Рассмотрим некоторые закономерности, характерные для психических процессов, свойств и состояний, и учет их в практической деятельности службой охраны труда.
Память - это свойство запоминания, сохранения и последующего воспроизведения индивидуумом информации, непосредственно связанной с безопасностью, особенно оперативного характера.
Запоминание тесно связано с забыванием, определяемым закономерностью Эббингауза ("кривая забывания" изображена на рис. 1.2).
Рис. 1.2. График зависимости объема информации, сохраненной в памяти человека.
Аналитически "кривая забывания" представляется следующей зависимостью
m = 1/exp(t) – 0,1
где т - количество сохраненной в памяти информации, %;
т - время сохранения информации в памяти, час.
Из этой закономерности следует, что за первые 9 часов информация уменьшается от 100% до 35%.
Следовательно, чтобы восполнить утраченную информацию необходимо проводить обучение, инструктажи и т.д. Таким образом, "кривая забывания" может служить научной основой для организации учебно-инструктивной подготовки работников по охране труда, особенно в отношении периодичности.
Внимание - это направленность сознания на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость; а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень сенсорной, умственной или двигательной активности.
Для привлечения внимания к опасностям используются различные средства - звуковые, зрительные и т.д.
Визуальная информация по безопасности представлена в виде плакатов, надписей, знаков, световых сигналов, различных видов окраски опасных объектов и др.
Сенсорная информация, в основном зрительная, слуховая и тактильная, организуется при помощи восприятия.
Восприятие (перцепция) - это полисенсорное отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Перцептивные образы имеют в основном полисенсорный характер, т.к. используется информация от нескольких видов анализаторов (зрительного, слухового,тактильного).
Исследованиями установлено, что качественное восприятие информационных средств по технике безопасности должно соответствовать определенным правилам, в частности, ную музыку, фотодизайн и др.
Эмоции - это непосредственное переживание какого-либо чувства. Основными видами эмоций являются стенические и астенические. Стенические эмоции (решимость, радость, воодушевление, азарт) побуждают к активным действия, преодолению препятствий и устранению причин угрозы для человека.
Астенические эмоции (боязнь, опасение, страх, испуг, ужас) характеризуются уходом от борьбы, замыканием в себя, излишними переживаниями. Проявление эмоций связано с темпераментом и характером.
Эмоциональные проявления учитываются при допуске на определенные виды ответственных работ (авиаполеты, хирургия и т.д.).
С эмоциями тесно связаны аффекты, т.е. эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком, бурно протекающие, характеризующиеся значительным изменением сознания, нарушением контроля за действиями (утратой самообладания), а также изменением всей жизнедеятельности человека.
Аффект служит главной эмоциональной травматогенной формой. В состоянии аффекта, например, отчаяния может возникнуть ступор (застывание в неподвижной позе) или обморок. После аффективной вспышки может внезапно наступить аффективный шок, характеризующийся разбитостью, упадком сил, неподвижностью, вялостью. Людей, склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным работам.
Настроение - это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени протекание отдельных психических процессов и поведение человека. Настроение в меньшей степени является эмоциональной основой в травмогенных ситуациях. Однако длительное эмоционально-отрицательное настроение может привести к фрустрациям, то есть к состоянию неспособности к активным действиям при наличии объективно-непреодолимых (или субъективно воспринимаемых) трудностей, что в свою очередь может привести к ослаблению организма и служить причиной несчастных случаев.
Воля - это форма психической активности человека, которая предполагает регулирование человеком своего поведения, торможение ряда других стремлений и побуждений; предусматривает организацию различных действий в соответствии с сознательно поставленными целями. Основными особенностями волевой деятельности являются: осознанность, детерминированность как жизненными обстоятельствами, так и складом личности. Основным элементом волевой деятельности служит волевой акт.
Волевые качества являются источником травмогенных ситуаций, точнее, их антипод, то есть внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность. Наиболее опасным считается групповое внушение, когда сильная, но антисоциальная личность внушает большому количеству людей идеи нанесения телесных повреждений и даже самоуничтожения.
К психическим состояниям относится мотивация, которая очень тесно соприкасается с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокупность желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудительных сил личности. Мотивационная сфера имеет определенную структуру в виде иерархии мотивов. Согласно мнения ученых, например, А.Маслоу, одним из важных мотивов является обеспечение безопасности. Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в травмогенную ситуацию.
Основные элементы теории мотивации психологии безопасности труда (ПБТ) следующие: структура, сила мотивации, конфликт мотивов, усиление мотивов и др.
Т.Томашевский установил такую пятизвенную мотивационную структуру: выгода, безопасность, удобства, удовлетворенность и нивелирование. Представитель гуманистической психологии А.Маслоу, предложил такую мотивационную структуру поведения: биологические мотивы, безопасность, привязанность и ласка, оценка и признание, актуализация творческих потенций.
Как видно из этих примеров, на втором месте находится мотив безопасности, что свидетельствует о его важности. Поэтому рассмотрим основные разработки в этой области.
Связь силы мотивов и трудность жизненных задач можно представить такой концептуальной альтернативной схемой:
либо стремление к успеху, например, к заработку; либо избегание неудач и несчастий, например, травм.
Графическая модель разработанной концепции изображена на рис. 1.3.
Рис. 1.3. Зависимость мотивации либо от доминирования стремления к успеху Ds, либо стремление к избеганию неудач Df.
Следующий элемент мотивационной сферы - это расхождение и замещение мотивов, связанных с когнитивным диссонансом, возникающим из-за расхождения между поведением предпочитаемым индивидом и навязанном извне. Когнитивный диссонанс вызывает у человека психологический дискомфорт. Поэтому человек меняет один из указанных мотивов и устраняет диссонанс, что служит проявлением мотива сохранения прошлого опыта. Это явление изучал Л.Фестингер.
Конфликт мотивов отметил Ж. Фаверж в виде альтернативы: сегрегация, т.е. выделение мотивов, и конгрегация, т.е. слияние мотивов, например, конфликт между экономической выгодой и несоблюдением безопасных правил поведения.
Усиление мотивов установил Дж.Халл, связавший его с "градиентом цели", означающим, что с приближением к цели сила мотива увеличивается. Например, градиент выгоды зачастую оказывается больше градиента опасности при завершении работ.
Ч.Ундейч это положение изобразил с помощью графика, представленного на рис. 1.4.
Мотив достижения цели
Мотив избегания опасности
Рис. 1.4. Изменение силы мотива по мере приближения к цели.
Мотивация связана с другим базовым понятием безопасности деятельности - риском, который означает либо действие, сопряженное с опасностью, либо действие в условиях неопределенности. Причинами рискованного поведения считаются следующие причины:
а) выгода,
б) опасность проигрыша.
А.В.Петровский установил мотивированный риск и немотивированный риск (бескорыстный риск).
Согласно мнения ученых, например, Х. Гейма, субъективная готовность к риску индивида определяется такими его качествами как; наличие мотива выгоды, доминантность в общении, экстравертированность, ригидность, эгоцентризм, легкомыслие и боязливость.
Психические свойства, влияющие на безопасность
Основными психическими свойствами, влияющими на безопасность человека, считаются характер и темперамент.
Характер человека. Важную роль в обеспечении безопасности человека играет его характер, под которым понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в типичных для данной личности способах действия при определенных обстоятельствах, а также своеобразным отношением личности к этим обстоятельствам. Физиологической основой характера служат динамические стереотипы. Ряд характерных свойств человека объединяются в симптомокомплексы или факторы, которые в совокупности образуют структуру характера.
В настоящее время существует много вариантов многофакторных структур характера, выявляемых с помощью тестирования, например, методом 16-ти факторного определителя личности Кеттелла.
Для рассматриваемой темы представляют интерес следующие факторы: робость-смелость, нерешительность-решительность, ригидность-пластичность. Эти факторы тесно связаны с эмоционально-волевой сферой и были частично раскрыты выше. Характер учитывается при профориентации и профотборе.
Определенное отношение к безопасной деятельности имеет темперамент, то есть характеристика индивида со стороны динамики психических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.
В отличие от социально приобретенного характера, темперамент обусловлен генетически. Согласно наиболее общепринятой дифференциации по темпераметру выделяются: холерики, меланхолики, флегматики и сангвиники. Темперамент может играть определенное значение для возникновения травмогенных ситуаций в более длительных отрезках времени в отличие от характера. Например, общеизвестно, что при неблагоприятных обстоятельствах меланхолик чаще становится жертвой собственной трусости, чем холерик или сангвиник.