1979 г. Жан-Франсуа Лиотар в книге «Состояние постмодерна» применяет понятие «постмодерн» для комплексной характеристики современной культуры.
«Предметом этого исследования является состояние знания в современных наиболее развитых обществах. Мы решили назвать его "постмодерн". Это слово … обозначает состояние культуры после трансформаций, которым подверглись правила игры в науке, литературе и искусстве…Упрощая до крайностей – мы считаем «Постмодерном» недоверие в отношении метарассказов». (Ж.-Ф. Лиотар. «Состояние постмодерна»)
Лиотар связывает постмодернизм с ощущением изжитости основных принципов или метанарративов,на которых базировалась западная цивилизация.
"Метанарратив"– это особый тип дискурса, возникший в эпоху модерна, и претендующий на особый статус по отношению к другим дискурсам (наррациям).
Метанарратив стремится утвердить себя не только в качестве истинного, но и в качестве справедливого, т.е. существующего на законных основаниях.
Термином «Метанарратив» и его производными ("метарассказ", "метаповествование", "метаистория", "метадискурс") Лиотар обозначает все те "объяснительные системы", которые, по его мнению, организуют буржуазное общество и служат для него средством самооправдания – религию, историю, науку, психологию, искусство (иначе говоря, любое "знание").
Согласно Лиотару, о ситуации "постмодерн" можно говорить "как о недоверии в отношении метарассказов", разочаровании в них.
Главной отличительной чертой эпохи постмодерна по Лиотару будет эрозия веры в "Великие метаповествования", легитимирующие, объединяющие и тотализирующие представления о современности, среди которых в качестве основных он выделяет:
• гегелевскую диалектику духа,
• идею прогресса,
• просветительское представление о знании как о средстве установления всеобщего счастья.