История настоящего Мишеля Фуко

Историк настоящего, задумывался над многими вопросами (знание, секс и т.д.) – продукты социокультурного развития.

Книги французского философа и теоретика культуры Мишеля Фуко (1926-1984) о социальных науках, медицине, тюрьмах, проблеме безумия и сексуальности сделали его одним из самых влиятельных мыслителей современности.

Фуко выступает в роли историка мысли, пытаясь показать генеалогию казалось бы привычных и незыблемых для нас моделей и практики поведения.

Фуко не ограничивается анализом культурных феноменов, но подвергает критике и распредмечиванию представления и понятия, в которых они мыслятся.

Понятие секс появилось в 19 веке (до этого был брак и блуд).

Фуко предложил такой способ исторической реконструкции явлений, когда они трактуются, к порождаемые (конституируемые) в социальных практиках и дискурсах.

Дискурс и диспозитивдва ключевых понятия философии Фуко.

Дискурс – то есть то как смысловое поле, некий контекст.

В работах Фуко дискурсэто социально обусловленная система речи и действия, включающая в себя различные формы речевых высказываний, а также способы и правила обоснования этих высказываний, принятые в конкретном социокультурном пространстве и опирающиеся на господствующие властные отношения.

В понятии дискурса фиксируется неразрывность Текста, Техники и Власти.

Ты вынужден действовать в соответствии с социокультурными моделями, которые закреплены и поддерживаемы властью, воспроизведение которых приходит в рамках каких то технологий.

Власть Фуко понимает не как «совокупность институтов и аппаратов», а прежде всего как множественность отношений, имманентных среде, где они осуществляются.

Власть неотделима от дискурса, в рамках которого функционирует и одновременно конституирует его организацию.

«Власть, повсюду; не потому, что она все охватывает, но потому, что она отовсюду исходит». (М. Фуко.«Воля к знанию», l том «истории сексуальности»)

ДИСПОЗИТИВ (франц. Dispositif – порядок, расположение как «диспозиция», а также устройство, механизм) – термин философской концепции Фуко, фиксирующий систему стратегических ориентиров целеполагания, имплицитно задаваемую характерным для того или иного социума комплексом «власти- знания», и выступающий матрицей конфигурирования культивируемых этим обществом практик.

То есть диспозитив- единство дискурса, конституирующих практик и социальных отношений.

Используя понятия диспозитива, дискурса, властных отношений Фуко предпринимает анализ целого ряда феноменов (безумия, сексуальности и т. п.).

l том «Истории сексуальности» «Воля к знанию» не оставил камня на камне от понимания власти как репрессивной силы, подавляющей все и вся, включая и сексуальность.

«Наше общество, - скажет Фуко в интервью после выхода книги, - это общество не «репрессии» секса, а его «экспрессии»».

С XVlll в. при посредстве экономистов, демографов, педагогов, медиков и психоаналитиков создается четыре основных стратегии пересечения власти и знания:

  1. Истеризация женского тела, насыщенного сексуальностью и наделенного «биоморальной» ответственностью за детей в пространстве семьи; Сексуальность должна вытесняться.
  2. «педагогизация пола ребенка», наделенного противоестественной ранней сексуальностью. Школы по принципу панаптикона (девочки и отдельно мальчики), Ребенок всегда должен быть навиду.
  3. Воспитание ответственности брачных пар за производство потомства;
  4. Передача перверсивных удовольствий в ведении психиатрии.

Получаем по этим 4 пунктам четыре основных объекта познания:

  1. Женщина- истеричка;
  2. Мастурбирующий ребенок;
  3. Мальтузианская брачная пара;
  4. Перверсивный взрослый.

Фуко утверждал, что эти стратегии не направлены на борьбу против сексуальности, а по сути являются стратегиями ее производства. Сексуальность – это исторический диспозитив.

В результате проведенного анализа Фуко удалось показать, что явление сексуальности не является натуральным и лишь отчасти это явление имеет биологическую природу, напротив, сексуальность – явление культурно-историческое, поскольку его определяют социальные практики и отношения.

Пример, есть два способа удовлетворить одно и тоже желание: голод – можно руками и зубами разорвать, можно ножом и вилкой. Человек существо, где его биологические желания, психофизиологические они подчинены высшим психическим функциям.

«Фаустовский сговор, искушение которым диспозитив сексуальности вписал в нас, отныне таков: обменять жизнь всю целиком на секс сам по себе, на истину и суеверность секса. Секс вполне стоит смерти…»

Фуко показывает, что современное понимание сексуальности возникает под влиянием таких формирующихся в XVII-XVIII вв. практик как христианская исповедь, медицинский и педагогический контроль, практика наказания преступников, в которых усиливаются репрессивные и контрольные элементы. То есть ранее не было такого желания, которое было в 19 веке. Все начинается с исповеди: у меня был блуд, а какой блуд, а с кем, а в какой позе и т.д. то есть начиналась классификация.

«Не думать, что говоря «да» сексу, мы говорим «нет» власти; напротив, здесь мы следуем за нитью общего диспозитива сексуальности».

“Не секс-желание, но тела и удовольствия должны быть опорным пунктом для контратаки против диспозитива сексуальности”.

То есть получение больше удовольствия, забота о теле, о себе, практики себя.

“…можно написать историю и обнаружить те сплетения случайностей, откуда это вдруг возникло; что, однако, не означает, что эти формы рациональности были иррациональными; это означает, что они зиждятся на фундаменте человеческой практики и человеческой истории, и, поскольку вещи эти были сделаны, они могут - если знать, как они были сделаны, - быть «и переделаны».

Главный вопрос – как вырваться из этого всего.

Фуко искал ответ о том, как ему жить, который соединятся в его сознании с проблемой преодоления человеком социальной обусловленности.

Среди практик, конституирующих человека, Фуко находит те, которые помогают человеку меняться и развиваться. Эти практики Фуко называет «практиками (техниками) себя».

Спасение в понимании Фуко состоит не в обретении где-то там некой подлинной реальности, а в достойном философа и человека образе жизни здесь.

Анализировал древних греков. Видит, что у них понимание было другое, хотя потребности, строение тела не было другое. Они жили по-другому. Все имели семьи, не было гомосексуализма, но была любовь мужчины к мужчине. Для Греков важно было – ничего сверх меры, человек мера всех вещей.


[1] Симпозиум - пирушка, на которой собирались мужчины и философствовали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: