 1. Научное мировоззрение представляет собой систему взглядов и убеждений на мир и место человека в мире. 2. Каждый ученый-исследователь имеет собственное научное мировоззрение. 3. В основе научного мировоззрения — знания, составляющие научную картину мира. 4. Наука — результат естественной эволюции разума человека, от разума и сознания человека зависит состояние природных объектов
О законах и закономерностях действительности 1. Законы природы — существенная, повторяющаяся, постоянно действующая при определенных условиях связь между явлениями. 2. Законы науки отражают объективные материально обусловленные процессы действительности. 3. Закономерности мира познаваемы, так как существуют в виде постоянных связей вещей и явлений. 4. Законы природы действуют независимо от сознания человека. 5. Биологические законы действуют там, где есть жизнь. 6. Судьбы человечества и научное познание неразрывно связаны между собой. 7. Принципы познания живой природы — причинность, системность, историзм
О природе 1. Природа многомерна, упорядочена. 2. Планетарная организация живого покрова Земли. 3. Живое вещество структурировано и организовано. 4. Природа — целостная система. 5. Биосфера — единая открытая динамическая система, созданная, постоянно преобразуемая и регулируемая живыми организмами. 6. Многовариантность, непредсказуемость перехода живых систем из одного состояния в другое. 7. Изменения внутри живых систем связаны с влиянием окружающей среды (процесс самоорганизации)
Об обществе 1. Соотношение природы и «очеловеченной» природы происходит через общественно-историческую практику. 2. Биосфера — среда, в которой возникло и развивается общество. 3. Гуманизм — основа устойчивого развития общества. 4. Устойчивое развитие зависит от здравого смысла человека
О человеке 1. Человек — естественно-историческое продолжение саморазвития природы. 2. Мир человека есть единство природы и общества. 3. Эволюция человека есть культурная эволюция (эволюция разума). 4. Человек воплощает наивысшее развитие природных возможностей. 5. Человек способен создавать систему культуры (цивилизацию) через свою деятельность. 6. Биосферная функция человека — поддержание устойчивости и сохранение биосферы. 7. Биоцентризм — основа деятельности человека в биосфере. 8. Человек — участник круговорота веществ и превращения энергии в биосфере

Экологические знания отличаются высокой степенью обобщенности и раскрывают объективно существующие значимые связи явлений и процессов в живой и неживой природе. Они — основа для формирования мировоззренческих взглядов и убеждений учащихся.

Этапы формирования научного мировоззрения. Формирование мировоззрения школьников — управляемый процесс, состоящий из отдельных, но взаимосвязанных этапов, характеризующихся последовательным формированием мировоззренческих знаний, взглядов и убеждений учащихся.

Мировоззренческие знания — основа для выработки собственных взглядов и убеждений учащихся. Первоначально могут быть сформированы только отдельные мировоззренческие взгляды, поскольку учащиеся еще не владеют системой теоретических знаний. Формирование у учащихся системы взглядов — длительный процесс, требующий значительной базы мировоззренческих знаний. Отдельные взгляды могут переходить в мировоззренческие убеждения.

Любые убеждения всегда основываются на знаниях, которые должны глубоко осознаваться школьниками и быть элементами их сознания. Убеждения предполагают глубокие и широкие знания и представляют собой осознанные и принятые личностью знания, становящиеся основой поведения человека в окружающей среде. На уровне сформированных убеждений школьники подходят к философскому пониманию результатов естественных и гуманитарных наук.

Формированию мировоззрения способствуют методы обобщения и систематизации знаний. Обобщение предполагает выделение общих свойств, присущих предметам данного класса, и формулирование вывода, который распространяется на каждый предмет этого класса. Для обобщения в обучении и формулирования мировоззренческих выводов необходима совокупность подобранных учителем фактов, т.е. исходных материалов для сравнения, анализа, синтеза и абстрагирования, в результате которых обнаруживаются и выделяются общие свойства предметов и явлений. Отобранные факты должны быть научно достоверными, убедительными, характеризовать определенное явление объективной действительности целостно, ярко, логично, в развитии, в тесной связи с другими явлениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: