Психические процессы, связанные с безопасностью

Рассмотрим некоторые закономерности, характерные для психических процессов, свойств и состояний, и учет их в прак­тической деятельности службой охраны труда.

Память - это свойство запоминания, сохранения и после­дующего воспроизведения индивидуумом информации, непо­средственно связанной с безопасностью, особенно оператив­ного характера.

Запоминание тесно связано с забыванием, определяемым закономерностью Эббингауза ("кривая забывания" изобра­жена на рис. 1.2).

Рис. 1.2. График зависимости объема информации, сохра­ненной в памяти человека.

Аналитически "кривая забывания" представляется сле­дующей зависимостью

m = 1/exp(t) – 0,1

где т - количество сохраненной в памяти информации, %;

т - время сохранения информации в памяти, час.

Из этой закономерности следует, что за первые 9 часов информация уменьшается от 100% до 35%.

Следовательно, чтобы восполнить утраченную информа­цию необходимо проводить обучение, инструктажи и т.д. Та­ким образом, "кривая забывания" может служить научной основой для организации учебно-инструктивной подготовки работников по охране труда, особенно в отношении перио­дичности.

Внимание - это направленность сознания на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуатив­ную значимость; а также сосредоточение сознания, предпо­лагающее повышенный уровень сенсорной, умственной или двигательной активности.

Для привлечения внимания к опасностям используются различные средства - звуковые, зрительные и т.д.

Визуальная информация по безопасности представлена в виде плакатов, надписей, знаков, световых сигналов, различ­ных видов окраски опасных объектов и др.

Сенсорная информация, в основном зрительная, слуховая и тактильная, организуется при помощи восприятия.

Восприятие (перцепция) - это полисенсорное отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосред­ственном воздействии на органы чувств. Перцептивные об­разы имеют в основном полисенсорный характер, т.к. исполь­зуется информация от нескольких видов анализаторов (зри­тельного, слухового,тактильного).

Исследованиями установлено, что качественное воспри­ятие информационных средств по технике безопасности долж­но соответствовать определенным правилам, в частности, ную музыку, фотодизайн и др.

Эмоции - это непосредственное переживание какого-либо чувства. Основными видами эмоций являются стенические и астенические. Стенические эмоции (решимость, радость, во­одушевление, азарт) побуждают к активным действия, пре­одолению препятствий и устранению причин угрозы для че­ловека.

Астенические эмоции (боязнь, опасение, страх, испуг, ужас) характеризуются уходом от борьбы, замыканием в себя, из­лишними переживаниями. Проявление эмоций связано с тем­пераментом и характером.

Эмоциональные проявления учитываются при допуске на определенные виды ответственных работ (авиаполеты, хирур­гия и т.д.).

С эмоциями тесно связаны аффекты, т.е. эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком, бурно протекаю­щие, характеризующиеся значительным изменением созна­ния, нарушением контроля за действиями (утратой самооб­ладания), а также изменением всей жизнедеятельности чело­века.

Аффект служит главной эмоциональной травматогенной формой. В состоянии аффекта, например, отчаяния может возникнуть ступор (застывание в неподвижной позе) или об­морок. После аффективной вспышки может внезапно насту­пить аффективный шок, характеризующийся разбитостью, упадком сил, неподвижностью, вялостью. Людей, склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным работам.

Настроение - это общее эмоциональное состояние, окра­шивающее в течение длительного времени протекание отдель­ных психических процессов и поведение человека. Настрое­ние в меньшей степени является эмоциональной основой в травмогенных ситуациях. Однако длительное эмоционально-отрицательное настроение может привести к фрустрациям, то есть к состоянию неспособности к активным действиям при наличии объективно-непреодолимых (или субъективно воспринимаемых) трудностей, что в свою очередь может при­вести к ослаблению организма и служить причиной несчаст­ных случаев.

Воля - это форма психической активности человека, кото­рая предполагает регулирование человеком своего поведе­ния, торможение ряда других стремлений и побуждений; пре­дусматривает организацию различных действий в соответст­вии с сознательно поставленными целями. Основными осо­бенностями волевой деятельности являются: осознанность, детерминированность как жизненными обстоятельствами, так и складом личности. Основным элементом волевой деятель­ности служит волевой акт.

Волевые качества являются источником травмогенных ситуаций, точнее, их антипод, то есть внушаемость, нереши­тельность, безволие, импульсивность. Наиболее опасным счи­тается групповое внушение, когда сильная, но антисоциаль­ная личность внушает большому количеству людей идеи на­несения телесных повреждений и даже самоуничтожения.

К психическим состояниям относится мотивация, которая очень тесно соприкасается с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокупность желаний, устрем­лений, побуждений, мотивов, установок и других побудитель­ных сил личности. Мотивационная сфера имеет определен­ную структуру в виде иерархии мотивов. Согласно мнения ученых, например, А.Маслоу, одним из важных мотивов яв­ляется обеспечение безопасности. Неразвитость или ослаб­ление этого мотива может вовлечь человека в травмогенную ситуацию.

Основные элементы теории мотивации психологии безо­пасности труда (ПБТ) следующие: структура, сила мотива­ции, конфликт мотивов, усиление мотивов и др.

Т.Томашевский установил такую пятизвенную мотивационную структуру: выгода, безопасность, удобства, удовлетво­ренность и нивелирование. Представитель гуманистической психологии А.Маслоу, предложил такую мотивационную структуру поведения: биологические мотивы, безопасность, привязанность и ласка, оценка и признание, актуализация творческих потенций.

Как видно из этих примеров, на втором месте находится мотив безопасности, что свидетельствует о его важности. Поэтому рассмотрим основные разработки в этой области.

Связь силы мотивов и трудность жизненных задач можно представить такой концептуальной альтернативной схемой:

либо стремление к успеху, например, к заработку; либо избе­гание неудач и несчастий, например, травм.

Графическая модель разработанной концепции изображена на рис. 1.3.

 
 


Рис. 1.3. Зависимость мотивации либо от доминирования стремления к успеху Ds, либо стремление к избеганию не­удач Df.

Следующий элемент мотивационной сферы - это расхож­дение и замещение мотивов, связанных с когнитивным дис­сонансом, возникающим из-за расхождения между поведени­ем предпочитаемым индивидом и навязанном извне. Когни­тивный диссонанс вызывает у человека психологический дис­комфорт. Поэтому человек меняет один из указанных моти­вов и устраняет диссонанс, что служит проявлением мотива сохранения прошлого опыта. Это явление изучал Л.Фестингер.

Конфликт мотивов отметил Ж. Фаверж в виде альтернати­вы: сегрегация, т.е. выделение мотивов, и конгрегация, т.е. слияние мотивов, например, конфликт между экономической выгодой и несоблюдением безопасных правил поведения.

Усиление мотивов установил Дж.Халл, связавший его с "градиентом цели", означающим, что с приближением к цели сила мотива увеличивается. Например, градиент выгоды за­частую оказывается больше градиента опасности при завер­шении работ.

Ч.Ундейч это положение изобразил с помощью графика, представленного на рис. 1.4.

Мотив достижения цели


Мотив избегания опасности

Рис. 1.4. Изменение силы мотива по мере приближения к цели.

Мотивация связана с другим базовым понятием безопас­ности деятельности - риском, который означает либо дейст­вие, сопряженное с опасностью, либо действие в условиях неопределенности. Причинами рискованного поведения счи­таются следующие причины:

а) выгода,

б) опасность проигрыша.

А.В.Петровский установил мотивированный риск и немо­тивированный риск (бескорыстный риск).

Согласно мнения ученых, например, Х. Гейма, субъектив­ная готовность к риску индивида определяется такими его качествами как; наличие мотива выгоды, доминантность в общении, экстравертированность, ригидность, эгоцентризм, легкомыслие и боязливость.

Психические свойства, влияющие на безопасность

Основными психическими свойствами, влияющими на безопасность человека, считаются характер и темперамент.

Характер человека. Важную роль в обеспечении безопас­ности человека играет его характер, под которым понима­ется совокупность индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в типичных для данной личности способах действия при определенных обстоятельствах, а также свое­образным отношением личности к этим обстоятельствам. Физиологической основой характера служат динамические стереотипы. Ряд характерных свойств человека объединя­ются в симптомокомплексы или факторы, которые в сово­купности образуют структуру характера.

В настоящее время существует много вариантов много­факторных структур характера, выявляемых с помощью тес­тирования, например, методом 16-ти факторного определи­теля личности Кеттелла.

Для рассматриваемой темы представляют интерес сле­дующие факторы: робость-смелость, нерешительность-реши­тельность, ригидность-пластичность. Эти факторы тесно связаны с эмоционально-волевой сферой и были частично раскрыты выше. Характер учитывается при профориентации и профотборе.

Определенное отношение к безопасной деятельности име­ет темперамент, то есть характеристика индивида со сторо­ны динамики психических особенностей: интенсивности, ско­рости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

В отличие от социально приобретенного характера, тем­перамент обусловлен генетически. Согласно наиболее об­щепринятой дифференциации по темпераметру выделяют­ся: холерики, меланхолики, флегматики и сангвиники. Тем­перамент может играть определенное значение для возник­новения травмогенных ситуаций в более длительных отрез­ках времени в отличие от характера. Например, общеизве­стно, что при неблагоприятных обстоятельствах меланхо­лик чаще становится жертвой собственной трусости, чем хо­лерик или сангвиник.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: