Цели и инструменты государственного управления экономикой

Формирование экономической политики государства предполагает уяснение правительством целей данной политики, наличие в его распоряжении достаточного количества инструментов достижения этих целей, а также представление об эффективности имеющихся инструментов.

В современной теории экономической политики выделяют три уровня целей:

1. Высшая цель – максимизация общественного благосостояния.

2. Главные цели – цели, реализация которых обеспечивает функционирование рыночной экономики как таковой. В качестве главных целей выделяют следующие: поддержка экономической свободы предпринимательской деятельности, поддержание внутренней и внешней безопасности, обеспечение правопорядка.

3. Конечные цели – система прагматичных, количественно определенных целевых установок, реализация которых обеспечивает движение национальной экономики по пути достижения высшей цели.

Взгляды на структуру конечных целей государственного управления экономикой отражает рис.1.

Экономическая школа Структура конечных целей
Кейнсианство 1. Стимулирование экономического роста. 2. Достижение полной занятости. 3. Стабильность цен. 4. Равновесие платежного баланса.
Теория экономики предложения 1. Стимулирование экономического роста. 2. Стабильность цен.
Монетаризм Стабильность цен.

Рис1. Структура конечных целей экономической политики государства.

Объективным свойством разработки концепции государственного управления экономикой является необходимость расстановка приоритетов в процесс реализации поставленных целей экономической политики, что представляет собой необходимость определения государственными органами управления очередности реализации целей.

Причины расстановки приоритетов в экономической политике:

а) Необходимость учета правительством при определении и реализации целей экономической политики проблем сегодняшнего дня, порождаемых нестабильностью экономики. (Особенно актуально в условиях длительного кризиса, т.к. правительству необходимо выделить те проблемы, которые требуют незамедлительного решения);

б) Ограниченность регулирующего потенциала государства. (Даже в условиях развитой экономики для выполнения нескольких масштабных задач государству может не хватить средств. Это следствие объективного свойства экономической системы - ограниченности экономических ресурсов);

в) Большинство экономических инструментов, имеющихся в распоряжении государства, оказывает противоречивое воздействие на экономику. (Так, например, ограничительная денежная политика, способствующая торможению инфляции, одновременно сказывается на замедлении темпов экономического роста; бюджетные расходы на создание рабочих мест и выплату пособий, способствующих уменьшению уровня безработицы, могут, одновременно, вызвать рост инфляционных процессов и т.д. Обычно, выходом из данного свойства экономических инструментов является выбор одного из направлений экономической политики и, одновременно, задействование различного рода экономических амортизаторов для уменьшения негативного влияния выбранных инструментов на другие цели экономической политики).

Для реализации целей экономической политики необходимо определенное количество инструментов их реализации.

В теории экономической политики видное место занимает голландский экономист, первый лауреат Нобелевской премии с экономики Я.Тинберген. Именно он предложил количественное соотношение между целями экономической политики и инструментами их реализации, что получило название неравенства Я.Тинбергена:

Х ³ У,

где Х - количество инструментов экономической политики;

У- количество целей экономической политики;

которое показывает, что количество целей никогда не должно превышать запас имеющихся в распоряжении государства инструментов.

Это неравенство на практике используется в процессе прогнозирования условий экономического развития страны, в качестве одного из математических и функциональных ограничений в системе макроэкономических моделей.

В экономической литературе существует множество способов классификации инструментов государственного управления (экономической политики). Один из таких способов отражен на рис. 2.

       
   
Инструменты экономической политики
 
 


Инструменты долгосрочной экономической политики
Инструменты краткосрочной экономической политики
Бюджетная

-государственные расходы - налоги
планирование
прогнозирование
программирование
кредитно-денежная

-учетная ставка процента - операции на открытом рынке - норма резерва
социальная -дифференциация налогов -социальное страхование -социальные субсидии
внешне-экономи-ческая - таможенные пошлины - квоты - лицензии - валютные ограничения - валютные интервенции

Рис. 2. Классификация инструментов экономической политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: