Черты характера выражают отношение человека к другим людям, к самому себе, к окружающему миру и деятельности.
Черты характера - это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности.
Черт характера, или качеств личности, очень много. Весьма условно их можно разделить на две группы, которые тесно между собой связаны, влияют друг на друга, но все-таки отражают отношение человека к разным сторонам жизни.
Группа первая - черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности. Например: коллективизм (человек ставит интересы коллектива и общего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания); чуткость и грубость; общительность, аккуратность и безответственность, небрежность; инициативность, чувство нового и косность, консерватизм; бережливость и мотовство; помощь другим и хищническое отношение к людям; скромность, самокритичность и зазнайство; требовательность к себе и заносчивость; чувство собственного достоинства и высокомерие и т.д.
|
|
Эти черты характера, или особенности личности, являются моральными качествами и выступают либо добродетелями, либо пороками человека. Главная наша добродетель заключается в заботе об окружающих нас людях, их интересах, их спокойствии.Каждый много думает о счастье, хочет быть счастливым и нередко забывает о главном - только тогда, когда мы приносим счастье другим людям, мы и сами чувствуем себя счастливыми. Это не пустые слова. Думая только о самом себе, о собственном благе, можно быть удовлетворенным, довольным (самодовольным), спокойным, но никогда - счастливым.
Б.Л. Пастернак писал:
Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других, Как бы им в даренье.
Вторая группа - волевые черты характера. Они выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Волю называют основой характера, его становым хребтом. Говоря о ком-либо «человек с характером», тем самым подчеркивают прежде всего выраженность волевых черт характера: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дисциплинированности, мужества, смелости.
Но эти черты характера ценны только тогда, когда проявляются у человека нравственного, воспитанного. Важно знать, к каким целям стремится человек и какие средства выбирает он для их достижения. Не только цели, но и средства деятельности должны быть честными, гуманными. Целеустремленность и настойчивость диктатора или карьериста, смелость хулигана или глупца не могут быть положительными качествами. Волевые черты и поступки ценны не сами по себе, а лишь вместе с нравственной направленностью личности.
|
|
Особенности характера не только проявляются в действиях, поступках, отношениях, но и формируются в них. Так, мужество появляется в процессе совершения мужественных поступков, а чертой характера становится только тогда, когда такие поступки перестают быть случайными эпизодами в жизни человека и превращаются для него в привычку. «Нельзя воспитать мужественного человека, -говорил А.С. Макаренко, - если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, - все равнов чем, - в сдержанности, в прямом открытом слове, некотором лишении, в терпеливости, в смелости».
Еще Демокрит утверждал: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». А китайская поговорка гласит:
Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу.
Каждая черта характера проявляется не изолированно от других, а связана с ними. В зависимости от этого у различных людей одна и та же черта характера может проявляться по-разному. Например, смелый поступок может быть разумным и безрассудным, моральным и аморальным. Такая черта, как мужество, включает в себя не только волевую сферу, но и сферу интеллектуальную и эмоциональную. Мужество одновременно является и моральной чертой. Характер каждого человека - это своеобразное сочетание различных черт, объединяемых в человеческой личности.
В истории психологии делалось немало попыток классифицировать человеческие характеры или определить типы характеров. Однако удовлетворительной классификации и типологии характеров еще не создано. Поэтому при характеристике человека обычно указывают на одну или две наиболее выделяющиеся черты его характера. Одних мы называем людьми твердого, сильного характера, других -скромными, трудолюбивыми, третьих - добрыми, общительными и т.п.
Черты характера, проявляющиеся у человека в его деятельности, в чувствах, в речи, в отношении к другим людям, к самому себе, приобретают положительное или отрицательное значение в зависимости от того, какими целями человек руководствуется в своей жизни, ради чего он живет, как осмысливает свою жизнь и свои поступки.
Встречаются люди и без ярко выраженного характера, люди с неопределенным характером. О таких людях Н.В. Гоголь писал: «Люди... неопределенные, ни то, ни се, не поймешь, что за люди, ни в городе Богдан, ни в селе Сели-фан». О таких людях и деятелях так же довольно метко говорится у нас в народе: «Так себе человек - ни рыба, ни мясо», «Ни богу свечка, ни черту кочерга».
Черты характера являются приобретенными и закрепленными свойствами личности, физиологическую основухарактера составляют изменившиеся в процессе индивидуальной жизни особенности нервной системы.
И.П. Павлов связывал изменяющийся тип нервной системы с системностью работы коры больших полушарий и с динамическим стереотипом, который представляет собой слаженную, уравновешенную систему нервных процессов.
Стереотип является нервно-физиологической основой прочно закрепленных привычных свойств личности, к числу которых относятся и черты характера.
Для понимания нервно-физиологической основы характера большое значение имеет учение И.П. Павлова о второй сигнальной системе1. Вторая сигнальная система является физиологической основой мышления и речи и вместе с этим она регулирует поведение человека. «В нормально развитом человеке, - говорил И.П. Павлов, - вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения». Конечно, говоря о физиологических основах характера, нельзя понимать дело так, что будто все черты характера определяются только особенностями нервной системы. «Физиологическая основа характера, конечно, не включает и не может включать его содержательную сторону, например, общественную направленность, мужество, верность долгу. Содержательная сторона психологии характера имеет своим источником общественные категории; раскрывая эту сторону, психология включается в число общественных наук»2.
|
|
Формируясь под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания, характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типичного, возникающее под влиянием как общественно-исторических условий (определенный общественно-исторический строй, социальная среда), так и индивидуальных условий жизни и деятельности (жизненный путь человека).
Не все особенности человека можно считать чертами его характера, а только существенные и устойчивые. Например, смел тот, для кого такая форма поведения постоянна, типична. Конечно, он тоже может иногда испытывать чувство страха, но трусом его не назовешь.
Чтобы узнать характер человека, требуется время и постоянное общение с ним. С незнакомым человеком трудно
1 См.: Павлов И.П. Полное собрание сочинений. — М., 1951. — Т. 3. — Кн. 2. - С. 334, 346.
2 Там же.общаться и иметь дело прежде всего потому, что не знаешь, чего от него ожидать и что он ждет от тебя. Зная характер человека, мы можем предвидеть, предсказать, как он поведет себя в той или иной ситуации, как поступит при данных обстоятельствах, что сделает, что и как скажет.
Вспомним своих друзей, знакомых, однокурсников, сослуживцев. По отношению почти к каждому из них можно предвидеть, как они отнесутся к той или иной проблеме, как поведут себя при определенных обстоятельствах, какое примут решение...
|
|
Характер человека может быть определенным или неопределенным, цельным или противоречивым.
Определенность характера зависит от того, насколько ясно выражены доминирующие, стержневые черты. Цельный характер - это единство мыслей, чувств и поведения, действий, поступков.
Если же индивидуальность человека лишена внутренней определенности, его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, мы говорим о «бесхарактерности» человека. Вспомним еще раз народные пословицы: «Плывет по течению, как полено»; «Не человек, а охапка пустяков». Мы видим, что в народе такие люди никогда уважением не пользовались.
Но «бесхарактерность» часто бывает только внешней: внутренне, для себя, человек строго придерживается определенной линии, но его линия, если можно так ска-1 зать, принципиально неопределенная - как выгодно, так и поступает: он может быть бессердечным, жестоким или добрым в чьих-то глазах (все дело в том, кому эти глаза принадлежат). Смелым или трусливым, бороться с жаром то за эту идею, то за противоположную.
Характер, как и сама личность, - очень сложное явление, не застывшее раз и навсегда. Он развивается и формируется в течение всей жизни человека.
Какие черты характера наиболее привлекательны в человеке? Наверное, все согласятся, что это доброжелательность, чувство достоинства и справедливости, душевная чуткость, простота в общении с людьми, оптимизм, преданность своему делу, смелость, принципиальность, юмор. К. Паустовский писал, что самая глубокая, самая напряженная деятельность человека может и даже должна сопровождаться юмором. Отсутствие юмора свидетельствует не только о равнодушии ко всему окружающему, но и обизвестной умственной тупости. Культурный, воспитанный человек разрешит неожиданный житейский конфликт скорее с юмором, чем с досадой. Он же (К. Паустовский) замечал: «Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр».
2.3. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности
Характер взаимосвязан со всеми сторонами личности.
Потребности и интересы человека, составляя основу его мотивационной сферы, формируют и его характер. Есть люди, для которых превыше всего духовные ценности. Но есть и такие, которые стали рабами вещей. У последних обедняется духовный и нравственный мир, возникают такие черты характера, как тупость, скупость, жадность, зависть. Убеждения человека проявляются в таких чертах характера, как целеустремленность, оптимизм, требовательность к себе и другим, они делают поведение человека принципиальным. Мировоззрение позволяет человеку правильно ориентироваться в общественных событиях, регулировать свое поведение.
Интеллектуальные свойства человека также накладывают определенный отпечаток на его характер и придают ему своеобразие. Острота или тупость, основательность или поверхностность ума являются интеллектуальными свойствами, которые могут стать чертами характера.
Воля определяет решительность, постоянство, самостоятельность и целенаправленность характера. Чувства в характере показывают эмоциональное отношение к людям, миру и к самому себе. Что человек любит или ненавидит, к чему остается равнодушным - все это проявляется в его характере, свидетельствуя о его отношении.
Характер тесно связан с темпераментом. Темперамент влияет на форму проявления характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании.
От темперамента зависят многие черты характера, такие, как уравновешенность поведения, общительность, легкость или трудность включения в новую деятельность, выражение чувств. Однако тип темперамента не определяет сущности характера: флегматик может быть деятельным и трудолюбивым, а сангвиник суетливым и бесплодным.Следует отметить тесную взаимообусловленность характера и способностей. Развитие способностей зависит от таких черт характера, как трудолюбие, трудоспособность. В школе, в средних и высших учебных заведениях немало учеников и студентов, которые благодаря своим способностям все схватывают на лету, хорошо успевают. Но в жизни некоторые из них не оправдывают надежд, и главным образом потому, что не привыкли серьезно и организованно работать, настойчиво преодолевать препятствия.
Для развития способностей важны такие черты характера, как самокритичность, требовательность к себе. Очень важна и такая черта характера, как скромность. Уверенность в своей исключительности часто губительна для способностей, так как в этом случае нередко формируются зазнайство, самовосхищение, пренебрежение к окружающим. М.М. Пришвин замечал: «Величайшее счастье не считать себя особенным, а быть как все люди». А.И. Гете подчеркивал: «Кто не слишком мнит о себе, тот лучше, чем он сам о себе думает».