Историк настоящего, задумывался над многими вопросами (знание, секс и т.д.) – продукты социокультурного развития.
Книги французского философа и теоретика культуры Мишеля Фуко (1926-1984) о социальных науках, медицине, тюрьмах, проблеме безумия и сексуальности сделали его одним из самых влиятельных мыслителей современности.
Фуко выступает в роли историка мысли, пытаясь показать генеалогию казалось бы привычных и незыблемых для нас моделей и практики поведения.
Фуко не ограничивается анализом культурных феноменов, но подвергает критике и распредмечиванию представления и понятия, в которых они мыслятся.
Понятие секс появилось в 19 веке (до этого был брак и блуд).
Фуко предложил такой способ исторической реконструкции явлений, когда они трактуются, к порождаемые (конституируемые) в социальных практиках и дискурсах.
Дискурс и диспозитив – два ключевых понятия философии Фуко.
Дискурс – то есть то как смысловое поле, некий контекст.
В работах Фуко дискурс – это социально обусловленная система речи и действия, включающая в себя различные формы речевых высказываний, а также способы и правила обоснования этих высказываний, принятые в конкретном социокультурном пространстве и опирающиеся на господствующие властные отношения.
В понятии дискурса фиксируется неразрывность Текста, Техники и Власти.
Ты вынужден действовать в соответствии с социокультурными моделями, которые закреплены и поддерживаемы властью, воспроизведение которых приходит в рамках каких то технологий.
Власть Фуко понимает не как «совокупность институтов и аппаратов», а прежде всего как множественность отношений, имманентных среде, где они осуществляются.
Власть неотделима от дискурса, в рамках которого функционирует и одновременно конституирует его организацию.
«Власть, повсюду; не потому, что она все охватывает, но потому, что она отовсюду исходит». (М. Фуко.«Воля к знанию», l том «истории сексуальности»)
ДИСПОЗИТИВ (франц. Dispositif – порядок, расположение как «диспозиция», а также устройство, механизм) – термин философской концепции Фуко, фиксирующий систему стратегических ориентиров целеполагания, имплицитно задаваемую характерным для того или иного социума комплексом «власти- знания», и выступающий матрицей конфигурирования культивируемых этим обществом практик.
То есть диспозитив- единство дискурса, конституирующих практик и социальных отношений.
Используя понятия диспозитива, дискурса, властных отношений Фуко предпринимает анализ целого ряда феноменов (безумия, сексуальности и т. п.).
l том «Истории сексуальности» «Воля к знанию» не оставил камня на камне от понимания власти как репрессивной силы, подавляющей все и вся, включая и сексуальность.
«Наше общество, - скажет Фуко в интервью после выхода книги, - это общество не «репрессии» секса, а его «экспрессии»».
С XVlll в. при посредстве экономистов, демографов, педагогов, медиков и психоаналитиков создается четыре основных стратегии пересечения власти и знания:
- Истеризация женского тела, насыщенного сексуальностью и наделенного «биоморальной» ответственностью за детей в пространстве семьи; Сексуальность должна вытесняться.
- «педагогизация пола ребенка», наделенного противоестественной ранней сексуальностью. Школы по принципу панаптикона (девочки и отдельно мальчики), Ребенок всегда должен быть навиду.
- Воспитание ответственности брачных пар за производство потомства;
- Передача перверсивных удовольствий в ведении психиатрии.
Получаем по этим 4 пунктам четыре основных объекта познания:
- Женщина- истеричка;
- Мастурбирующий ребенок;
- Мальтузианская брачная пара;
- Перверсивный взрослый.
Фуко утверждал, что эти стратегии не направлены на борьбу против сексуальности, а по сути являются стратегиями ее производства. Сексуальность – это исторический диспозитив.
В результате проведенного анализа Фуко удалось показать, что явление сексуальности не является натуральным и лишь отчасти это явление имеет биологическую природу, напротив, сексуальность – явление культурно-историческое, поскольку его определяют социальные практики и отношения.
Пример, есть два способа удовлетворить одно и тоже желание: голод – можно руками и зубами разорвать, можно ножом и вилкой. Человек существо, где его биологические желания, психофизиологические они подчинены высшим психическим функциям.
«Фаустовский сговор, искушение которым диспозитив сексуальности вписал в нас, отныне таков: обменять жизнь всю целиком на секс сам по себе, на истину и суеверность секса. Секс вполне стоит смерти…»
Фуко показывает, что современное понимание сексуальности возникает под влиянием таких формирующихся в XVII-XVIII вв. практик как христианская исповедь, медицинский и педагогический контроль, практика наказания преступников, в которых усиливаются репрессивные и контрольные элементы. То есть ранее не было такого желания, которое было в 19 веке. Все начинается с исповеди: у меня был блуд, а какой блуд, а с кем, а в какой позе и т.д. то есть начиналась классификация.
«Не думать, что говоря «да» сексу, мы говорим «нет» власти; напротив, здесь мы следуем за нитью общего диспозитива сексуальности».
“Не секс-желание, но тела и удовольствия должны быть опорным пунктом для контратаки против диспозитива сексуальности”.
То есть получение больше удовольствия, забота о теле, о себе, практики себя.
“…можно написать историю и обнаружить те сплетения случайностей, откуда это вдруг возникло; что, однако, не означает, что эти формы рациональности были иррациональными; это означает, что они зиждятся на фундаменте человеческой практики и человеческой истории, и, поскольку вещи эти были сделаны, они могут - если знать, как они были сделаны, - быть «и переделаны».
Главный вопрос – как вырваться из этого всего.
Фуко искал ответ о том, как ему жить, который соединятся в его сознании с проблемой преодоления человеком социальной обусловленности.
Среди практик, конституирующих человека, Фуко находит те, которые помогают человеку меняться и развиваться. Эти практики Фуко называет «практиками (техниками) себя».
Спасение в понимании Фуко состоит не в обретении где-то там некой подлинной реальности, а в достойном философа и человека образе жизни здесь.
Анализировал древних греков. Видит, что у них понимание было другое, хотя потребности, строение тела не было другое. Они жили по-другому. Все имели семьи, не было гомосексуализма, но была любовь мужчины к мужчине. Для Греков важно было – ничего сверх меры, человек мера всех вещей.
[1] Симпозиум - пирушка, на которой собирались мужчины и философствовали.