12.1. Понятие, структура и функции финансовой системы
Финансы – это экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств.
Важнейшим элементом хозяйственного механизма современного общества является финансовая система.
Финансовая система – это совокупность финансовых отношений и комплекса кредитно-финансовых учреждений, используемых государством в целях регулирования фондов денежных средств.
Финансовые отношения – это система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального продукта.
В современных условиях финансовая система охватывает:
1. Государственные финансы – это особая сфера экономических отношений, связанная с распределением, перераспределением и потреблением части национального продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций. Они состоят из:
|
|
а) государственного бюджета,
б) местных бюджетов,
в) финансов государственных предприятий,
г) специальных правительственных фондов.
2. Финансы негосударственных предприятий (частных) и корпораций – выражают денежные отношения, которые возникают в ходе их экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятий.
3. Финансы домашних хозяйств - денежные фонды группы людей, которые объединяют свои доходы, имеют общую собственность и принимают экономические решения сообща. 4. Совокупность кредитно-финансовых учреждений – которая в настоящее время включает три основные группы кредитно-финансовых институтов:
- резервный банк (в Республике Беларусь функции резервного банка выполняет Национальный банк),
- систему коммерческих банков,
- систему специализированных кредитно-финансовых учреждений (сберегательные учреждения, страховые компании, инвестиционные компании, пенсионные фонды).
Финансовая система включает денежные отношения, складывающиеся:
- Между предприятиями как хозяйствующими субъектами.
- Внутри предприятий.
- Между государством и предприятиями.
- Между предприятиями и кредитно-финансовыми учреждениями.
- Между различными кредитно-финансовыми учреждениями.
- Между государственными органами различных уровней управления.
- Между государством и домашними хозяйствами.
Характерными чертами современных финансов являются:
- Денежная форма.
- Распределительный характер отношений, то есть отсутствие эквивалентного обмена.
- Распределение национального продукта через реальные денежные фонды.
Финансовая система опосредует весь механизм расширенного воспроизводства и способствует мобилизации ресурсов для повышения эффективности общественного производства. Финансовая система выполняет следующие функции:
|
|
1. Распределительную – которая охватывает первичное и вторичное распределение национального продукта. Первичное распределение обеспечивает процесс расширенного воспроизводства, вторичное – образование и пополнение централизованных денежных фондов государства, необходимых для ывполнения возложенных на него функций и нецентрализованных (муниципальных) фондов. В результате формируются и используются денежные ресурсы домохозяйств, частного предпринимательского сектора, государства и иностранного сектора экономики.
2. Регулирующую – которая состоит в том, что изменение условий и нормативов распределения и перераспределения денежных средств стимулируют или ограничивают экономический рост, а, соответственно, и изменяют уровень безработицы и инфляции.
3. Контрольную – проявляется в осуществлении контроля со стороны кредитно-финансовых учреждений за распределением и использованием финансовых ресурсов.
Мероприятия государства по аккумуляции финансовых ресурсов, их распределению и использованию называется финансовой политикой, основной составляющей которой является фискальная (налогово-бюджетная) политика. Финансовая политика осуществляется с помощью различных финансовых инструментов - цен, тарифов, таможенных пошлин, субсидий, дотаций, трансфертов, налогов, различных сборов.
12.2. Государственный бюджет, его функции и структура
Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Государственный бюджет – централизованный фонд денежных ресурсов, который используется правительством для выполнения соответствующих функций государства на микро- и макроуровнях. Совокупность общегосударственного бюджета и бюджетов административно - территориальных единиц представляет собой бюджетную систему страны. Её структура зависит от государственного устройства. В унитарных странах бюджетная система имеет двухуровневое построение – государственный и местные бюджеты (бюджеты городов, районов областей). В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – бюджеты штатов, земель, республик. В целом бюджеты различных уровней составляют консолидированный бюджет страны.
Государственный бюжет выполняет основные функции:
- Распределительную – обеспечивает формирование и расходование денежных средств государства на удовлетворение общенациональных потребностей.
- Контрольную – гарантирует формирование денежных средств и их расходование по предусмотренному назначению.
Государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей.
Структура доходной части:
- Налоги с юридических лиц.
- Налоги с физических лиц.
- Государственные займы.
- Прочие доходы:
· неналоговые платежи и сборы,
· поступления от продажи лотерейных билетов,
· поступления от продаж объектов государственной собственности, и т.д.
Структура расходной части:
- Социально-культурная деятельность.
- Экономическая деятельность.
- Дотации местным бюджетам областей и г. Минска.
- Оборона и гос. управление.
- Пополнение государственных запасов и резервов.
- Содержание органов внутренних дел (включая внутренние войска).
- Внешнеэкономическая.
К бюджетным средствам относятся внебюджетные фонды, которые количественно не включаются в состав госбюджета, но по принципу распределения и использования равнозначны бюджетным расходам государства. Их наличие обусловлено потребностью в привлечении дополнительных средств на конкретные цели. Внебюджетные фонды находятся в распоряжении центральных и местных органов власти и группируются по целевому назначению.
|
|
12. 3. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит.