double arrow

Управление затратами в инновационном менеджменте


Планирование затрат на инновационную деятельность - часть планирования инновационной деятельности. Планирование должно включать как затраты на разработку инновационных проектов, так и затраты на их реализацию. Расчеты плановых затрат на стадии подготовки по проекту могут быть ориентировочными, а в полном объеме выполняться при оформлении плановой документации по инновационному мероприятию в виде плановой сметы. При расчетах ожидаемых затрат по их видам могут применяться следующие методы:

· нормативный, основанный на использовании максимально возможного числа различных норм и нормативов:

§ длительности стадий, этапов, процессов работ, операций;

§ трудоемкости выполнения различных работ;

§ материальных затрат;

§ материальных запасов и незавершенного производства;

§ по оборудованию, площадям и основным фондам;

§ оборотных средств;

§ денежных затрат и ресурсов.

Нормативы могут устанавливаться в расчете на единицу объема работ или продукции, на единицу времени или какого-либо известного ресурса, на единицу целевого параметра (функции) создаваемого объекта или как соотношение определенных затрат. Данный метод предусматривает, во-первых, разбивку проекта на возможно более конкретные работы, этапы, процессы и, во-вторых, подготовку качественной нормативной базы;




· параметрический, базирующийся на определении суммы затрат исходя из задаваемых значений параметра инновационного объекта (размеров, производительности, скорости) и из нормативов затрат на единицу параметра. Этот метод тесно связан с предыдущим;

· метод прямого счета, состоящий в детальном расчете затрат на каждый элемент объекта, на каждую операцию по каждой из составляющих этих затрат (например, заработной платы по тарифным ставкам и плановому количеству человеко-дней работников отдельно взятой квалификации на выполнение операций или затрат на приобретение планируемого объема материалов каждого наименования и т.п.). Такие расчеты возможны и целесообразны по небольшим объемам и работам;

· метод аналогов, смысл которого заключается в использовании данных о затратах по ранее выполненным инновационным работам, аналогичным планируемой. Базой служат обычно размеры затрат не по работе в целом, а по отдельным ее элементам, этапам, процессам. При необходимости к затратам аналога применяются поправочные коэффициенты, учитывающие факторы удорожания или удешевления данной работы.

Развернутые методы (нормативный, прямого счета) более пригодны и чаще применяются для планирования затрат на проекты, этапы и работы с высокой степенью их плановой проработки. Параметрический метод помогает установить предельные затраты на создание объектов с улучшенными потребительскими характеристиками. Методом аналогов целесообразнее пользоваться там, где велика неопределенность содержания предстоящих работ. Особое значение имеет метод аналогов при планировании маркетинговых затрат. В этом случае базой аналогии могут стать данные по элементам маркетинговых затрат конкурентов, определяемые (оцениваемые) с помощью методов промышленного шпионажа.
Практически все методы дополняют друг друга и могут быть использованы параллельно для планирования затрат на один инновационный проект.



Управленческий учет и распределение затрат

Для удобства управления затратами важно разделить их на виды так, так чтобы связать их с субъектами управления, ответственными именно за эти затраты в данном месте. С этой предусмотрена следующая группировка затрат.

· Затраты, непосредственно связанные с носителями и местами возникновения расходов. Их величина прямо зависит от объема деятельности. Это прямые производственные затраты, относимые непосредственно на носители затрат.

· Затраты, связанные с носителями и местами их возникновения. Их величина не имеет прямой связи с объемом деятельности. Это - организационные затраты первой группы, относимые на соответствующие центры прибыли.

· Затраты, связанные с носителями, с объемом деятельности, но связанные только с местами возникновения расходов. Это - косвенные организационные затраты второй группы, относимые на места возникновения затрат или общий центр затрат только в виде суммы.



Затраты, относимые на себестоимость конкретных продуктов, проектов, формируются сначала как затраты подразделений.
Распределение затрат между подразделениями может производиться:

o путем распределения фактических затрат отдела в конце периода (или планируемых на предстоящий период);

o через внутренние цены на услуги отделов, установленные на базе сметных объемов и затрат, распределением пропорционально потреблению этих услуг.

В разнообразных системах планирования и учета затрат используется деление всех издержек на постоянные и переменные, прямые и косвенные. Иногда еще выделяются так называемые приращенные издержки, занимающие промежуточное место. Постоянные или накладные расходы - это те, величина которых не зависит от количества произведенной продукции (арендные платежи, расходы на содержание администрации, плата за лицензии, налоги на имущество и т.п.). Размер переменных издержек меняется в прямой зависимости от объема выпуска продукции, так как они состоят из затрат сырья, материалов, топлива, энергии и рабочей силы, необходимых для изготовления каждой единицы продукции. Упомянутые приращенные издержки могут добавляться при изменении объема или характера производства в связи с освоением нового продукта, нового рынка, новых каналов сбыта. Эти затраты в отличие от предыдущих изменяются скачкообразно.
Переменные издержки планируются и учитываются, как правило, в центрах прибыли и центрах результатов, а постоянные - в центрах затрат и частично в центрах результатов, т.е. в обслуживающих подразделениях, оказывающих часть услуг по внутренним ценам. Затраты обслуживающего подразделения могут относиться к постоянным (накладным, косвенным) расходам целиком или частично. Во втором случае остальные затраты относятся на постоянные носители затрат, с которыми они непосредственно связаны, а обслуживающее подразделение превращается из центра затрат в центр прибыли, получающий небольшой доход.
Распределение косвенных расходов может производиться тремя методами:

· прямого распределения (относятся непосредственно на производственные подразделения);

· последовательного распределения сначала среди крупных подразделений, затем все более мелких;

· взаимного распределения ("матричный") - при взаимном оказании услуг обслуживающими подразделениями.

При управлении затратами важно иметь в виду, что на величину плановых и фактических затрат, на их регулирование определенным образом влияет система учета. Нормативные акты о бухгалтерском учете, регламентируя эту систему, предоставляют во многих случаях право самому выбирать тот или иной вариант учета. В частности, вправе самостоятельно принять решения по следующим вопросам:

· амортизация основных средств: каким образом производить амортизационные отчисления - по единым нормам, по методу ускоренной амортизации, с дополнительным списанием (малые предприятия) или без него, с применением повышающих коэффициентов или без них;

· амортизация нематериальных активов: какие объекты этих активов подлежат амортизации, а какие нет; сроки полезного использования объектов;

· разделение средств труда на основные средства и малоценные предметы - определить предел стоимости средства труда, выше которого объект считается основным средством, а ниже - малоценным предметом;

· расходы будущих периодов - установить период, в течение которого эти затраты должны быть списаны на себестоимость продукции или иначе;

· резервы предстоящих расходов и платежей - решать, создавать или не создавать резервы (на оплату отпусков работникам, ежегодного вознаграждения за выслугу лет, на ремонт основных средств и другие);

· группировка и списание затрат на производство - выбрать способ группировки и списания затрат, калькулирования себестоимости;

· оценка приобретаемых товаров - по какой стоимости учитывать товары, приобретаемые для продажи: покупной или продажной;

· оценка материальных запасов, расходуемых на производство продукции, - выбрать способ списания: по единой себестоимости запаса, себестоимости первых по времени закупок (способ ФИФО), последних по времени закупок (способ ЛИФО), по себестоимости единицы закупаемых материалов.

Предприятие может принять самостоятельно решения также по другим направлениям учета (реализация, прибыль, займы, фонды, резервы), по вопросам форм его организации.
Особое значение для манипулирования уровнем затрат на инновационную деятельность имеет определение периода "расходов будущих периодов", из которых происходит финансирование значительной части маркетинговых и технологических расходов.







Сейчас читают про: