Концепция Б.З. Мильнера (2001) основана на утверждении о том, что подход к оценке эффективности различных вариантов организационной структуры определяется ее ролью в системе управления. Эффективность структуры должна оцениваться при анализе действующей и проектируемой организации.
Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учетом двух направлений оценки ее функционирования:
1) по степени соответствия достигаемых результатов установленным целям (начиная с уровня выполнения плановых заданий);
2) по степени соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к ее содержанию, организации и результатам. Трудности применения таких подходов обусловлены необходимостью обеспечения сопоставимости сравниваемых вариантов. Поэтому зачастую вместо них используют экспертные оценки организационно-технического уровня анализируемой и проектируемой системы или ее подсистем.
К показателям рациональности структуры (функциональной и организационной) и ее технико-организационного уровня, которые могут быть использованы в качестве нормативных при анализе эффективности действующего или проектируемого вариантов структур, могут быть отнесены следующие:
|
|
1) звенность системы управления;
2) уровень централизации функций управления;
3) принятые нормы управляемости;
4) сбалансированность распределения прав и ответственности;
5) уровень специализации и функциональной замкнутости подсистем и т.д.
Важное значение для оценки эффективности управления имеет выявление соответствия системы управления и ее организационной структуры объекту управления. Это выявляется через анализ:
1) сбалансированности состава функций и целей управления;
2) соответствия численности и состава работников объему и сложности работ;
3) полноты обеспечения производственно-технологических процессов требуемой информацией;
4) сбалансированности и непротиворечивости показателей эффективности и т.п.
Качество организационного поведения может быть отражено посредством группы показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты управленческого труда и затраты на него (текущие затраты на аппарат управления, единовременные расходы на исследовательские и проектные работы в области систем управления и др.). При этом используются количественные и качественные показатели. Эти показатели имеют нормативный характер и могут использоваться в качестве самостоятельных критериев и ограничений. Нормативными характеристиками могут быть производительность, экономичность.
В качестве показателей потенциала системы управления могут быть использованы адаптивность, управляемость и устойчивость.
Методы и индикаторы оценки эффективности систем управления в разрезе факторов эффективности: